Дидактические игры по ОБЖ
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Чебанина Елена Юрьевна

Вашему вниманию представлены дидактические игры, способствующие формированию у детей младших дошкольников знаний о своем организме, правилах безопастности и основах здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_obzh.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

Угостим куклу чаем

Цели:

- добиться повторения названий чайной посуды, порядок сервировки стола  для чаепития;

- дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Уложим куклу спать.

Цели:

- закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;

- уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;

- закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.

Содержание игры.

Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Что где лежит.

Цели:

- закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;

- уточнить знания о расположении предметов в группе;

- закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду.

Цели:

- уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе

Оборудование: игрушка Чебурашка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.

Содержание игры.

Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее  детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Чебурашке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Оденем куклу на прогулку

Цели:

- закрепить названия зимней одежды;

- уточнить порядок одевания.

Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться

Цели:

- закрепить названия зимней одежды и порядок одевания;

- формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.

Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.

Содержание игры.

Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки( пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д.

Узнай и назови овощи

Цели:

- закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя;

- продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает картинки, уточняет названия овощей, затем, убрав наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Куда положить урожай Зайчика

Цели:

- закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты";

- упражнять в умении их дифференцировать.

Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.

Содержание игры.

Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.

Угадай на вкус

Цели:

- закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу;

- закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.

Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.

Содержание игры.

После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности( капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит.д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.

Назови правильно

Цель:

- уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах( цвет, форма. вкус, запах);

- закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Оборудование: картинки овощей и фруктов.

Содержание игры.

Игра проводится как закрепление игры, организованной на занятии про фрукты.

У нас порядок

Цели:

- формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место;

закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту;

- воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.

Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.

Содержание игры.

Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.

Найди картинку

Цели:

- закрепить знание названий одежды;

- совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.

Оборудование: картинки с изображением одежды.

Содержание игры.

Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней , весенне- осенней одежде.

Таня проснулась

Цели:

- закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот;

- упражнять в пользовании носовым платком.

Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.

Содержание игры.

Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.  

Купание куклы

Цели:

- закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья:

- уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела;

- способствовать формированию привычки опрятности.

Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду

 нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Как мы узнаем предмет

Цели:

- закреплять знание о роли органов чувств.

Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.а

Содержание игры.

Педагог напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по - разному. Затм предлагает:

 - найти определенные предметы;

- с закрытыми глазами потрогать предметы и определить их на ощупь( меховые, холодные, мокрые);

- с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты;

- понюхать и назвать предмет.

Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.

Кто что умеет

Цели:

- закрепить знание о частях тела и их роли для человека;

- формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: мяч.

Содержание игры.

Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:

Что твои умеют ручки?

Что умеют делать тучки?

Что твои умеют ножки?

Что умеют делать рожки?

Что твои умеют глазки?

Кто умеет слушать сказки?

Что умеют делать пальчики?

Что умеют делать зайчики?

Что умеет ротик твой?

Кто пойдет гулять со мной?

Запомни движение

Цель:

- совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.

Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.

Содержание игры.

Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки  с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.

Покажем кукле, как работает парикмахер

Цели:

- уточнить знание о труде парикмахера;

- продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

Содержание игры.

Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит детей помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

 Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить о

Сделаем кукле красивые прически

Цели:

- закреплять знание ухода за волосами;

- уточнить названия необходимых для этого предметов;

- формировать понятия" опрятный внешний вид".

Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол ( они без носков и туфель, волосы не причесаны и т.д.), просит привести  их в порядок, сделать им прически. Уточняет, какие предметы необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных волос, показывает отдельные приемы, продолжают работу дети.

Подбери бант по цвету

Цели:

- упражнять в завязывании банта;

- закреплять знание основных цветов;

- продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.

Оборудование: куклы в платья разного цвета, банты разного цвета.

Содержание игры.

Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.

Кто помогает соблюдать чистоту и порядок

Цели:

- закрепить знание о труде дворника, помощника воспитателя, мастера по стирке белья и предметах их труда;

- закреплять знание о правилах гигиены.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, картинки предметов, необходимых им для работы.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает с детьми картинки, уточняет, что делают люди этих профессий, как важно соблюдать правила гигиены. Затем раздает детям предметные картинки и предлагает положить предметы труда к соответствующим картинкам. При проверке выполнения уточняет названия и назначение.

Запомни движение

Цели:

- закрепить знание об основных видах движений( ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях;

- упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно - моторную память. внимание;

- продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.

Содержание игры.

Воспитатель показывает движение, затем предлагает послушать стихотворение или короткий рассказ, назвать и воспроизвести показанное движение.

Назови вид спорта

Цель:

- закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

Оборудование: картинки с изображением различных видов спорта.

 Содержание игры.

Воспитатель показывает картинки, предлагает назвать вид спорта  и показать характерные для него движения.

Угадай вид спорта по показу

Цель:

- закреплять умение выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.

Оборудование: картинки с изображением различных видов спорта.

Содержание игры.

Воспитатель показывает картинку с изображением вида спорта одному из детей, который воспроизводит характерное для данного вида спорта движение. Остальные дети угадывают название.

Найди и назови

Цели:

- закрепить название наземного вида транспорта;

- закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.

Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта разного назначения и разного цвета.

Содержание игры.

Воспитатель раскладывает предметные картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например синюю машину, которая может перевезти сразу много пассажиров; красную машину, которая передвигается по рельсам, и т.д. Педагог побуждает детей давать полные ответы.

Какой огонек зажегся

Цель:

- закрепить знание цветов светофора..

Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.

Содержание игры.

Воспитатель поочередно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.

О чем говорит светофор

Цели:

- закреплять знание о значении цветов светофора и правила движения;

- упражнять в выполнении правил.

Оборудование: светофор, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

Содержание игры.

Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Чего не хватает

Цель:

- закрепить знание о частях автомашины.

Оборудование: картинки автомашин, части автомашин.

Содержание игры.

Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку.

Если кто- то заболел

Цели:

- закреплять знания о профессиях врача и медсестры;

- закреплять знание о том, что при серьезной травме необходимо вызвать врача скорой помощи, позвонив по номеру "03";

- упражнять в вызове врача и умении формулировать вызов.

Оборудование: Картинки( врач, машина скорой помощи), игрушечные кровать с куклами, игрушечный телефон.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. уточняет их содержание, побуждает вспомнить в каких случаях нужно вызвать врача на дом, а когда - скорую помощь, дает образец телефонного разговора и предлагает вызвать врача по телефону к кукле. Предварительно поясняет, что произошло с игрушкой( сломала руку, поднялась температура, кашель сильный...).

Расскажем мишке и кукле, как нам измеряли рост

Цели:

- закрепить знания о частях тела человека;

- формировать адекватное отношение к посещению медицинского кабинета;

- закреплять навыки рассказывания.

Оборудование:  игрушка мишка, ростомер из сюжетно- ролевой игры "Поликлиника".

Содержание игры.

Воспитатель предлагает измерить рост игрушечному мишке. Мишка боится этой процедуры, поэтому педагог просит детей рассказать о том, как им измеряли рост, и показать на атрибуте игры "Поликлиника".

Кому что нужно для работы

Цель: - закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Оборудование: картинки с изображением врача, повара, продавца и предметов, необходимых для работы людям этой профессий.

Содержание игры.

Воспитатель показывает картинки людей разных профессий, уточняет названия этих профессий, действия, раздает детям предметные картинки, затем показывает изображение человека определенной профессии и предлагает показать предметы, необходимые для его труда.

Назови вид спорта по показу

Цель:

- закреплять представления о видах спорта;

- продолжать формировать представление о пользе физкультуру картинки и спорта для здоровья.

Содержание игры.

Сначала воспитатель, а потом ребенок показывает упражнение или движение, характерное для определенного вида спорта, остальные дети отгадывают. Ребенок, давший правильный ответ, становится ведущим.

Я знаю, что можно, а что нельзя

Цель:

- закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения.

Оборудование: картинки- проблемные ситуации и безопасного поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.

Содержание игры.

Воспитатель раздает картинки, предлагает рассмотреть и ответить, правильно или неправильно поступают дети.

По грибы

Цели:

- закреплять знание об съедобных и несъедобных грибах;

- продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.

Оборудование: корзинки по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.

Содержание игры.

Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.

Разрешается - запрещается

Цель:

- закрепить знание правил безопасного поведения детей.

Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов( круги, кубики ил другие предметы).

Содержание игры.

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам - с правильными действиями изображенных персонажей.

Экзамен в Школе светофорных наук

Цели:

- закреплять правила пешехода;

- упражнять в правильном поведении на улице.

Оборудование: дорожные знаки, светофор, игрушки - транспорт, дорожная разметка, куклы, предметные картинки с изображением различного вида транспорта, детей.

Содержание игры.

Воспитатель раздает детям "экзаменационные билеты"- картинки, предлагает найти соответствующие игрушки и показать действия водителей и пешеходов в созданной игровой ситуации. По окончании игры дети получают диплом образцового пешехода.

Мы гуляем

Цели:

- закреплять знания о правильном общении и поведении с животными;

- продолжать формировать правила осторожного и бережного обращения с ними.

Оборудование: иллюстрации проблемных ситуаций.

Содержание игры.

Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие различные варианты встреч ребенка с животными: домашние кошка и собака; собака, гуляющая с хозяином; бездомная собак и т. д. Предлагает сказать, как можно и нельзя поступать в каждом случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...