" Осень - осень в гости просим".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Жемчужнова Ирина Владимировна

Для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavit_na_sayt.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ТЕМА:

           « ОСЕНЬ  - ОСЕНЬ В  ГОСТИ  ПРОСИМ».

 Программное содержание: Учить наблюдать  явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.  

                          Учить детей по виду растений замечать: чего не хватает им (листья  вянут, бледнеют – не хватает света).

                                     Воспитывать любовь к природе. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, птицам ухаживать за ними.

Воспитатель: Лето закончилось...

                        Какое время года приходит ему на смену? Правильно осень… становится холоднее, особенно по утрам и вечерам, листья  сначала желтеют а потом осыпаются.

                               Осень лисьим шагом

    Крадется по оврагам

                           Вдоль речек и речушек

И вдоль лесных опушек,

Крадется и при этом

Все красит лисьим цветом.

Березка стала желтой

Рябина стала рыжей

И покраснели клены,

А осень ближе, ближе

Она прогонит лето

Как непечально это!

А ведь действительно, посмотрите ребята желтые и красные листья очень красивы.

                               

      Ребенок:  Ветер с севера летел на восток,

Оборвал кленовый листок,

Он родился прошлой весной,

Весь такой красивый, резной,

Лист кленовый такой прекрасный.

Я дарю его тебе от души,

В толстой книжке его засуши,

Он тебя согреет зимой

Лист осенний подарок мой.

Воспитатель:  Осень постепенно вступает в свои права. И птицы потому потянулись на юг. Улетели стрижи, которые все лето кружились над нашими крышами. Собираются в стаи скворцы, клюют травку спорыш, которая везде растет. Набираются сил для дальнего перелета.

Ребенок: Опустел скворечник,

             Улетели птицы,

            Листьям на деревьях

            Тоже не сидится.

            Целый день сегодня

            Все летят, летят…

            Видно тоже в Африку

            Улететь хотят.

            Опустел скворечник,

             Улетели птицы

          Листьям на деревьях

          Тоже не сидится.

Воспитатель: А на полях, в садах и огородах все поспело, все созрело. Кое-что уже убрано, заготовлено на зиму, кое-где на полях 2 идет страда, время дружного труда».

Ребенок:  

                 Урожай пора снимать

                 Как  это понимать?   

 Он не брюки, не рубашка,

Ни пижама, не тельняшка!

Урожай пора снимать

Как это понимать?

Он работал с неохотой

И не справился с работой!

Урожай пора снимать

Как же это понимать?

Сделать снимок для портрета

И потом послать в газету?

Урожай пора снимать

Вот как надо понимать:

Это значит, все поспело,

Зарумянилось, созрело,

 На полях идет страда,

Время дружного труда.

Воспитатель: Вот интересно: урожай, убран, а трактор почему-то пашет землю в поле, как весной, и сеялка сеет. Вот и зеленые росточки показались…Кто скажет, почему? правильно это сеют озимые злаки. Они перезимуют под снегом, а весной будут расти и зелень раньше всех.

Ребенок: Заморозки нападали

  Рано-рано на заре

  И росточки увидали

  На распаханной горе.

Ребенок: Как же тут

    Не боятся нас, растут?

Ни минутки не робеют,

Так нахально зеленеют.

Их мы тоже покорим,

По душам поговорим,

Не оставим не росточка

Заморозим их. И  точка.

Ребенок: Но не дрогнули ростки:

Мы не майские цветочки,

Ни гвоздики, ни левкой

И ни ландыш никакой.

Мы солдаты. Мы вояки.

Людям хлеб должны давать.

Будем с вами воевать.

Не уступим ни листочка

Не замерзнем мы. И точка.

Воспитатель: Кто из вас помнит, как описал А.С.Пушкин осеннюю пору?

                          Может скажем вместе?

                             

   Уж  небо осенью дышало,

   Уж реже солнышко блистало,

   Короче становился день,

  Лесов таинственная тень

  С печальным шумом обнажалась,

  Ложился на поля туман, гусей караван

  Тянулся к югу: приближалась

  Довольно скучная пора;

  Стоял ноябрь уж у двора.

Ребята, давайте попросим осень немножко повременить.

Ребенок:

                 Осень, ты осень,

      Скучные дожди

      Не спеши к нам осень,

      Немножко подожди.

     Подожди немножко

    Там, за темным лесом,

    Мы ведь не успели

    Попрощаться с лесом.

    Солнце золотое

    Пусть еще погреет.

    К будущему лету

    Все мы повзрослеем

    Хоть не повзрослеем-

    На год старше станем,

    Время пронесется,

    Точно птичья стая…

   Осень, ты осень,

   Скучные дожди.

   Не спеши к нам осень

   Немножко подожди.

Воспитатель: Но куда там! Не ждет осень. Дождик все льет и льет.

Ребенок: За окошком плачет дождик,

 Дождик не кончается

Раз он плачет, это значит:

С летом он прощается

Шарик лает на кого бы?

Выбегаю на балкон

Ветку липы бьет ознобом,

Тьма ползет со всех сторон.

Как-то все переменилось,

Незаметно, невзначай.

Это осень к нам явилась

Не прогонишь, лай не лай.

Воспитатель: А ветер-то какой дует.

Ребенок: Ветрено, ветрено,

Все земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый.

 Красный, разноцветный

Старый лист газетный…

Солнечно ветрено..

Ветрено! Ветрено!

Воспитатель: Ветер мчится по свету, точно всадник на борзом коне.

Ребенок:

                Осыпайтесь листья,

 Позабыв о лете,-

На коне рысистом

Мчит осенний ветер.

Из-за синя моря,

Издалека скачет

О родном просторе

Стосковался значит.

В тонкие лозины,

Как в свирели, свищет,

Возвратись с чужбины,

Словно что-то ищет.

Прискакал в деревню

Там, покой нарушив,

Посшибал с деревьев

Яблоки да груши.

Засвистит да гикнет,

Звякнет звонкой сбруей,

Льются с веток гибких

Золотые струи.

Осыпайтесь листья,

Позабыв о лете,-

На коне рысистом

         Мчит осенний ветер.

Воспитатель: Интересно, как же следует одеваться в эту  осеннюю    пору? На этот вопрос нам ответят гости из магазина одежды.

Ребенок: Поглядим кто самый модный!

    Заходите, вход свободный;

Там, где дремлет ясень сонный,

Демонстрируем фасоны.

Ребенок: Модны  бусы из рябинки.

На зеленой шелковинке,

Ожерелье из гороха,

Брошки из чертополоха,

 Поясок из листьев клена

И дубовый шарф зеленый.

Ребенок: На полянке шум и смех.

  Мишка наш моднее всех:

  Он и в бусах из рябинки,

  На зеленой на травинке,

  И костюм его не плох.

  И кушак на нем кленовый.

  И дубовый шарфик новый.

  Мишка, мишка вот сюрприз-

  Получаешь первый приз.

Воспитатель: Ребята, снег пошел. Значит осень заканчивается. На пороге зима.  До свиданья, осень. Здравствуй, зима. А мы побежим с вами  на перегонки на встречу зиме.

Игра «Наперегонки».

 

                                               ХОД ЗАНЯТИЯ,

Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами праздновали праздник Новый год. Дед Мороз дарил нам подарки. Мы водили хороводы, пели песни, читали стихи. Но от нашего кролика я узнала, что дедушка Мороз забыл заглянуть в лес и поздравить с Новым годом обитателей этого леса. Собрал кролик корзинку гостинцев и просит нас поздравить обитателей леса с Новым годом. Хотите отправиться в лесное путешествие?

                          Дорога в лес непростая. И поэтому нам нужно держаться всем вместе. А чтобы было весело идти, мы будем идти играя.

                           По ровненькой дорожке,

     По ровненькой дорожке,

     Шагают наши ножки.

     Шагают наши ножки.

     По камушкам, по камушкам

      В ямку бух….. Встали.

А вот и лес . Зимний сказочный лес. А что это такое……

Послушайте и отгадайте загадку.

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Он проснется ото сна.

Кто это?   ( дети – медведь).

Ребята, посмотрите – ка, он и вправду спит. Как вы думаете, почему? ( ответ детей: потому что сейчас зима. А зимой медведи спят).

Давайте тихо присядем и посмотрим сказку.

 Пальчиковый театр « Рукавичка».

Вот мы с вами и оставим этот бочонок меда медведю. Проснется он весной и очень обрадуется такому подарку.

А мы с вами пойдем дальше. Нас ждет другая загадка.

      Хожу в пушистой шубе,

      Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе                            

                    Орешки я грызу.

    Кто это? ( ответ детей – белочка).

    Что же из наших гостинцев подарить белочке?

 ( дети ищут и находят орешки)

 - Ребята, давайте развеселим нашу белочку и поиграем с ней в игру.

Игра « Кто больше соберет для белочки орехов?».    

- Молодцы, ребята. Нам пора идти дальше. Ждет нас следующая загадка.      

           Хитрая плутовка

           Рыжая головка.

          Хвост пушистый – краса.

           А зовут ее…….  ( лиса).

Ребята, лиса хоть и хитрая, но очень любит стихи, потешки. Давайте ей расскажем. ( дети рассказывают).

Лисе очень понравились стихи. А еще лиса любит наряжаться, и  подарим ей вот эти красивые бусы.

Ну, а нам пора. Следующая загадка.

         Кто там скачет прыг да прыг.

         И под елочкой сидит.

         Как снежок пушистый.

         Беленький и чистый. ( ответ – заяц)

Ребята, а зайчик хочет с вами поиграть. Давайте все встанем в круг. считалочкой выберем зайчика.

Считалочка.

Игра « Зайка беленький сидит».

            Зайка беленький сидит

            Он ушами шевелит.

            Вот так, вот так

            Он ушами шевелит.

            Зайке холодно сидеть,

            Надо лапочки погреть.

            Вот так, вот так,

            Надо лапочки погреть.

            Зайке холодно стоять,

            Надо зайке поскакать.

            Вот так, вот так,

            Надо зайке поскакать.

            Кто – то зайку испугал,

            Зайка прыг… и ускакал.

Ребята, а что мы можем подарить зайчику?

Ответ детей: морковь.

Посмотрите, ребята, как зайка рад морковке. Я думаю, что мы всех обитателей зимнего леса поздравили с Новым годом. И нам пора возвращаться в д/сад. И вновь мы будем идти играя.

                            По ровненькой дорожке,

     По ровненькой дорожке,

     Шагают наши ножки.

     Шагают наши ножки.

     По камушкам, по камушкам

      В ямку бух….. Встали.

Программное содержание: - закрепить знание детей о домашних животных;

              -   познакомить еще с одним видом ( кроликом), его внешним видом,

                   средой обитания, способом питания, передвижения,

                   взаимоотношения человека и животного;

              -   развивать любознательность;

              -   воспитывать бережное отношение к домашним животным.

              -   воспитывать интерес к аппликации, усидчивость, аккуратность в

                  работе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам принесли?! Кто это?

Дети:   Заяц.

Воспитатель: Давайте – ка присядем и послушаем загадку.

                      Кто там скачет прыг да прыг

                      И под елочкой сидит.

                      Как снежок пушистый,

                      Беленький и чистый.

              Про кого эта загадка?

Дети:    Про зайца.

Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей).

                       А когда зайцы бывают белыми?

                       Какое время года сейчас? А у нас заяц какого цвета? Так заяц ли

                        это?

                       Это, ребята, кролик. И живет он у людей. Давайте рассмотрим

                       его. Посмотрите, какие уши у кролика? Большие они или

                      маленькие?

                      Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на

                      нас? А какие у него глаза? Что еще вы заметили на мордочке у

                      кролика? Какие усы у кролика?

        А посмотрите на лапы кролика. Какие они?

                       Правильно, передние лапы короткие, а задние длинные. А какой

                        у него хвостик?

                       А хотите его потрогать, погладить? ( дети гладят его).

                       Какой он?  Чем же питается кролик?

Воспитатель: Он, как и зайцы, любит морковку, капусту, траву, сено.

                       Предлагаю вам его покормить. Иди, Снежана, предложи кролику

                       морковь. Посмотрите, как он проголодался. А пока наш кролик

                        кушает, отгадайте загадку.

                        Длинное ухо, комочек пуха.

                        Прыгает ловко, любит морковку.

Дети:  Кролик.

Воспитатель: Ребята, а кролик нам игру принес. Вы хотите в нее поиграть?  

                       Это у нас карусель. Но прежде чем занять места на карусели,

                       необходимо приобрести билеты. Занимать места нужно так:

                       какого цвета у тебя кружок в руках, такого же цвета должен

                       быть и бант. Необходимо взяться рукой за бант. Все заняли

                       свои места. Включаю мотор.

                         Игра « Карусель».

                        Еле – еле, еле – еле

                        Закружились карусели.

                        А потом, потом, потом

                        Все бегом, бегом, бегом.

                        Тише, тише, не спешите.

                         Карусель остановите.

Воспитатель:  Вам понравилась игра. Но мы с вами забыли о нашем кролике.

                        Нам нужно его поселить на хоздворе у бабушки Наташи. Ему

                        здесь будет хорошо. Давайте оставим его, пусть он привыкает.

                         А мы с вами можем еще покататься на карусели.

 

 Программное содержание: - продолжать знакомить детей с экологическими

                         знаками;

                                               - учить бережно относиться к природе;

                                               - формировать элементарные экологические

                         знания и представления;

                                               - воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: предметы для постройки муравейника,   деревце со

                  сломанной веточкой, экознаки, маски цветов и муравья, лейка,

                  бинт, магнитофонная запись.

                                                   Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Представьте, что

                наступила весна, ( включается магнитофонная запись) и проснулась

                вся природа. Я получила вот такое    письмо от лесовичка.

                Послушайте, о чем это письмо.

                « Дорогие ребята! С приходом весны у каждого животного, у

                каждой  букашки появились свои неотложные дела. Но вот беда.

               В нашем лесу побывали очень плохие люди.  И столько всего тут

               случилось. Помогите нам, пожалуйста».

Воспитатель:  Ребята, лесным жителям нужна ваша помощь. Вы готовы им

                     помочь?

                  Ответы детей.

                     Посмотрите, по – моему , это муравьишка. Давайте подойдем к

                    нему.

Муравей:    Муравьям нельзя лениться,

                     Муравьи живут трудом.

                     И травинку, и былинку

                     Тащим в свой подземный дом.

                     Мы в работе день – деньской,

                     Утепляем домик свой,

                     Чтоб зимой в любой мороз

                     Муравейник не промерз.

                     Ребята, помогите мне построить муравейник.

Воспитатель: Давайте поможем муравьишке построить новый муравейник.

                       Вот тут лежат и палочки, и соломинки.

                    ( дети строят муравейник).

Воспитатель: А вот этот знакомый нам знак необходимо поместить рядом с

                       муравейником. О чем он нам говорит?

                     Ответы детей.

Воспитатель: Ну, что ж можно отправиться дальше. Ребята , что – то с

                        деревцем случилось. Давайте подойдем поближе и посмотрим.

                      Да ему  же ветку обломили. Ему нужно помочь. У меня есть

                     бинт.  Мы сейчас перебинтуем им  веточку, и сок опять будет

                      поступать. Нужно деревце и полить.

                      И веточка снова оживет. Наступит лето, и мы укроемся под

                      ветками деревца от зноя.  

                    Скажите, а какой из этих знаков мы можем здесь поместить?

                         ( дети показывают знак) О чем этот знак говорит?

                             ( ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а деревце что – то мне шепчет. Послушайте,

                        пожалуйста.

                       Выросла я , детки

                     Тоненькой и гибкой.

                      Не ломай меня.

                      Как прекрасным цветом

                      Зацвету я летом.

                      Береги меня.

                      В полдень подо мною

                      Спрячешься от зноя –

                      Вырасти меня.

                      Я тебя листвою

                      От дождя укрою –

                      Поливай меня.

                      А дождешься срока,

                     Выйдешь в мир широкий –

                     Не забудь меня.

Воспитатель: - Отправляемся дальше. Посмотрите: что тут произошло? Кто

                           это тут нашалил?

                        ( ответы детей: цветы сорваны).

                       - Ребята, помогите мне их собрать. Скажите, а можно ли рвать

                         цветы ? ( ответ : нет, они погибнут).

                         Для чего нужны цветы?

                         Пожалуйста, послушайте стихи, которые расскажут дети.

Ребенок:           Ты должен над цветами наклониться

                          Не для того, чтоб рвать или срезать.

                          А чтоб увидеть добрые их лица,

                          И доброе лицо им показать.

Ребенок:            Если я сорву цветок,

                           Если ты сорвешь цветок.

                           Если все – и я, и ты,

                           Если мы сорвем цветы –

                           Опустеют все поляны

                            И не станет красоты.

Воспитатель: Да, ребята, цветы рвать нельзя. И вот этот знак говорит нам об

                        этом. (показать знак). Ребята, сейчас мы превратимся в цветы.

                             Танец цветов.

                       - Ну, а эти сорванные мы  возьмем  с собой в д/сад и поставим их

                           в вазу.

                          Нам пора возвращаться . Сегодня мы с вами помогли жителям

                          леса, и думаю, что они нам благодарны.

        Подводится итог:

                          Можно ли разорять муравейники, ломать ветки и рвать цветы?

                          Да, ребята, природу надо беречь.

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 Надо природу беречь и лелеять,

Любить цветы и леса, просторы полей,

Все, что зовется Родиной твоей!

               

                     Муравьям нельзя лениться,

                     Муравьи живут трудом.

                     И травинку, и былинку

                     Тащим в свой подземный дом.

                     Мы в работе день – деньской,

                     Утепляем домик свой,

                     Чтоб зимой в любой мороз

                     Муравейник не промерз.

                     Ребята, помогите мне построить муравейник.

                 

                       Выросла я , детки

                     Тоненькой и гибкой.

                      Не ломай меня.

                      Как прекрасным цветом

                      Зацвету я летом.

                      Береги меня.

                      В полдень подо мною

                      Спрячешься от зноя –

                      Вырасти меня.

                      Я тебя листвою

                      От дождя укрою –

                      Поливай меня.

                      А дождешься срока,

                     Выйдешь в мир широкий –

                     Не забудь меня.


« Дорогие ребята! С приходом весны у каждого животного, у каждой  букашки появились свои неотложные дела. Но вот беда. В нашем лесу побывали очень плохие люди.  И столько всего тут случи-лось. Помогите нам, пожалуйста».



Воспитатель:  Ребята, лесным жителям нужна ваша помощь. Вы готовы им



                     помочь?



                  Ответы детей.



                     Посмотрите, по – моему , это муравьишка. Давайте подойдем к



                    нему.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенний праздник в средней группе "Осень, осень, в гости просим!"

Веснушка и Дед Урожай в гостях у детворы. Интересный сценарий для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"....

Осенний утренник для детей младшей разновозрастной группы "Осень, Осень, в гости просим!"

Создать праздничную атмосферу,вызывать активность детей при пении и подпевании, развивать речь детей....

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Осень, осень в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осень, осень в гости просим» Дети под музыку заходят в зал и выстраиваются полукругом. 1. Вновь осенняя пора    Листья закружила...

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Осень, осень в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осень, осень в гости просим» Дети под музыку заходят в зал и выстраиваются полукругом. 1. Вновь осенняя пора    Листья закружила...