НОД "Кораблекрушение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дети отправляются в дальнее плавание, там с ними происходят приключения, которые необходимо преодолеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_korablekrushenie.doc95 КБ
Microsoft Office document icon nod_korablekrushenie.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

«Кораблекрушение»

(непосредственно образовательная деятельность,

старшая группа)

Матусова Ирина Юрьевна

Воспитатель

Кунгур, 2012

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально модулируемых проблемных ситуаций.

Задачи: 

Образовательные: 

Развивать поисковую деятельность детей:

  1. способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  2. умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  3. умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищам;

Развивающие:

- развивать способность делать собственные умозаключения.

Предварительная работа:

- чтение энциклопедий, книг;

- рассматривание иллюстраций, картин о путешественниках;

- посещение библиотек;

-проведения опытов «Фильтрация воды», «Прятки в воде», «Переливание воды», «Огненная вода»;

-разучивание правил безопасности на воде, при обращении с огнём, в лесу.

Оборудование:

-предметы (картинки): бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи, рыба в море;

-мяч;

-Аптечка, спички, верёвка, головные уборы;

-Бутылочки с питьевой водой;

-Карточки для плана действий ( подать сигнал бедствия; найти воду для питья; найти пищу; найти жильё.)

-Атрибуты к игре «Моряки»

-Макет пещеры;

-Картинки для «Азбуки выживания»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно - ориентировочный

Сюрпризный момент. В группе дети встают в круг для игры «Плавает – не плавает»

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?

- Вы хотели бы отправиться в путешествие по морю?

- На чём можно отправиться в путешествие по морю?

- Что для этого необходимо взять с собой?

Да

На корабле, на пароходе.

Аптечку, спички, верёвку, головные уборы, воды для питья, еды.

Основной этап.

Воспитатель:

- Садимся в корабль и отправляемся в плавание.

- Можно сегодня капитаном буду я? Все усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в далёкое плавание. (Звучит музыка «Симфония океана»).

- Где мы плывем?

- Каким может быть море?

(Раздаётся сильный гром, грохот)

- Прислушайтесь, что случилось, что это могут быть за звуки?

- У нас неприятность, наш корабль терпит бедствие. Что же нужно сделать? Наш корабль не может дальше двигаться.

- Всем ли хватит места в маленькой шлюпке? Как  всем  добраться до острова?

Совместно с детьми принимает один из предложенных вариантов.

- Куда мы дальше поплывём? Давайте посмотрим в бинокль.

- Что вы там видите?

- Плывём до острова.

- Где мы с вами оказались?

- Что такое остров?

- А ты как думаешь? А ты как думаешь?

- Значит, остров – это часть суши, со всех сторон окружённая водой.

- Мы с вами оказались на острове, далеко от людей, наш корабль не может продолжать путешествие.  

- Что нужно сделать, чтобы выжить?

 

 (Воспитатель выкладывает карточки – план действия).

- Что же нам делать?

- Как подать сигнал бедствия, чтобы к нам поспешили на помощь?

       

(Воспитатель обобщает ответы детей)

- Что мы с вами сделаем?

- Подали сигнал, что будем делать дальше?

- Правильно, нам с вами нужно научиться выживать.

- Для начала давайте осмотрим остров: были ли здесь раньше люди?

- Почему вы так решили?

         

- Пока мы с вами ходили по острову, я так захотела пить.

- Где взять воду?

- Давайте наберём воды из моря.

- Почему?

- Какую воду можно пить?

- Где бывает пресная вода?

- Вокруг нет ни озера, ни родника, где можно  взять воду для питья?

- Правильно, можно использовать дождевую воду.

- Недавно был дождь, и в листочке собралась вода. Давайте её выльем в банку и эту воду -

будем пить. (Выливают воду в банку.)

- Какая она?

- Что необходимо сделать с водой, чтобы она стала чистой, пригодной для питья?

- Что для этого необходимо?

- Где взять необходимое оборудование?

            Опыт «Фильтрация воды»

- Какая стала вода?

- Воду мы очистили, сейчас можно её пить? Почему?

- Правильно, её нужно прокипятить.

- А для чего нужно кипятить воду?

- Как мы сможем вскипятить воду?

- Давайте выльем воду в чайник и поставим кипятить её на костёр.

- А пока вода кипятиться, что мы с вами будем делать? (Дети возвращаются к плану). Оглянитесь вокруг, посмотрите, что может быть съедобного на острове?

- Это всё растёт на острове, если мы сорвём, можно ли будет это съесть? Почему?

- А это что? (Воспитатель показывает детям незнакомый фрукт).

- Его можно есть?  

- Почему?


- Правильно, можно кушать только то, что вы хорошо знаете.

- Что будем делать дальше? (Дети возвращаются к плану).

-Правильно, нужно найти жильё, чтобы спрятаться в случае непогоды.

- Где на острове можно спрятаться?

- Правильно, можно спрятаться в пещере. На этом острове она есть. Она укроет нас от ветра, непогоды.

  - Мы с вами сегодня преодолели опасности. Какие мы?

Слышится звук вертолёта.

- Что это?  Это за нами прилетел вертолёт. Садимся в вертолёт и полетели домой.

     Без разгона ввысь взлетает,

     Стрекозу напоминает

     Отправляется в полёт

     Наш российский вертолёт.

Дети садятся на корабль, проводится с/ р. игра «Моряки».

Соглашаются или предлагают свой вариант

Тёплое, солёное, спокойное, ласковое, бескрайнее, синее…

Началась буря, сильный ветер, грохот

Доплыть до острова.

Сесть в шлюпки…

Нет. Все не поместятся.

Тот,  кто умеет плавать доплывет до берега сам. Сплавать один раз до берега и вернуться еще.

Дети приставляют руки к глазам и смотрят в «бинокли»

Там вдалеке виден остров.

На острове

Это суша, со всех сторон окружённая водой.

Дети предлагают разные варианты.

 а) подать сигнал бедствия;

 б) найти воду для питья;

 в) найти пищу;

 г) найти жильё.

Подать сигнал, что мы здесь.

*зажечь на самом высоком месте костёр;

*поднять кусок яркой ткани на длинном шесте (палке);

*выложить на песке из камней или веток большое                                

 слово «СОС», «СПАСИТЕ»;

 *написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море.

Дети выбирают и делают яркую ткань на палку, бутылку с запиской.

Выживать.

Были.

-Оставлена пустая бутылка

-Место от костра

-Очки, верёвка…

Выпить морскую.

Её пить нельзя.

Она соленая, невкусная, ей не напьёшься.

Пресную.

В озере, ручье, реке.

Можно использовать дождевую.

Ее пить нельзя. Дождевая, грязная, мутная.

Профильтровать, очистить.

Вата, бумага, ткань.

В аптечке.

Чистая, прозрачная.

Её нужно прокипятить.

Чтобы уничтожить микробов.

В чайнике.

Дети называют предметы (картинки), которые находятся по всему острову (бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи)

Да, нет

Можно есть только то, что тебе знакомо.

Незнаем.

В пещере, под деревьями, сделать шалаш.

Прячутся в приготовленную пещеру

Смелые, ловкие, дружные, храбрые.

Вертолет, самолет. Имитация движений

Стихотворение

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: - Вот мы и дома. У нас всё хорошо, потому что мы были дружные и помогали друг другую. Представьте себе, что кто – то оказался в подобной ситуации и растерялся. Чем  мы  можем  помочь человеку?

 

 - Я предлагаю вам создать «Азбуку выживания» из картинок, которые у нас есть. Разложите картинки так, чтобы тот, кто их посмотрел, смог справиться с  подобной ситуацией.

- Что нового узнает человек,  обратившийся к нашей «Азбуке»?

           Игра «Что сначала, что потом»

           (по картинкам  из «Азбуки»)

 - Теперь мы можем быть спокойными за тех, кто попадёт на необитаемый остров.

 

Рассказать, нарисовать, написать как себя вести.

Как  вести  себя  в  ситуации на необитаемом острове.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

«Кораблекрушение»

(непосредственно образовательная деятельность,

старшая группа)

Матусова Ирина Юрьевна

Воспитатель

Кунгур, 2012

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально модулируемых проблемных ситуаций.

Задачи: 

Образовательные: 

Развивать поисковую деятельность детей:

  1. способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  2. умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  3. умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательность, желание помочь товарищам;

Развивающие:

- развивать способность делать собственные умозаключения.

Предварительная работа:

- чтение энциклопедий, книг;

- рассматривание иллюстраций, картин о путешественниках;

- посещение библиотек;

-проведения опытов «Фильтрация воды», «Прятки в воде», «Переливание воды», «Огненная вода»;

-разучивание правил безопасности на воде, при обращении с огнём, в лесу.

Оборудование:

-предметы (картинки): бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи, рыба в море;

-мяч;

-Аптечка, спички, верёвка, головные уборы;

-Бутылочки с питьевой водой;

-Карточки для плана действий ( подать сигнал бедствия; найти воду для питья; найти пищу; найти жильё.)

-Атрибуты к игре «Моряки»

-Макет пещеры;

-Картинки для «Азбуки выживания»

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно - ориентировочный

Сюрпризный момент. В группе дети встают в круг для игры «Плавает – не плавает»

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?

- Вы хотели бы отправиться в путешествие по морю?

- На чём можно отправиться в путешествие по морю?

- Что для этого необходимо взять с собой?

Да

На корабле, на пароходе.

Аптечку, спички, верёвку, головные уборы, воды для питья, еды.

Основной этап.

Воспитатель:

- Садимся в корабль и отправляемся в плавание.

- Можно сегодня капитаном буду я? Все усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в далёкое плавание. (Звучит музыка «Симфония океана»).

- Где мы плывем?

- Каким может быть море?

(Раздаётся сильный гром, грохот)

- Прислушайтесь, что случилось, что это могут быть за звуки?

- У нас неприятность, наш корабль терпит бедствие. Что же нужно сделать? Наш корабль не может дальше двигаться.

- Всем ли хватит места в маленькой шлюпке? Как  всем  добраться до острова?

Совместно с детьми принимает один из предложенных вариантов.

- Куда мы дальше поплывём? Давайте посмотрим в бинокль.

- Что вы там видите?

- Плывём до острова.

- Где мы с вами оказались?

- Что такое остров?

- А ты как думаешь? А ты как думаешь?

- Значит, остров – это часть суши, со всех сторон окружённая водой.

- Мы с вами оказались на острове, далеко от людей, наш корабль не может продолжать путешествие.  

- Что нужно сделать, чтобы выжить?

 

 (Воспитатель выкладывает карточки – план действия).

- Что же нам делать?

- Как подать сигнал бедствия, чтобы к нам поспешили на помощь?

       

(Воспитатель обобщает ответы детей)

- Что мы с вами сделаем?

- Подали сигнал, что будем делать дальше?

- Правильно, нам с вами нужно научиться выживать.

- Для начала давайте осмотрим остров: были ли здесь раньше люди?

- Почему вы так решили?

         

- Пока мы с вами ходили по острову, я так захотела пить.

- Где взять воду?

- Давайте наберём воды из моря.

- Почему?

- Какую воду можно пить?

- Где бывает пресная вода?

- Вокруг нет ни озера, ни родника, где можно  взять воду для питья?

- Правильно, можно использовать дождевую воду.

- Недавно был дождь, и в листочке собралась вода. Давайте её выльем в банку и эту воду -

будем пить. (Выливают воду в банку.)

- Какая она?

- Что необходимо сделать с водой, чтобы она стала чистой, пригодной для питья?

- Что для этого необходимо?

- Где взять необходимое оборудование?

            Опыт «Фильтрация воды»

- Какая стала вода?

- Воду мы очистили, сейчас можно её пить? Почему?

- Правильно, её нужно прокипятить.

- А для чего нужно кипятить воду?

- Как мы сможем вскипятить воду?

- Давайте выльем воду в чайник и поставим кипятить её на костёр.

- А пока вода кипятиться, что мы с вами будем делать? (Дети возвращаются к плану). Оглянитесь вокруг, посмотрите, что может быть съедобного на острове?

- Это всё растёт на острове, если мы сорвём, можно ли будет это съесть? Почему?

- А это что? (Воспитатель показывает детям незнакомый фрукт).

- Его можно есть?  

- Почему?


- Правильно, можно кушать только то, что вы хорошо знаете.

- Что будем делать дальше? (Дети возвращаются к плану).

-Правильно, нужно найти жильё, чтобы спрятаться в случае непогоды.

- Где на острове можно спрятаться?

- Правильно, можно спрятаться в пещере. На этом острове она есть. Она укроет нас от ветра, непогоды.

  - Мы с вами сегодня преодолели опасности. Какие мы?

Слышится звук вертолёта.

- Что это?  Это за нами прилетел вертолёт. Садимся в вертолёт и полетели домой.

     Без разгона ввысь взлетает,

     Стрекозу напоминает

     Отправляется в полёт

     Наш российский вертолёт.

Дети садятся на корабль, проводится с/ р. игра «Моряки».

Соглашаются или предлагают свой вариант

Тёплое, солёное, спокойное, ласковое, бескрайнее, синее…

Началась буря, сильный ветер, грохот

Доплыть до острова.

Сесть в шлюпки…

Нет. Все не поместятся.

Тот,  кто умеет плавать доплывет до берега сам. Сплавать один раз до берега и вернуться еще.

Дети приставляют руки к глазам и смотрят в «бинокли»

Там вдалеке виден остров.

На острове

Это суша, со всех сторон окружённая водой.

Дети предлагают разные варианты.

 а) подать сигнал бедствия;

 б) найти воду для питья;

 в) найти пищу;

 г) найти жильё.

Подать сигнал, что мы здесь.

*зажечь на самом высоком месте костёр;

*поднять кусок яркой ткани на длинном шесте (палке);

*выложить на песке из камней или веток большое                                

 слово «СОС», «СПАСИТЕ»;

 *написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море.

Дети выбирают и делают яркую ткань на палку, бутылку с запиской.

Выживать.

Были.

-Оставлена пустая бутылка

-Место от костра

-Очки, верёвка…

Выпить морскую.

Её пить нельзя.

Она соленая, невкусная, ей не напьёшься.

Пресную.

В озере, ручье, реке.

Можно использовать дождевую.

Ее пить нельзя. Дождевая, грязная, мутная.

Профильтровать, очистить.

Вата, бумага, ткань.

В аптечке.

Чистая, прозрачная.

Её нужно прокипятить.

Чтобы уничтожить микробов.

В чайнике.

Дети называют предметы (картинки), которые находятся по всему острову (бананы, апельсины, лимоны, ананасы, киви, орехи)

Да, нет

Можно есть только то, что тебе знакомо.

Незнаем.

В пещере, под деревьями, сделать шалаш.

Прячутся в приготовленную пещеру

Смелые, ловкие, дружные, храбрые.

Вертолет, самолет. Имитация движений

Стихотворение

Рефлексивно – оценочный этап

Воспитатель: - Вот мы и дома. У нас всё хорошо, потому что мы были дружные и помогали друг другую. Представьте себе, что кто – то оказался в подобной ситуации и растерялся. Чем  мы  можем  помочь человеку?

 

 - Я предлагаю вам создать «Азбуку выживания» из картинок, которые у нас есть. Разложите картинки так, чтобы тот, кто их посмотрел, смог справиться с  подобной ситуацией.

- Что нового узнает человек,  обратившийся к нашей «Азбуке»?

           Игра «Что сначала, что потом»

           (по картинкам  из «Азбуки»)

 - Теперь мы можем быть спокойными за тех, кто попадёт на необитаемый остров.

 

Рассказать, нарисовать, написать как себя вести.

Как  вести  себя  в  ситуации на необитаемом острове.