семейный экологическо-исследовательский проект "Здравствуй, дерево!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями мы можем решить важную задачу- воспитание экологически грамотного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учить умению жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше.  «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры, т.е. осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение» (С. Николаева).

«Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её и научиться ценить её», как справедливо отмечает Т.С.Комарова.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.    

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, научить сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.

 Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу — воспитание экологически грамотного человека. К сожалению, семья  не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует  о низком уровне развития их экологического сознания.
Родителям нужно донести простую истину: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие
в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. 

Начиная проект, я ставлю перед собой задачу, которая состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, её рациональном использовании и охране. Параллельно с этим, проект помогает сформировать у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью преумножать красоту окружающего; побуждает задумываться над взаимоотношениями людей и природы. Кроме  этого, повышает экологическую компетентность родителей, формирует детско-родительские отношения в духе общности и причастности к решению  серьёзных экологических проблем.



Предварительный просмотр:


 

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что наше дошкольное учреждение  занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ     уделяется  внимание экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать в ДОУ? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

 



Предварительный просмотр:

Консультация “Научите ребенка любить живую природу”

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении  с живой природой воспитывается у детей любовь к родному  краю. Еще одна важная задача: воспитание  доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться  любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний -  художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем  учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями,  лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.



Предварительный просмотр:

 Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Запомните правила!
Охрана растений:
- находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов; букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе;
- некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку;
-  собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. - часть растений нужно обязательно оставлять в природе;
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Охрана животных:
 - нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо;
- если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей;
- не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в экологическом творческо-исследовательском семейном проекте                                      «Здравствуй, дерево!»

Целью проекта является формирование у детей экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения, развитие нравственно-патриотических и эстетических чувств, гармонизация родительско - детских отношений.

Просим Вас помочь вашему ребёнку:

- найти в вашем дворе объект наблюдений (дерево, которое понравится и вам и ребёнку);  

 - провести и записать наблюдения по следующим разделам: 

1) наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение дерева к теплу и свету);

2) наше дерево и вода;                                      

3) наше дерево и воздух;

4) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)

5) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)

6) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).

- собрать несколько стихов, сказок, загадок о деревья;

-  придумать добрую сказку о своём дереве;

 - нарисовать иллюстрацию к вашей сказке.

                                         Заранее благодарна помощь!



Предварительный просмотр:

Экологический исследовательско-творческий семейный проект «Здравствуй, дерево!»

               Цели проекта:

Формирование экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитие опытно-исследовательской деятельности, нравственно-патриотических эстетических чувств.

Задачи проекта:

Формирование семейной экологической культуры; воспитание у детей и взрослых бережного отношения к единым общечеловеческим и природным ценностям, чувства причастности к решению серьёзных экологических задач; привлечение семей воспитанников к решению бытовых экологических проблем; формирование навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

                1.Подготовительный информационный этап:

1.1 изучение литературы, опыта и методов работы  других педагогов             1.2 интервьюирование детей

Цель: выяснить представление детей о деревьях, их отношение к ним.

1.3 анкетирование родителей

Цель: выявить уровень экологической компетентности родителей

1.4 информационная работа с родителями посредством групповой газеты

1.5 индивидуальные консультации с родителями, участвующими в проекте

                2.Исследовательско-творческий этап:

     2.1целевая прогулка по детскому саду.

Цель:  поближе познакомить детей с растениями, растущими на территории детского сада: цветами на клумбе, сиреневой аллеей, травой на спортивном поле, деревьями в саду и на участках. Подвести детей к выводу: растения разные, они дышат, растут, развиваются; выделить деревья, как объект наблюдений (деревья значительно отличаются от других растений)

2.2 выбор объекта исследований

Вместе с детьми выбрать на территории сада дерево, которое понравится всем, при этом сохраняя свободу выбора детей.

2.3 выбор имени для дерева

Цель: помочь детям посредством имени выразить своё дружеское отношение к дереву, отразить в имени его особенности.

2.4 наблюдение

В процессе наблюдений подводить детей к самостоятельным обоснованным выводам: наше дерево схоже с другими ( наличие ствола, веток, коры и т.д.); оно отличается от других формой кроны и листьев, цветом коры; наше дерево живое, в нём обитает множество жильцов (насекомые, птицы), оно приносит огромную пользу людям.

Результаты наблюдений вносятся в дневник «Наше дерево», который состоит из следующих разделов:

1)паспорт нашего дерева, в котором помещаются общие данные (части дерева, его возраст, высота (выше детей, выше воспитателя), густота кроны, цвет и форма листа, наличие цветов, плодов или семян и т.д., план участка, на котором оно находится.

2)Наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение разных деревьев к теплу и свету);

3)наше дерево и вода;                                      

4) наше дерево и воздух;

5) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)

6) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)

7) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).

Наблюдения сопровождаются рисунками детей, их высказываниями и рассуждениями.

2.5 Трудовая деятельность:

1)уход за деревом (уборка мусора, если нужно полив и рыхление почвы);

2) « Скорая помощь» (залечить ранку, подвязать ветку и т.д.);

2.6   Работа с родителями

1) предложить родителям вместе с детьми найти у себя во дворе объект для наблюдения (любое дерево).

2) вместе с детьми провести и записать наблюдения по следующим разделам:

2.1) Наше дерево и солнце, дающее свет и тепло (отношение дерева к теплу и свету);

2.2) наше дерево и вода;                                      

2.3) наше дерево и воздух;

2.4) наше дерево и его жители (бабочки, пчёлы, шмели, птицы)

2.5) наше дерево и природные явления (ветер, дождь, снег, иней и т.д.)

2.6) наше дерево в разное время года (его вид, настроение и т.д.).

3) предложить родителям вместе с детьми подобрать стихи, пословицы, загадки о деревьях;

4) придумать сказку о наблюдаемом  дереве;

5) вместе с родителями организовать выставку рисунков или фотографий «Деревья вокруг нас»;

6) изготовить кормушки или скворечник.

3.Заключительный этап:

1) интервьюирование детей и анкетирование родителей на окончание проекта, формулировка выводов;

2)вместе с детьми и родителями выработать правила экологически грамотного поведения человека в природе; посредством творческой мастерской создать «Большую книгу правил»;

3)создание экологического поста, который будет следить за решением экологических проблем в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический исследовательский проект "Весенний огород"

Эколого-исследовательский проект с детьми второй младшей группы. Опытная работа по выявлению условий для роста и развития растений....

Экологический исследовательско-творческий проект "Осень"

Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: исследовательско-творческий.Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители, педагоги.Актуальность: проблема экологического воспитания ...

Семейный творческий конкурс "Осеннее дерево"

16  октября в нашем детском саду прошёл семейный творческий конкурс  "Осеннее дерево". Поделки из природного материала в холодную погоду всегда радуют нас яркими теплыми красками, ...

Экологически – исследовательский проект «Деревья Краснодарского края»

Цель данного проекта-продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста и родителей с многообразием деревьев Краснодарского края, воспитывать любовь и патриотические чувства к родине....

Экологический исследовательско-творческий семейный проект «Здравствуй, дерево!»

             Цели проекта:Формирование экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения; развитие опытно-исследовательской деяте...

Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»

Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»Цель мероприятия:Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса, как средства всестороннего развития ребёнка за 2022-2023 ...

«Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»

Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К. Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Яг...