Главные вкладки

    Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
    презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению "Познавательно-речевое развитие детей" возникает потребность более углубленного исследования вопроса "Почему мир разноцветный?" и "Можно ли увидеть в радуге все цвета, их переливы и оттенки?"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_proekta_v_raduzhnom_korolevstve.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Использование  метода  проекта  в  формировании представлений  о  человеке  в  истории   и культуре  у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей в дошкольном возрасте называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольной практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

    Современное дошкольное образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

    Проект (в переводе с латинского) –  «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего-либо. Проектная деятельность – это:

    Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально-значимый результат.

    Проектная деятельность всегда завершенная. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.

    В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим

    исследовательский поиск в различных направлениях.

    Исследование метода проектной деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:

    Занятия, блоки совместной деятельности с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.

    Комплексные блочно-тематические  занятия.

    Интеграция (частичная или полная).

    Наша группа, педагоги, дети и их родители, тоже приняли участие в разработке проекта  и его реализации.

    Тема проекта «В Радужном королевстве» направлена на развитие познавательно - исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Вид проекта: познавательный, фронтальный, среднесрочный.

    Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети, их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

    Задействованы образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, безопасность.

    Актуальность: в связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению «Познавательно-речевое развитие детей» возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный?» и можно ли увидеть в радуге все цвета, все их переливы и оттенки.

    Какова же цель нашей проектной деятельности

    Создание условий для развития познавательно-исследовательских и

    творческих способностей детей.

    Формирование представлений об окружающем мире.

    Формирование аналитического восприятия системам эталонов цвета у

    детей с ЗПР с учетом их возрастных особенностей

    Реализация знаний в практической деятельности.

    Развитие умений планировать свою деятельность для достижения

    определенного результата.

    Активизация взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и

    развития собственного ребенка.

    В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:

    1. Познание

    Познакомить детей с последовательностью цветов в радуге.

    Закрепить знание о цветах спектра, их оттенках, тонах.

    Уточнить, что окружающий мир многоцветен и разнообразен.

    На основе знаний по ФЭМП развивать у детей с ЗПР приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.

    2. Коммуникация

    Учить правильной последовательной речи.

    Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки.

    Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать

    свою точку зрения.

    3. Чтений художественной литературы

    Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как

    средству получения новой информации.

    Расширять словарный запас.

    4. Художественное творчество.

    Развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук, фантазию,

    воображение, творческое мышление.

    Поддерживать инициативу в проявлении творчества при выполнении

    художественного замысла.

    5. Музыка

    Развивать интерес к музыке, как средству познания эмоций, чувств, настроений.

    Формировать представления о выразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций.

    Воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.

    Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было  спланировать основные направления реализации проекта «В Радужном королевстве»:

    I. Совместная деятельность воспитателя с детьми

    Чтение художественной литературы, загадывание загадок.

    Беседы с детьми.

    Проведение опытов.

    Изготовление кукол из цветных ниток.

    Изготовление конечного продукта проекта «Цветика - семицветика».

    Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.

    Проведение дидактических игр.

    Организация сюжетно- ролевых игр.

    Развитие физических качеств детей.

    II. Совместная деятельность родителей и детей

    Заучивание стихотворений из серии «Разноцветные стихи».

    Организация выставки рисунков на тему «Мама, папа и я – рисуем чудеса».

    III. Непосредственно - образовательная деятельность

    Тематический день «В Радужном королевстве».

    IV. Презентация проекта. Досуг на тему « Цветик – семицветик»

    Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет результат такой совместной работы:

    Овладение детьми системой цветных эталонов.

    Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

    Развитие способностей у дошкольников устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения.

    Самостоятельное обоснование детьми результатов опытно-экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно должны раскрыть суть проблемы: действительно ли мир разноцветный.

    Вся работа над проектом "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.

    I этап - подготовительный.

    На этом этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.

    Создать условия реализации проекта.

    Выявить знания, умения и интересы детей. Это происходит через модель трех вопросов:

    1) Почему мир разноцветный? Что вы об этом знаете?

    2) Что вы хотели бы еще узнать о разноцветном мире?

    3) Что надо сделать, чтобы это узнать?

    Далее необходимо подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.

    Подготовить материал для продуктивной деятельности.

    Подобрать игровой материал, атрибуты, реквизиты (костюм художника, цветные ленточки-браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущую тучу, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).

    II этап - основной

    Он затрагивает следующие образовательные области.

    1) Образовательная область "Социализация".

    Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на темы:

    «День рождения куклы  Аленушки», «В гостях у Мишутки» и др.

    Организация и проведение дидактических игр:

    - « Кто больше назовет предметов одного цвета»,

    - «Какого цвета не стало»,

    - «Найди цветок для бабочки,

    - «Привяжем ленточки к шарикам»,

    - «Времена года».

    2) Образовательная область "Познание"

     Дидактические  игры:

    - «Доска Сегена»,

    - «Геометрическое лото»,

    - «Найдите фигуру в предмете»,

    - «Почтовый ящик»,
    - «Цветные кубики»,

    - «Радужный мир».

    3) Образовательная область "Физическая культура".

    Формирование двигательной активности и  подвижные игры:

    - «Краски»,

    - «Змейка»,

    - «Художник»,

    - «День и ночь»,

    - «Цветные автомобили».

    Комплексы утренней гимнастики.

    4) Образовательная область "Чтение художественной литературы":

    Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семицветик".

    Стихи о спектрах цвета.

    Загадывание загадок " Разноцветные загадки".

    Сказка "Фея-Радуга" Петуховой А.А.

    5) Образовательная область "Музыка":

    Слушание музыки разного характера:

    - «Болезнь куклы» П. Чайковского.

    - Разучивание песни "Голубые санки" М. Лорданского.

    6) Образовательная область "Художественное творчество":

    Рисование нетрадиционными методами:

    - «Снежная семья» (метод «тычка»),

    - «Елочка» (монотопия),

    - «Капельки-кляксы» (кляксография).

    - Конструирование на тему: "Куколки из цветных ниток".

    7) Образовательная область "Коммуникация":

    - Беседа на тему "Волшебная страна красок".

    8) Образовательная область "Безопасность" :

    - Опытно-экспериментальная деятельность.

    - Смешивание разных цветов красок.

    - Опыты: "Что такое радуга?", "Цветные льдинки".

    9) Образовательная область "Познание":

    - БСД "Развитие представление о человеке в истории и культуре".

    - БСД "Предметы быта", "Игрушки".

    - БСД "Народные умельцы" (Гжель).

    III этап - аналитический.

    Изготовление модели "Цветика- семицветика".

    Организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я – рисуем чудеса".

    Завершающей частью проекта является его презентация: защита проекта. Досуг "Цветик- семицветик".

    Литература:

    1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».

    2. Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду».

    3. Венгер А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

    4. Смолцева А.А. «Математика до школы».

    5. Альтхауз Д. «Цвет. Форма. Количество».

    6. Ремезова А.А. «Играем с цветом».

    7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».

    8. Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».

    Презентация  проекта  «Цветик-семицветик»

    (с детьми с ограниченными возможностями здоровья, III год обучения)

    Программные задачи:

    - закрепить последовательность 7 цветов радуги и цвета природы;

    - находить и назвать цифру 7 из нескольких цифр;

    - использовать правильные навыки в составлении картинок;

    - совершенствовать навыки в пении, музыкально-ритмических движениях;

    - развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

    - выразительно читать разученные ранее стихи;

    - вызвать эмоциональную реакцию у детей, поднять настроение.

    Материал: цветик-семицветик, изготовленный совместно воспитателями, детьми и родителями; карточки с цифрами от 0 до 10; 20морковок; 2 корзины; кукла в зелёном платье; разрезные картинки; кукла в фиолетовом платье; куклы сделанные детьми из ниток; ленты желтого, синего, красного цвета.

    Ход досуга

    Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчик полукругом.

    Воспитатель: – Сколько в мире разных красок:

    Синий цвет и голубой;

    Желтый, фиолетовый,  красный-

    Знаем все цвета с тобой.

    Я дарю всем цветок-

    Он не мак, не василек.

    Сосчитайте лепестки,

    Сколько их, ну, назови!

    (дети считают)

    1 ребёнок: Цифра «семь»

    Знакома всем!

    2ребёнок : Семь у радуги цветов,

    Столько ж - сколько лепестков!

    3 ребёнок: Есть пословица поверь:

    Раз отрежь, а семь отмерь!

    4 ребёнок: И с семи часов утра

    В детском саде детвора,

    Воспитатель: Семь цветов, семь лепестков,

    Кто цифру семь найти готов ?

    ( показывает цифры от «0» до «10» , любой ребёнок должен найти «7» )

    5 ребёнок: Цифру семь кругом мы встретим,

    Цифра семь знакома детям.

    Воспитатель: Вот пред вами яркий цветик,

    Он зовётся семицветик!

    Итак, берём цветок,

    Отрываем лепесток.

    Кто из ребят пойдёт

    И листок оторвёт?

    (ребёнок отрывает лепесток)

    Воспитатель: А теперь мои ребятки

    Отгадать должны загадку:

    Бабушка внученьку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила,

    Девочка имя забыла своё,

    А, ну, подскажите, как звали её?

    Дети: Красная Шапочка!

    Игра «Собери картинку- портрет»

    (Звучит музыка «Ах, в Африке горы...», дети собирают картинку-портрет Красной Шапочки)

    Воспитатель: Отрываем лепесток,

    Голубой, как ручеёк.

    Голубые есть глаза,

    Голубое небо,

    Голубые облака

    Побежали следом.

    Вот какой лепесток-

    Что похож на ручеёк.

    Песня «Улыбка» (I куплет, припев)

    Воспитатель: А теперь ещё листок-

    Как морковка, лепесток,

    Видят все, и спросу нет-

    Это яркий....

    Дети: - Оранжевый цвет!

    (Показывает морковку)

    Воспитатель: Открывайте шире глазки-

    Это оранжевые краски.

    Поиграем мы с морковкой,

    Соберем их быстро ловко.

    Игра «Кто больше соберёт морковок в корзинку»

    (Дети собирают морковки под веселую музыку).

    (Воспитатель предлагает сорвать лепесток зеленый; показывает куклу в зелёном наряде).

    Кукла: Я пляшу с детьми в кругу

    На зелёном, на лугу,

    Я зову своих друзей:

    «Выходите плясать живей!»

    (Дети исполняют общую пляску «Современный танец»)

    Воспитатель: Вот другой лепесток-

    Фиолетовый листок.

    (Выносит куклу в фиолетовом платье)

    В этом году моден фиолетовый цвет,

    Это переливов сиреневый рассвет!

    Будьте всегда красивыми, опрятными,

    Модными, изящными, нарядными!

    Стих: Сколько ниток разноцветных!

    Красных, синих, желтых, светлых...

    Мы из ниток этих разных

    Кукол сделали прекрасных!

    Приглашаем всех на бал,

    На весёлый карнавал.

    Пусть поют и пляшут дружно,

    Ведь и куклам праздник нужен.

    (Дети демонстрируют кукол, сделанных из ниток)

    Воспитатель: В синем море островок.

    Дети: Это синий лепесток.

    (Один из детей срывает синий лепесток)

    Воспитатель: А теперь-ка, дружок,

    Становись-ка в кружок!

    Ленты синего цвета

    Я даю этим детям.

    Жёлтого- этому кругу.

    Красные- остальным детям.

    На цвет ленты вы смотрите,

    С нами весело пляшите.

    (Под музыку дети выполняют разные танцевальные движения)

    Воспитатель: Последний жёлтый сорвём лепесток,

    Исчезнет тогда наш красивый цветок.

    Листья пестрые летят,

    Осыпается наш сад,

    Цвета блекнут, увядают,

    Ну, когда это бывает?

    Дети: Осенью!

    Игра «Построиться в колонну по цвету радуги» (у детей в руках лепестки цветка)

    Воспитатель: Вот какие наши краски-

    Вышла радуга, как в сказке.

    (Показываю на лепестки цветка, расположенных по цвету радуги)

    Полюбуйтесь, все цвета,

    Вот какая красота!

    Сколько красок на свете-

    Радуются этому дети!

    Дети: Каждый

    Охотник

    Желает

    Знать,

    Где

    Сидит

    Фазан

    Воспитатель: Итак, дети, давайте ответим на главный вопрос: Почему мир разноцветный?

    Дети:

    – Потому что в нем много красок

    – Если бы мир не был цветным, он был бы скучным, неинтересным, мрачным.