Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская матрёшка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки.
  2. Учить детей различать разные техники росписи матрешек.
  3. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упр. в рисовании цветочных орнаментов.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
  2. Формировать эстетическое отношение к миру.
  3. Показать связь между видами народного творчества: народного промысла, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке, закрепить навыки связной речи.

Материалы: выставка матрешек: Сергиево-Пассадских, Полхов-Майданских, Семеновских, силуэты матрешек, вырезанные из бумаги белого цвета, гуашь, карандаши, кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_matryoshki.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №67 «Волшебник» Красносельского района

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская матрёшка»

Составила: Воспитатель гр. №11 Демина О. А.

Санкт - Петербург 2009

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрёшке.

2.Учить детей различать разные техники росписи матрёшек.

3. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании

Рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Воспитательные:

1.Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях,
углублять их знания о народном творчестве.

2.Формировать эстетическое отношение к миру.

3.Показать связь между видами народного творчества: народными
промыслами, русским фольклором ( песнями, потешками, прибаутками) ,русскими легендами и сказками.

 Коррекционные:

 Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке, закрепить навыки связной речи.

Материалы:

 выставка матрёшек-Сергиево-посадских,полхов-майданских, семёновских; силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги белого цвета, гуашь, карандаши, кисти.

ХОД:

1часть

Воспитатель в нарядной шали, накинутой на плечи:

Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок, знаю их великое множество и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказывать, а показать. Вот здесь у меня все и стоят, под красивым платком, немного подскажу - игрушки. Мы с вами уже знакомы с народными игрушками. А какие вы знаете народные игрушки? ( Ответы детей). А какие они на вид? ( Ответы детей). Да, они все яркие, весёлые, добрые и шумные, уж как свистеть- свиристеть умеют!

Для чего людям нужны игрушки? ( Ответы детей). Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только хорошо работать он горазд, а веселиться тоже умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? А ещё русский народ богат своей любовью - к родной земле, к своим детям. Вот для них-то и придумывали русские народные мастера всякие игрушки и забавы. Больше всего любили делать игрушки птиц и животных. Из каких *1 материалов делали игрушки? ( Ответы детей).

Как вы думаете, какие игрушки под платком? Вы узнаете, если отгадаете загадки:

             Словно репка, она крутобока,

             А под алым платочком на нас

             Смотрит весело, бойко, широко

             Парой чёрных смородинок-глаз.

             Алый шёлковый платочек,

             Яркий сарафан в цветочек,

             Упирается рука в деревянные бока.

             А внутри секреты есть:

             Может, три, а может, шесть.

             Разрумянилась немножко

      Наша русская...( матрёшка).

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Вот ещё одна загадка:

             Ростом разные подружки,

             Но похожи друг на дружку,

             Все они живут друг в дружке,

             А всего одна игрушка.

 Посмотрите, какие красивые есть у меня матрёшки. Присядьте на ковёр и послушайте мой рассказ:

 Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но главное, эта куколка с секретом! Внутри у неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала меньше. Про матрёшку придумали потешку:

    Шли матрёшки по дорожке,

    Было их немножечко:

    Две Матрёны, три Матрёшки

    И ещё Матрёшечка!

 Интересная потешка? Давайте вместе повторим ещё раз. В конце 19 века (это было очень давно) в усадьбе Абрамцево по эскизу (рисунку) художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут игрушку матрёшкой.

 Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу

мастер с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.

 Яркими весёлыми красками расписывает художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

 Усадьба Абрамцево- рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело. Стали делать матрёшек и в других местах России. Матрёшки из города Семёнова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и более «стройные». Есть матрёшки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами. Бывают матрёшки крохотные не больше напёрстка а есть и настоящие великаны - в метр высотой. Внутри такой « матрёшки» спрятан не один десяток её сестричек.

Матрёшка уже стала одним из символов России. Народ про матрёшек придумал не только стихи и загадки, но и песенки. Встаньте, я буду петь песенку, а вы покажите, какие матрёшки:

 Восемькуколдеревянных                                                                                              Круглолицых и румяных

 В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

 Всех матрёшками зовут.

2 часть.

Рисование сарафана для матрёшки и составление рассказа об игрушке.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? ( Ответы детей).

Та-ра-рушки, Та-ра-рушки-Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные, Да нарядные, Не-на-глядные...

Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрёшки.

Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрёшек, и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана. Воспитатель предлагает детям подумать, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать. Воспитатель предлагает детям пофантазировать, каким будет костюм матрёшки, если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.

После окончания работы воспитатель предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

В конце все дети со своими матрёшками встают и идут по кругу, повторяют потешку:

                       Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».

Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках.  Рассказ о самой популярной народной деревянн...

«Русская народная игрушка». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в подготовительной группе.

Воспитывать интерес к  народной игрушке.Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице»

Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. "Богатыри земли русской".

Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....