Главные вкладки

    Проект "Яблоня"
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

    краткосрочный проект для детей средней группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_yablonya.docx31.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №1 «Берёзка»

    г.Светлогорск

    Заведующая МБДОУ Крутских Л.М.

    ds.brezka1948@gmail.com

    Тема проекта: «Яблоня»

    Средняя группа «Одуванчики»

    автор и реализатор проекта

    воспитатель высшей квалификационной

     категории

     Степура Т.В.

    Актуальность.

    Яблоню не зря называют деревом любви и плодородия, ведь она покровительствует молодости, браку и детям, а также урожаю.

    В христианской традиции это древо познания

    К яблоне с давних времен относятся с почетом, уважением.

    Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

    Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

    Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

    При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

    Цель проекта:

    1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
    2. формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
    3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
    4. формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
    5. развитие познавательного интереса участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
    6. Вызвать интерес к конкретному объекту – дереву-яблоне; вызвать желание    оберегать, защищать, заботиться о нем.
    7. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к яблоне, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о нем в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.

    Задачи:

    1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
    2. Сформировать представление о:
    1. жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, может быть грустным, здоровым, больным…), как единого целостного организма;
    2. строении; функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол…);
    3. влиянии света, тепла, воды;
    4. связи дерева с другими животными;
    5. роли человека в жизни растения;
    6. экологически грамотном поведении, общении человека с растением.
    1. Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности.
    2. Познакомить детей с растением - яблоней, учить отличать дерево (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), поддерживать интерес к жизни растения, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть ее красоту.
    3. Дать детям представление о саде, закреплять название фруктов, воспитывать умение вести себя на природе, показывать значение фруктов для здоровья человека
    4. Формировать у детей элементарное представление о здоровье и болезни, желание быть здоровым, помочь осознать, что болеть  - это плохо, о пользе витаминов для здоровья человека.
    5. Обогащать и расширять словарный запас детей;
    6. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
    7. - развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
    8. - побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

    Родители:

    1.   - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
    2. - развитие совместного творчества родителей и детей;
    3. - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
    4. - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский. краткосрочный (неделя)

    Участники проекта – дети средней группы, родители, педагоги

    Проблема. Как из цветочка получаются яблоки.

    Предполагаемый результат:

    - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

    - содействие творческому развитию детей;

    - развитие эмоциональной отзывчивости;

    - гармонизация отношений между взрослыми и детьми

    - осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему.

    Продукт проектной деятельности:

    1. Коллективная лепка «Яблонька»
    2. Рисование красками «Яблоко»
    3. Аппликация «Яблоки на тарелочке»

    Коллективная аппликация «Поспели яблоки в саду»

    Презентация проекта:

    - оформление выставки

    - «Мы с мамой испекли яблочный пирог»

    Основные этапы реализации проекта:

    Подготовительный:

    - Консультация для родителей : «Яблочный спас»

    - обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

    - подбор  методической, художественной литературы , иллюстративного, натурального  материала (Яблоки) по теме проекта;

    - подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

    - составление плана работы.

    Основной :

                                                Непосредственно-организованная деятельность

     Образовательная область

    содержание

    Худ. литература

    1.  Пословицы и поговорки о деревьях.
    2. Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки»
    3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Яблонька»
    4. Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
    5. Считалочка
    6. Ян Райнис  «Дедушка и яблоньки»
    7. «Старик и яблони» Л.Толстой
    8. «Сказка про яблоню»  А.Колесникова
    9. Ю.Левитанский «Сказка про яблоню»
    10. «Про яблоню»
    11. «Яблоня и пчела»
    12. «Яблоко спелое» Я.Аким
    13. «Гуси-лебеди»

    Познание

    1. Экскурсия «Яблонька душистая, подружись со мной…»
    2. Настольно-печатные игры «Что где растет», «Сад», «Аскорбинка  и ее друзья».
    3. Дидактическая игра «Полезно – вредно».
    4. «Узнай по вкусу», «Угадай по форме»
    5. «Сосчитай сколько»
    6. Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
    7. «Четвертый лишний»
    8. «Сложи картинку»
    9. Изготовление яблочного сока
    10. Испечем яблочный пирог

    Здоровье

    1. Сюжетно-игровые физкультурно-оздоровительные занятия «Прогулка в сад».
    2. Оздоровительные упражнения «Мы – листочки», «Деревья».
    3. Сюжетная гимнастика «Мы – деревья», «О чем рассказывают деревья».
    4. Фитобар: «Рассказы о полезном чае», «Что нам помогает не болеть», «Где живут витамины».
    5. Психогимнастика «Посадили яблоньку».
    6. Беседа: «Где живет здоровье»
    7. Физкультминутка «Вот так яблоко» В.Волина стр 390
    8. Пальчиковая гимнастика «Деревья», (Система упражнений по воспроизведению образа дерева)
    9. Подвижные игры «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».
    10. Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)

    Коммуникация

    1. «Один - много»
    2. Выучить стих Я.Аким
    3. «Опиши яблоко»
    4. «Чудесный мешочек»
    5. «Назови ласково»
    6. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
    7. «Опиши дерево по схеме»

    Художественная деятельность

     

    1. Коллективная лепка «Яблонька»
    2. Рисование красками «Яблоко»
    3. Аппликация «Яблоки на тарелочке»
    4. Коллективная аппликация «Поспели яблоки в саду»

     Сюжетно-ролевая игра

    День рождение у Яблоньки

    Испечем яблочный пирог

    Совместная деятельность детей и воспитателя.

    1. Чтение Пословицы и поговорки о деревьях, «Гуси-лебеди»Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки» И. Токмаковой «Яблонька» К. Ушинского «Спор деревьев». Ян Райнис  «Дедушка и яблоньки», «Старик и яблони» Л.Толстой ,«Сказка про яблоню»  А.Колесникова , Ю.Левитанский «Сказка про яблоню»,«Про яблоню», «Яблоня и пчела», Разучивание считалочки  и «Яблоко спелое» Я.Аким
    2.   Дидактические и подвижные игры.
    3. Сюжетно-ролевые инры
    4. Наблюдение и экскурсии
    5. Конкурс чтецов сихотворения Я.Акима
    6. Художественно- творческая деятельность
    7. Оформление выставки детских работ по

                             Самостоятельная  деятельность детей.

    1. Рассматривание иллюстраций.  
    2. Самостоятельная изобразительная деятельность

    (рисование, раскраски, лепка, аппликация,)

                           

                       Совместная деятельность детей и родителей.

    1. просмотр мультфильма «Яблонька», «Гуси-лебеди». Заучивание стихотворения.
    2. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению яблочного пирога, поделок, рисунков.

    Заключительный этап:

    1. Оформление выставки
    2. Рассказ «Как мы с мамой пекли яблочный пирог»
    3. Проведение итогов проектной деятельности.