ЭССЕ на тему: "Опыт гуманного отношения"
статья (окружающий мир) по теме

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_gumannogo_otnosheniya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Экология, как наука, начала свое стремительное развитие и эволюционирование в XX веке. В 50-ые годы прошлого века в центре ее внимания были вопросы, направленные на изучение взаимодействия организмов, образующих сообщества-системы (биоэкология). К 70-м годам складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества людей и окружающей среды. Одним из механизмов (если не ведущим) самоорганизующегося начала нового типа равновесия в биосфере становится экологическое образование, которое формирует у человечества экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическое мышление, а в итоге — целостную систему экологической культуры.

С 90-х годов XX века в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д.Зверев, Н.М Мамедов, А.Н.Захлебный, Б.Т.Лихачев, И.В.Цветкова, Г.А.Ягодин). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становиться появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Были разработаны и успешно внедрены в практику программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы - земляне», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»).

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять на всех возрастных этапах развития ребенка с использованием адекватных возрасту методов и средств.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природы мира. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдение, наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

О значении наглядного метода обучении говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений, экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям.

Поэтому моя работа направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

1.Значение наблюдения в экологическом воспитании дошкольников

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерно активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдений может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов ( растений, животных ),сезонных явлений. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Метод наблюдения в ознакомление детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний — это представления, то есть образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

Наблюдение позволяет мне показать детям природу в естественных условиях во всём её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

С неживой природой дети знакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов и на прогулках.

На занятии посвященном свойствам воды (в его основе лежат разработки Н.Рыжовой ), дети убеждаются: вода - прозрачная жидкость, не имеющая формы, вкуса, запаха. Каждый опыт завершается краткой беседой, делается вывод о данном свойстве воды и поднимается вопрос экологического характера. Например, говоря о прозрачности воды, задаются вопросы: «Могут ли рыбы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чего им будет не хватать? Кто бы мог жить в такой реке?». Дети размышляют над вопросами: «Можно ли пить морскую воду? Почему воду из водопровода пить можно, а из реки нельзя?». Во второй части занятия даю детям две ёмкости: в одной вода из реки, во второй из аквариума. Предлагаю детям понюхать её, не пробуя на вкус, отметить цвет, используя белую бумагу как фон. Сравнивая воду, дети ещё раз убеждаются: вода в реке грязная. Задаю вопрос: «В какой воде лучше жить растениям и животным: в чистой или грязной?». Далее в беседе выявляю, можно ли очистить речную воду и провожу соответствующий опыт по фильтрованию воды. Завершаю занятие тем, что дети ещё раз вспоминают, кто загрязняет реку и как ей можно помочь.

Данное занятие помогает углублению познавательных интересов, развитию желания узнать что-то новое и необычное об окружающей среде, а также расширению конкретных знаний и активизации памяти и речи дошкольников.

Во время наблюдений за объектами живой и неживой природы у детей развивается и мышление. Заинтересовавшись чем-то, они задают вопросы. Я же стараюсь не давать сразу готового ответа, а предлагаю подумать, поразмыслить и ответить на свой вопрос самостоятельно. Предлагаю попробовать установить связь наблюдаемых изменений при появлении новых жизненных сезонных условий. Попробовать установить ассоциации с подобными изменениями у человека (ребёнка) и других объектов природы. Очень интересно наблюдать за тем, как дети обсуждают различные варианты, выдвигают свои гипотезы. И, казалось бы, простой, очевидный ответ, бывает для них порой настоящим открытием, о котором они с увлечением рассказывают и взрослому, и другим детям. Поощряя эти маленькие открытия детей, мы зарождаем в них стремление, развивать свои познавательные способности, вызываем эмоциональное и вместе с тем осознанное грамотное отношение к природе.

Наблюдения в природе помогают сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам природы, так как наблюдаем ли мы за растениями, животными, птицами, насекомыми или неживой природой, мы обязательно останавливаемся на том, что многие живые существа приносят пользу, если нет, то просто красивы, радуют глаз. То что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Без них невозможна гармония, потому что в природе всё взаимосвязано, целесообразно. Необходимо бережно относиться и к неживой природе, потому что всё это может быть полезно для живых существ.

Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к их заботам и готовность прийти к ним на помощь, если ребёнок с детства в своём мироокружении был лишён общения с миром природы.

«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». (Сухомлинский)

2. Использование наблюдения природы в эстетическом воспитании дошкольников

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природу — этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. « Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтоб ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или не большом городе, то общение с природой, кажется не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же и здесь есть небо, и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их.

Ведь смотреть - не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тога, когда сознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо и луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежат душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или грозу, или дождь. Редко встречается город, где нет реки, озера или пруда. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, парки, сады, скверы. Здесь и нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки, начинают желтеть листья, как зацветают цветы.

На прогулке стараюсь показать детям особенности поведения воробьев, голубей, галок, пытаемся вместе описать их оперение, глаза, форму тела и лапок, так же рассказываю детям об их образе жизни, заботах и т.п. Совместно делаем кормушки для птиц, и дети затем подкармливают птиц на протяжении всей зимы.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» и окружающих домашних животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы — это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего детства. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические вкусы и чувства. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед нами стоит задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды, стук капель дождя, шелест листьев. Вкус позволяет различить сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи — это отдельный мир. Существует море запахов - запах тополиных почек после дождя, запах теплой земли, запах весны. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая стоит перед воспитателем.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за птицами.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив и цель — то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребность, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задачи, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно, оценивать картину виденного ими в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрым - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему, стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - у нас - это аквариум, или можно завести «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приведет к тому, что ребенок проникнется теплом и жалостью к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными.

Мы отвечаем за живое (животных, растения) перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

3. Накопление детьми опыта гуманного отношения к

природе

Главная цель экологического воспитания - основа духовного воспитания личности ребенка, формирования осознанного отношения к окружающей природе: к растениям, предметам и самому себе как части природы.

Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают: истоки экологического кризиса находятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточного развития его духовности. Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Кризис духовный - еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из под контроля нравственности. Такой интеллект является разрушителем гармонии божественного мира.

В настоящий момент все острее ощущается необходимость пересмотра отношения человека к окружающего миру и своему месту в нем. Настало время осознать: человек - это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не может осуществляться по одним только социально-экономическим законам, обеспечивающим многочисленные блага для тела - его биологической составляющей. Человек наделен душой, в нем есть космический дух, поэтому он должен развивать свой внутренний мир - это божественный потенциал, который не видим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру природы и людям.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно. Тем не менее, можно выделить качества характера, поведения ребенка, которые содержат в себе потенциал духовности. Для реализации этого потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств. Попытаемся определить их.

Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальнейшем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может превратиться в любознательность, устойчивый интерес к знаниям, стремление познавать сначала ближайший, а затем далекий (космический) мир.

Любовь к родным, близким (потребность в защищенности) может помочь ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопереживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия. Стремление стать лучше в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

Скромность, умение сдержать свои желания, готовность поделиться могут стать началом развития способности к самоограничению, воздержанности и даже самопожертвованию.

Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности. Неугомонная активность, стремление к деятельности, к получению результата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска в приложении своих сил.

Умение радоваться, замечать хорошее в любых его проявлениях может быть началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире.

Как же может быть использована обогащенная природная среда для развития духовной сферы ребенка? Ответ напрашивается сам собой: через систематическую организацию и осуществление разных видов педагогически целесообразной, психологически доступной деятельности с воспитанниками детских садов.

Главный вид деятельности - при наличии значительного количества растений и животных - создание для них экологически правильных (т.е. соответствующих им потребностям) условий.

Со стороны взрослых, в их деятельности, должен быть представлен образец грамотного и гуманного взаимодействия с природой.

Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым — ребенку необходимо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий. Только в этом случае, на конкретных примерах, дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных.

Итогом такой деятельности становится духовный компонент — осознанная радость от того, что и его усилиями все живое остается живым: растет лук, цветут цветы на клумбе, обитатели живого уголка и растения на окне получают полноценный уход.

Развивающийся познавательный интерес - это проявление духовности ребенка, которая в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях - это, по сути, внешние проявления такой духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Учитывая все выше сказанное, я стараюсь найти нужные слова, интонацию, чтобы показать детям красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой.

Общение с живыми существами, особенно маленькими зверьками, - еще одна важная деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту и гуманность, т.е. духовность нравственного порядка.

Развитию духовности способствуют наши мероприятия приуроченные ко дню Земли, а так же систематическая забота о зимующих птицах, акции посвященные сохранению елок в канун Нового года.

Н.М. Романенко подчеркивает: воспитание духовной культуры невозможно без духовной культуры учителя, без диалога культур. «Испытывая на себе духовное влияние учителя, ученик вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «выращивает» свою духовность в соответствии с общечеловеческим законом постижения истины, добра и красоты».

Перед тем как перейти к анализу практической деятельности, необходимо остановиться на психологической основе протекания процесса формирования динамических представлений о природе. Несмотря на возраст, дети должны получить в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности о природе. Дошкольное детство — период первоначального познания природы во всех ее проявлениях. Окружающая природа воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений. При систематической и последовательной работе дети способны понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни любого живого существа одновременно от ряда факторов. Например: растениям, кроме воды, нужны тепло, свет, питательная почва; рыбы в аквариуме не могут жить в слишком горячей или холодной воде, без света, растений, корма. Одновременно стараюсь сделать акцент на том, как человек становиться в ряде случаев важным фактором жизни живых существ. Поэтому, самая главная задача - научит ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе воспитывать в нем чувство ответственности: «Я большой - а бабочка маленькая, я сильный - а одуванчик слабый». Я считаю, что объединение различных состояний одного и того же объекта осуществляется в процессе всех его последовательных превращений. При этом каждое последующее состояние объекта воспринимается ребенком на основе сопоставления образов, получаемых в данный момент, с образом полученным ранее. Тогда происходит сложение в систему конкретных представлений, упорядоченных последовательностью их получения. Такая система - это основа образования динамичного представления о меняющемся объекте природы. Его специфика — взаимосвязанная совокупность образов, отражающих преобразование объектов природы, последовательную смену его состояний.

А.  Введем детей в мир познания.

Прививать любовь к природе, формировать элементарные знания о гуманном отношении к природе надо с раннего возраста. Основой чувственного познания природы, всех его процессов является наблюдение. Видный психолог C.JI. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мышления. Разнообразные динамические изменения становятся предметом наблюдений: ветер, птицы, облака и т.д. Причина привлекательности - динамичная мгновенная смена образов. Быстротечные явления (перемещение облаков, таянье снежинок на ладони) совершается за секунды и сразу создают в представлении ребенка динамичный образ, ибо начало, промежуточные моменты и конец процесса, ребенок видит почти одновременно.

Б.  Учим детей задавать вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно более устойчивое внимание, они задают множество вопросов, с интересом знакомятся с изменениями природы. Каждый день мы с детьми проводили наблюдения за погодой, учились задавать вопросы и отвечать на них правильно. Я стремилась к тому, чтобы дети учились сравнивать результаты наблюдений, а также делать первые элементарные выводы. Я задавала вопросы: «что лежит на земле?», «какой снег?», «что свисает с крыши?», «какие сосульки?» - а дети старались на них ответить. В разгар зимы мы начали проводить цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. В группе этого возраста реальные предметы можно заменить их изображением, так как действия с реальным предметом могут производиться на уровне представлений. Поэтому в своей работе использую в большом количестве иллюстрации, картинки, на которых можно проследить взаимосвязь явлений, динамику их развития.

Целевые прогулки этого периода становятся более разнообразными. Для каждой из них я подготавливаю материал, по какой то определенной теме, но, при этом, не отграничиваю детей от чего-то интересного, неожиданного, незапланированного, стараясь поддержать возникший интерес. Пример. В лесу, на одной из берез, дети увидели тлю. Я рассказала о том, что тля питается листьями, нанося большой вред. Затем мы нашли божью коровку, рассмотрели ее все вместе, одновременно я рассказала какую пользу, приносит она. Затем на прогулках постоянно напоминала, какую пользу приносят насекомые. Постепенно это принесло свои положительные результаты: дети перестали давить насекомых, они приносили их, мы все вместе их рассматривали, а затем отпускали.

Придумываю целевые прогулки, постоянно помнила, что дети быстро утомляются от длительных наблюдений, рассказов. Поэтому связывала наблюдение с детской деятельностью - выполнением несложных игровых трудовых заданий. Пример. Во время одной из прогулок дети увидели на поляне мусор и поинтересовались, откуда он тут взялся. Я рассказала, что этот мусор оставили люди, которые здесь отдыхали. Затем задала ответный вопрос о том, правильно ли они поступили. Ответ детей был единогласным - нет. Я рассказала о том, что надо беречь и охранять природу и предложила убрать мусор. Дети с энтузиазмом принялись за уборку и остались очень довольны результатом.

Накопление гуманного отношения к природе связанно с новыми методиками обучения, в том числе и наглядными. К ним относятся: элементарное экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей. Детям предложены первые опыты. Например, с луком, выращенным на окне и в темноте. Так же сажали лук в ящик и наблюдали за ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует устойчивый интерес к нему, позволяет делать выводы о динамике роста и гибели, исходя из созданных условий.

На своих занятиях я использую «экологические буквари» В.Ф. Базарного, где можно отчетливо проследить динамику изменений от сезона к сезону. Все это позволили сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать. Работа, проведенная с детьми данного возраста, не только расширила знания о природе, но и способствовала формированию умения замечать изменения, находить их причину, устанавливать элементарную последовательность, положительно влияла на развитие мышления ребенка.

В.  Учим детей мыслить.

Моя задача - в процессе обучения активизировать запас знаний и привести их в систему, развить поисково-исследовательскую деятельность. Чтобы «наполнит головы» детей интересным содержанием, я проводила с ними различные опыты. Старалась, чтобы ребенок воспринимал себя во взаимодействии с окружающим миром: без его участия погибнут растения, не починится игрушка, останется невостребованной игра, погибнет комнатное растение без воды. Сознательно пошла на эксперимент: оставили на выходные не политым огонек. После выходных, смотря на засохший цветок, я задала вопрос «Что же он не мог набрать воды без нас?». Ответ детей: он не может ходить. Так им образом дети сами подвели итог, что без их помощи растение погибнет.

Ежегодно в нашем детском саду проводится «День воды», и, естественно, это помогает детям формировать в своём сознании бережное отношение к воде. В рамках этого дня проходят беседы «Круговорот воды в природе», «Береги воду», занятия о воде, игры с водой, конкурсы рисунков.

В дошкольном учреждении проведены акции «Чистое утро». Дети принимали участие не только в беседах о бережном отношении к природе, но и благоустраивали территорию: собирали ветки, листья, помогали высаживать рассаду.

Ко дню птиц также провели акцию с беседами, играми о птицах, совместным изготовлением и развешиванием скворечников. Участие принимали дети, их родители, педагоги.

Постоянное общение с животными, имеющимися в детском саду, выращивание цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время — это необходимое условие для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому.

В результате проведенной работы, системы мероприятий, дети были подведены к выводу: все живые существа являются частью ПРИРОДЫ, для их роста и развития необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих. Была затронута нравственная сторона мероприятий. Мы воспитываем ЧЕЛОВЕКА и поэтому учу беречь то, что нас окружает.

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы по экологическому воспитанию дошкольников. Экология не только наука — это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома - планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании и образовании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Дошкольник стремится переносить отношения, существующие между людьми, на отношения с объектами природы, стремится сам постигнуть суть явлений. Экологическое воспитание дошкольников включает в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её охраны, эстетические и этические чувства, интерес к природе и проблемам её охраны, деятельность по сохранению и улучшению природной среды, навыки культурного поведения в природе.

В результате проведенной мною большой работы дети начинают задумываться об отношении взрослых к природе и задавать вопросы: Разве можно оставлять после себя мусор? Разве хорошие люди так поступают? Готовы ли мы ответить на эти вопросы?

Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе и моя задача состоит в том, чтобы раскрыть её перед ребёнком, помочь маленьким душам увидеть её, научить ценить это богатство. Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы.

Считаю, что успешно справляюсь с поставленными задачами по экологическому воспитанию, так как вижу результаты своей работы, и они имеют положительную динамику. У детей заложены основы гуманного отношения к природе, они проявляют большой интерес к объектам природы, легко усваивают информацию о взаимосвязях в природе в соответствии с возрастом. Познание природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Обучение организовано так, чтобы ребёнок учился с желанием, был инициативным, ведь для развития мышления, речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый от восприятия различных предметов, мира природы. Дети проявляют интерес, желание наблюдать, слушать, задавать вопросы, учатся целесообразно вести себя в природе.

Самая трудная задача — это направить неиссякаемую энергию в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело глубокий смысл, и было наполнено радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...

Воспитание гуманных отношений в детском сообществе

Статья из опыта работы педагога по теме "Взаимоотношения дошкольников". В ней раскрыты особенности работы с детьми младшего и среднего возраста...

Воспитание гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста.

Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным.Ознакомление с животными на занятии.Ознакомление с животными...