Занятие по познавательному развитию "Звери и птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Боршош Светлана Сергеевна

Открытое занятие по познавательному развитию с использованием компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zveri_i_pticy_zimoy.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по познавательному развитию с использованием мультимедийных технологий на тему: «Птицы и звери зимой»

Воспитатель: Кодрина Светлана Сергеевна

Цель: 

  1. Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.

Задачи:

  1. закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов
  2. проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; 
  3. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.
  4. развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
  5. воспитывать любовь к родной природе.
  6. воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;
  7. с помощью компьютерной игры закреплять полученные знания о птицах и животных зимой;
  8. развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию; шапочки зверей, маски Январь, Февраль, Декабрь; конверты с заданиями «Собери животного»

Ход мероприятия

Приветствие.

  1. Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие… а к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!

  1. Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
  2. Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

(Зимой солнце сквозь слезы смеется.
Зима - не лето, в шубу одета.
В зимней шубке и морозы - шутка.
Зима лодыря морозит.
В зимний холод всякий молод.
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Много снега – много хлеба.)

  1. На какой тройке прилетела зима? ( 3 месяца) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

Наша русская зима, словно сказочное царство.

Никита Н. Я - Декабрь - первый месяц зимы. Про меня говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

Тимур Ш. А я - Январь –  середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

Артем С. Я - Февраль -  злой, холодный, ветреный месяц, не хочу уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают  подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

– Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (В зимний лес.)

Открывается картина зимнего леса.

Ребята, Зима приглашает нас пройтись  по лесным полянам и посмотреть её владения.

– Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

Динамическая пауза (имитация)

Действия выполняются в соответствии с текстом

В лес мы собираемся

Вот так одеваемся:

На голову – шапку,

На ножки – сапожки,

Шубку застегнем,

В зимнюю сказку войдем.

– Вот мы и добрались до леса.

– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

– Наша с вами задача – отгадать загадки и найти на них отгадки Напомнить детям о правилах безопасности работы с компьютером. Дети по очереди нажимают на правильный ответ.

 

Она спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год. (нажми на правильный ответ - БЕЛКА)

Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

Белка. (Настя С.)

На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

– Ребята, как белки приспособились к зиме?

Ответы детей: делают большие запасы еды

У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.

(нажми на правильный ответ – ЗАЯЦ)

Заяц. (Соня З.) Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.
– Ребята, а как заяц приспособился к зиме?

Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.


Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(нажми на правильный ответ – МЕДВЕДЬ)

Медведь. (Максим К.) Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

– А как медведь приспособился?

Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.

– А ещё какие животные поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её ….

 (нажми на правильный ответ – ЛИСА)

Лиса. (Яна Т.)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

– Как лисы приспособились к зиме?

Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.

Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы конечно догадались?
Это злющий страшный …

Волк (Коля К.)

Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

  1. Как волки приспособились к зиме?

Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.

  1. Молодцы, ребята.
  2. А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

Зрительная гимнастика

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

 Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

  1. Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)
  2. Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

– Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

– Зимушка-зима предлагает вам игру «НАКОРМИМ ПТИЦ»
ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно?
(Белка – животное, ласточки зимой у нас нет.)
УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.
– На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом?
(Зимующие)

Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина «Покормите птиц»)

Покормите птиц зимой    
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

  1. Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одно задание. (в конвертах части тела животных. Нужно правильно собрать и назвать животного)
  2. Сложи детали и посмотри, что получилось.
  3. Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
  4. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Занятие по познавательному развитию "Покормим птиц зимой"

На этом занятии дети закрепляют полученные знания о зимующих птицах, о том, как люди заботятся о птицах зимой....

Познавательно-творческий проект "Птицы зимой" для старших дошкольников.

Проектная деятельность со старшими дошкольниками очень увлекательная и познавательная деятельность, как для самих детей, так и для педагогов. А если увлечь родителей, то и для них....

конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...

Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки»

Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки» Цель: дать детям элементар...

Презентация к занятию по познавательному развитию "Покормите птиц зимой"

Презентация к занятию по познавательному развитию "Покормите птиц зимой"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию. Тема: «Птицам надо помогать – нашу зиму зимовать».

Расширить знания  детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....