Главные вкладки

    Занятие по познавательному развитию "Звери и птицы зимой"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Боршош Светлана Сергеевна

    Открытое занятие по познавательному развитию с использованием компьютерных технологий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zveri_i_pticy_zimoy.rar2.36 МБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое занятие по познавательному развитию с использованием мультимедийных технологий на тему: «Птицы и звери зимой»

    Воспитатель: Кодрина Светлана Сергеевна

    Цель: 

    1. Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.

    Задачи:

    1. закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов
    2. проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; 
    3. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.
    4. развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
    5. воспитывать любовь к родной природе.
    6. воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;
    7. с помощью компьютерной игры закреплять полученные знания о птицах и животных зимой;
    8. развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

    Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию; шапочки зверей, маски Январь, Февраль, Декабрь; конверты с заданиями «Собери животного»

    Ход мероприятия

    Приветствие.

    1. Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие… а к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку:

    Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица –
    Белокожа, светлолица.
    Как махнула рукавом –
    Все покрыла серебром!

    1. Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
    2. Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

    (Зимой солнце сквозь слезы смеется.
    Зима - не лето, в шубу одета.
    В зимней шубке и морозы - шутка.
    Зима лодыря морозит.
    В зимний холод всякий молод.
    В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

    Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Много снега – много хлеба.)

    1. На какой тройке прилетела зима? ( 3 месяца) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

    Наша русская зима, словно сказочное царство.

    Никита Н. Я - Декабрь - первый месяц зимы. Про меня говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

    Тимур Ш. А я - Январь –  середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

    Артем С. Я - Февраль -  злой, холодный, ветреный месяц, не хочу уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают  подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

    – Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (В зимний лес.)

    Открывается картина зимнего леса.

    Ребята, Зима приглашает нас пройтись  по лесным полянам и посмотреть её владения.

    – Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

    Динамическая пауза (имитация)

    Действия выполняются в соответствии с текстом

    В лес мы собираемся

    Вот так одеваемся:

    На голову – шапку,

    На ножки – сапожки,

    Шубку застегнем,

    В зимнюю сказку войдем.

    – Вот мы и добрались до леса.

    – Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

    – Наша с вами задача – отгадать загадки и найти на них отгадки Напомнить детям о правилах безопасности работы с компьютером. Дети по очереди нажимают на правильный ответ.

     

    Она спряталась в дупло
    В нем и сухо и тепло.
    Запасла грибов и ягод
    Столько, что не съесть и за год. (нажми на правильный ответ - БЕЛКА)

    Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

    Белка. (Настя С.)

    На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

    – Ребята, как белки приспособились к зиме?

    Ответы детей: делают большие запасы еды

    У него нет берлоги,
    Не нужна ему нора,
    От врагов спасают ноги,
    А от голода кора.

    (нажми на правильный ответ – ЗАЯЦ)

    Заяц. (Соня З.) Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.
    – Ребята, а как заяц приспособился к зиме?

    Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.


    Летом ходит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза пряча нос.

    (нажми на правильный ответ – МЕДВЕДЬ)

    Медведь. (Максим К.) Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

    – А как медведь приспособился?

    Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.

    – А ещё какие животные поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

    Хитрая плутовка
    Рыжая головка
    Хвост пушистый – краса
    А зовут её ….

     (нажми на правильный ответ – ЛИСА)

    Лиса. (Яна Т.)

    А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

    – Как лисы приспособились к зиме?

    Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.

    Кто в лесу разбойник серый?
    Кто зубами щёлк да щёлк?
    Вы конечно догадались?
    Это злющий страшный …

    Волк (Коля К.)

    Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

    1. Как волки приспособились к зиме?

    Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.

    1. Молодцы, ребята.
    2. А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

    Зрительная гимнастика

    «Елка».

    Вот стоит большая елка,

    Вот такой высоты.

    У нее большие ветки.

    Вот такой ширины.

    Есть на елке даже шишки,

    А внизу – берлога мишки.

    Зиму спит там косолапый

    И сосет в берлоге лапу.

     Выполняют движения глазами.

    Посмотреть снизу вверх.

    Посмотреть слева направо.

    Посмотреть вверх.

    Посмотреть вниз.

    Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

    1. Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)
    2. Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

    – Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

    – А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

    – Зимушка-зима предлагает вам игру «НАКОРМИМ ПТИЦ»
    ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно?
    (Белка – животное, ласточки зимой у нас нет.)
    УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.
    – На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом?
    (Зимующие)

    Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина «Покормите птиц»)

    Покормите птиц зимой    
    Пусть со всех концов
    К нам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма,
    Горсть зерна нужна.
    Горсть одна –
    И не страшна будет им зима.

    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

    1. Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одно задание. (в конвертах части тела животных. Нужно правильно собрать и назвать животного)
    2. Сложи детали и посмотри, что получилось.
    3. Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.
    4. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

    Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

    Занятие по познавательному развитию "Покормим птиц зимой"

    На этом занятии дети закрепляют полученные знания о зимующих птицах, о том, как люди заботятся о птицах зимой....

    Познавательно-творческий проект "Птицы зимой" для старших дошкольников.

    Проектная деятельность со старшими дошкольниками очень увлекательная и познавательная деятельность, как для самих детей, так и для педагогов. А если увлечь родителей, то и для них....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 30.11.2016-13.12.2016 ГОДА....

    Конспект НОД по познавательному развитию "Поможем птицам зимой"

    Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) "Поможем птицам зимой" для детей 3-4 лет...

    ООД по познавательному развитию "Покормите птиц зимой"

    Способствовать расширению познавательных интересов детей и развитию  творческих способностей...