Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

  1. Тема: Сбор семян однолетних растений.

Точки экологической тропы:  «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха».

 

   Программное содержание: дать детям представление об огромном значении семян в жизни растений, формировать умение правильного сбора семян. Продолжать систематизировать знания детей о частях растений. Учить сравнивать натуральный объект наблюдений с изображенным на фотографии. Продолжать учить детей читать схематичные изображения.

 

   Материалы и оборудование: прозрачные коробочки для сбора семян с наклеенными ярлычками, маркер, фотографии (картинки) с изображением однолетних растений: настурция, петунья, бархатцы, ипомея (вьющееся растение). Письмо от Гриба Боровика. Схема экологической тропы.

 

   Ход.

   Воспитатель – Ребята, вот и наступила осень. Еще стоят теплые солнечные деньки, но уже видны приметы осени. Какие они, назовите их? (Ответы детей.) Воспитатель читает стихотворение Т.Шорыгиной «Приметы осени»:

    Осень подойдет неслышно,

    Тихо встанет у ворот.

    В огороде листик вишни

    На дорогу упадет.

    Это первая примета,

    Что от нас уходит лето.

    А вторая – куст малины

    В нитях белой паутины.

    Чуть короче станет день,

    Потемнеют облака,

    Словно их накроет тень,

    Станет пасмурной река.

    Третья верная примета:

    Осень бродит близко где-то.

    Ранним утром на поляны

    Лягут белые туманы,

    А потом уж, жди не жди,

    Моросящие дожди

    Пеленой затянут просинь –

    Значит, наступила осень.

   Воспитатель (читает письмо от Гриба Боровика) «Здравствуйте, ребята! Наступила осень. Все растения готовятся к зиме: сбрасывают на землю листья и семена. Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Помогите мне, пожалуйста, собрать семена тех растений, которые изображены на фотографиях. Ваш Гриб Боровик.» (воспитатель с детьми рассматривает фотографии растений)

   Воспитатель– Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения и на каких клумбах они растут. (Ответы детей.) Эти разноцветные грамофончики (ипомея) растут на клумбе у Аистов. Это вьющееся растение: у него очень длинный стебель, который оплетается вокруг опор. Это бархатцы, мы с вами их видели на клумбах в «Пеньково». Это петунья и настурция – они растут на клумбе у Черепахи.  (воспитатель с детьми намечает маршрут по схеме экологической тропы: точка «Березовая аллея» - точка «Аисты» - точка «Пеньково» - точка «Черепаха». Следуют по маршруту.)

 

1.Точка «Березовая аллея»- начальная точка маршрута.

 

2.Точка «Аисты»

   Воспитатель – Ребята, давайте поищем нужное нам растение. (находят ипомею) Как я уже говорила – это вьющееся растение. Посмотрите, какой длинный у него стебель, он обвил и пень и гнездо аистов. Цветы ипомеи очень похожи на воронку или старый граммофон. А вот и семена. Они спрятаны в небольшой круглой коробочке. Собирать нужно только сухие коробочки – в них семена уже созрели. Срывать коробочки нужно аккуратно: одной рукой придерживать стебель, чтобы не повредить растение, а другой аккуратно, не надавливая, оторвать коробочку. Если сильно надавить на сухую коробочку, то она лопнет и семена рассыплются. (Воспитатель с детьми собирают семена в прозрачную пластиковую коробочку, на которой воспитатель маркером схематично рисует цветок и стебель ипомеи.)

 

3.Точка «Пеньково».

   Воспитатель – Вот мы нашли и бархатцы. Это небольшие кустики с ярко-оранжевыми цветами. Посмотрите, на растении есть засохшие цветы, а где же семена? (Ответы детей.) Семена у этого растения находятся в засохшем цветке. (Воспитатель срывает один засохший цветок бархатцев, разламывает его и показывает семена.) Поэтому нужно аккуратно отломать головки засохших цветов и сложить в коробочку. (Воспитатель с детьми собирают семена в прозрачную пластиковую коробочку, на которой воспитатель маркером схематично рисует цветок бархатцев.)

 

4.Точка «Черепаха»

  Воспитатель – Ребята, помните, мы с вами весной садили настурцию и петунью. Вспомните, какие у них семена? (Ответы детей.) У настурции семена черные горошины. Прячутся они в круглых коробочках на стебле (показывает). У петуньи семена очень мелкие. Находятся они в заостренных коробочках, которые образовались на месте засохшего цветка. Собирать нужно сухие закрытые коробочки, срывать аккуратно, чтобы не повредить растение и не рассыпать семена. (Воспитатель с детьми собирают семена в прозрачные пластиковые коробочки, на которых воспитатель маркером схематично рисует петунью и настурцию).

   Воспитатель – Сегодня мы с вами хорошо потрудились. Собрали много семян. Весной мы их посадим в землю и у нас в детском саду снова будут цвести красивые растения и всех радовать. А сей час мы пойдем играть на спортивную площадку. (Проводится любая подвижная игра)

 

 

 

Старший воспитатель МБДОУ ДС №39

Кононова Ирина Федоровна

 

Пос.Сенной, Темрюкского района, Краснодарского края

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сбор семян зарянки

систематизировать представления детей о частях растений; формировать умение грамотного сбора семян зарянки и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в ...

Цветник на участке дошкольного учреждения. Подбор однолетних растений для выращивания в цветнике, их характеристика

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания ребят. При наличии хорошего участка д...

Фотоотчет о проведении мероприятий, посвященных самому красивому времени года Осень. Тема: «Осенний сбор семян цветов»

Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у...

Осенняя акция по сбору семян дубов.

Дуб – одна из наиболее долговечных пород деревьев, встречающихся в России, его посадки будут наиболее устойчивыми. Дубы ассоциируются с силой. В лесных экосистемах это дерево играет важную роль:...

Осень - пора сбора семян !

Это — с носиком пушинки,Это — горсточка зерна.Тут — горошек, там — крупинки.Что же это?- Семена.- А зачем мы их набрали?Не красивы, не вкусны…Только место занимают!...