Знакомство с традициями и природой Вологодского края, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств дошкольников
статья по окружающему миру по теме

Кляпикова Ирина Петровна

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Как педагогам и родителям разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для патриотического  воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется отчий дом. И каждый принадлежит России.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кляпикова И. П., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 106» г. Череповца.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ И ПРИРОДОЙ

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Как педагогам и родителям разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для патриотического  воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется отчий дом. И каждый принадлежит России.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Одной из основных образовательных областей, выделенных в федеральных государственных требованиях к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования является образовательная область «Социализация», одна из задач которой – это формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному –

город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном, кладут начало формирования у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторим данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

  Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа -  огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не «разбазаривать», не разменивать на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

 В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,              А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются    Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева,         Л.Г. Каримова, Л.Л. Семен.

  Начиная   работу   по воспитанию   любви  к  родному    краю,  необходимо   продумать,  что   целесообразнее показать  и  рассказать   детям,    особо   выделив  наиболее   характерное   для   данной местности.  Успех  патриотического  воспитания  наших  детей во многом зависит от того, что  будет  заложено в  детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.  

Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:

целенаправленное,  методически грамотное руководство деятельностью детей;

использование  разнообразных  форм  организации  воспитательного  процесса;

учет  индивидуальных  и  возрастных  особенностей  детей.

На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая  любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение  к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Череповце, с флорой и фауной родного города. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Череповца, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Череповца. Знакомя детей с профессиями металлургов, были организованы экскурсии на металлургический комбинат «Северсталь», где ребята познакомились с трудом металлургов и узнали о значимости их труда.

В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Вологодчины, главным городом – Вологдой и другими городами Вологодской области.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – Вологодской области, нашего города Череповца.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков-вологжан в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам в городском парке, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». В группу были приглашены в бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

Дети с удовольствием участвовали в создании проектов «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад», «Вологодский край– чудесный край», «Жить – Родине служить», участвовали в викторинах, КВН, конкурсах, посвященных родному краю, родной стране, где занимали призовые места.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.  Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех разделах видна положительная динамика, следовательно, подобранная система мероприятий оказалась эффективной.

Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем: проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создание клуба «Берегиня» и мини-музея семейных реликвий и традиций. Разработать проекты: «Знаменитые люди родного города», «Мой город» - об истории происхождения названий улиц, «Чтим и помним» - о ветеранах – вологжанах  в годы Великой Отечественной Войны.

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Мы надеемся, что наши дети вырастут продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

                                                       

Список использованной литературы:

 Арапова  Н.А. Мой родной дом, М., 2005

 Демин В.Н. Тайны русского народа. –М., 1999

Жуковская Р.И. Родной край, М., Просвещение, 1990

Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. М., Творческий центр, 2004

Каргин С.А. Народная художественная культура. –М., 1997

Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

Новицкая М.Ю. Наследие, М., Линка  пресс, 2003

Рылеева Е.В. вместе веселее. М., 2000

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М., 1980

Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М., 1980

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду, М., 1972

Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994

Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, Вако, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»

"Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Знакомство с традициями и природой Санкт-Петербурга как одно из важных условий воспитания патриотических чувств юного Петербуржца.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, к дедушкам и бабушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим о...

«Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой» консультация для педагогов

laquo;Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой»...

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой».

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено неск...

"Физкультурно-оздоровительный проект как одна из форм работы воспитания патриотических чувств дошкольников"

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...