Энциклопедический курс для детей 5-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Скалий Анастасия Николаевна

Программа для всестороннего развития детей от 5 до 7 лет. Географические карты, глобус и видеоматериалы помогают им исследовать разные уголки Земли, познакомиться с традициями народов мира, изучать растения, животных и птиц. Освещаются все волнующие темы - от динозавров до космических кораблей. Познавая простые законы физики и химии, ребята ставят опыты, исследуют природные материалы глину, песок, камни. Программа энциклопедического курса учитывает новейшие методики интеллектуального детского развития. А в каждое занятие включено несколько интересных игр-экспериментов с водой, воздухом, природными материалами.

               Программа апробирована в сети детских центров  города Москвы. В то же время содержание программы в целом отражает образовательную концепцию России. Она предполагает комплексное решение всех образовательных и воспитательных задач в различных формах работы с детьми. Все формы организации образовательного процесса предполагают использование современных аудиовизуальных средств обучения.

Авторы программы опирались на исследования ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина), а также на опыт работы  педагогов (А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой, Е.А. Брежневой, В.А. Маркина, Б.Ф.Сергеева, и др.)

Актуальность создания  программы обусловлена спецификой работы детских центров «Сема».

Новизна и оригинальность программы заключается в том, что система обучения представлена в синтезе всех линий развития ребенка. Программа обучения – это многоступенчатая система развивающих занятий, построенная с учетом возрастных особенностей детей. В основу программы положено основное правило дидактики – «От очень простого к простому, от простого к сложному».

Программа представлена в единстве с педагогической технологией.

Цель программы - оказание помощи педагогам детских центров «Сема» в объединении всех

видов деятельности в единый, целостный педагогический процесс развития малыша.

Задачи программы:

  • Всестороннее развитие личности;
  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления);
  • формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления;

Основные положения программы - раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его интеллектуального потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Методика работы с детьми строится на  эмоциональном воздействии открытия – на удивлении, потрясении, любовании. Особое внимание уделяется развитию потребности получения новых знаний.

      Методика работы строится таким образом, чтобы у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска. Поэтому так важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность у ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие 3

Тема:  « Земля и Солнце »

Цель:  через интересные, занимательные сведения познакомить детей с процессом смены дня и ночи, сменой времен года, доказать экспериментально зависимость этих процессов от Солнца. Закрепить навыки работы с красками.

Ход занятия:

  1. Игра «Веселый планетарий»
  2. Земля и солнце
  3.  Эксперимент «Осветим весь земной шар»
  4. Творческое рисование «День и ночь»

1. Дети получают карточки с изображением планет. Педагог предлагает разложить их по порядку.

Для этого надо понять,  где какая планета и найти для каждой своё место

Педагог задает вопросы, а дети выкладывают на своих столах карточки.

  1. Какая планета ближе всех от Солнца? (Меркурий)
  2. Какую планету называют самой красивой? ( Венеру)
  3. Какая планета красного цвета  (Марс)
  4. Какая планета самая жаркая?  (Меркурий)
  5. На какой по счету орбите наша планета? (на 3)
  6. Какая планета самая большая?  (Юпитер)
  7. На какую планету никогда не сможет приземлиться ракета?  (на Юпитер)
  8. Какая планета носит кольца? (Сатурн)
  9. На какой планете есть океан,  в котором нельзя купаться?  (На Нептуне)
  10. Какая планета дальше всех от Солнца?  (Плутон)

А теперь давайте сами поиграем в планеты и построимся, как планеты в нашей солнечной системе: педагог распределяет роли, дети выстраиваются вокруг педагога, который изображает Солнце. Педагог предлагает планетам погулять по своим дорожкам  (орбитам) вокруг солнца. При этом напоминает, что планеты очень воспитанные – они ходят только по своим орбитам и никогда не сталкиваются с другими планетами.  Когда дети несколько раз пройдут по своим орбитам педагог предлагает усложнить игру: пока звучит музыка планеты двигаются вокруг Солнца и считают, кто сколько кругов успел сделать. Затем музыка выключается, и подводятся итоги. В результате дети делают вывод, что больше всех кругов успела сделать планета, которая ближе всего к солнцу, так как ее дорожка самая короткая, а меньше всего та, которая дальше всего от Солнца, ее орбита очень большая и надо больше времени, чтобы сделать круг вокруг Солнца.

Педагог подтверждает их выводы и сообщает, что Земля обходит вокруг Солнца ровно за 1 год, Меркурию надо всего 88 дней, а Плутон потратит 248 лет, чтобы сделать полный круг вокруг Солнца.

Затем педагог  говорит, что планеты, двигаясь вокруг Солнца, одновременно вращаются вокруг своей оси. Это очень похоже на танец. Кто хочет попробовать станцевать танец планеты? Это не легко – надо двигаться по кругу и кружится вокруг себя! Несколько детей пробуют под музыку.

2. Затем педагог спрашивает, как вы  думаете, зачем планеты танцуют такой сложный танец, какой в этом смысл? Что происходит, когда планета обходит круг вокруг Солнца? А что случается, когда планета кружится вокруг своей оси? Педагог предлагает это выяснить на примере Земли.

Сегодня мы узнаем, как жизнь на нашей планете зависит от солнца, откуда приходит зима и почему день сменяется ночью.

Но сначала давайте поближе познакомимся с нашей Землей, давайте сделаем для нее паспорт.

Дети получают листочки бумаги и ориентируясь на рассказ  педагога делают рисунок Земли.

Земля – планета, значит,  она имеет форму шара. Чтобы изобразить ее мы должны нарисовать круг. На нашей планете есть материки – это большие участки суши, на которых живут люди. Их всего 5. Каким цветом мы нарисуем материки? (зеленым). А на 2/3 наша планета покрыта водой: это реки, моря и океаны. Каким цветом мы нарисуем океаны? (голубым) Какого цвета на нашем рисунке будет больше? Почему? (голубого, т. к. воды на нашей планете больше, чем суши.)

Наша планета третья по счету от Солнца. Это хорошо для нас? Что было бы с нашей планетой, если бы она была ближе к Солнцу? А если дальше? Педагог подводит детей к выводу, как важно тепло Солнца для жизни на Земле. Но Солнце излучает не только тепло, но и свет. Оно каждое утро всходит на востоке, в течение дня движется по небу, а вечером закатывается на западе. В древности люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному реке  перебирается на другой край неба, и каждую ночь под землей он сражается со злым  богом  тьмы, который коварно набрасывается на него. Но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждают,  и Солнце снова встает.

Но что же происходит на самом деле, почему Солнце не светит постоянно, куда оно уходит на ночь? Ответить на этот вопрос нам поможет эксперимент:

3. осветим   весь   земной   шар

Требуется

• глобус

• проектор или мощный фонарь

• темная комната

Ход опыта

1. Направь луч света на глобус.

2 . Поворачивай глобус разными сторонами в

луче света.

3. Плавно поверните глобус вокруг своей оси.

Результат

Все время освещена только та часть глобуса, на

которую попадает свет. Как бы ты ни повернул

глобус, его обратная сторона всегда остается в

тени.  Во время вращения глобуса лампа поочередно

освещает все его части.

Это потому... что лучи распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени. Педагог подводит детей к выводу, что на той части земли, которую освещает солнце, будет день, а на той, которая скрыта от  него,  наступает ночь.  А теперь представьте, что было бы, если бы земля не вращалась постоянно вокруг своей оси?  На одной части Земли всегда был бы день, а на другой вечная ночь. Хорошо это? Кто бы хотел, чтобы всегда была ночь?  Поэтому, мы можем сделать вывод, что наша земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси, чтобы солнечный свет освещал их полностью. Такое вращение Земля проходит за сутки: за один день и одну ночь.  Из – за вращения планеты вокруг своей оси происходит смена дня и ночи. Теперь мы знаем, куда уходит солнышко на ночь: оно никуда не уходит, оно освещает другую половину нашей планеты.  Поэтому, когда у нас день, на другой стороне Земли – ночь.

Далее педагог продолжает беседовать с детьми: может быть, кто- нибудь  теперь догадался, что происходит, когда Земля совершает полный круг вокруг Солнца, на который нужно целый год. Дети наверняка ответят, что происходит смена времен года.  Педагог предлагает поиграть:

Вспомните, чем зима отличается от лета (зимой солнышко не греет, холодно). Мы с вами уже знаем, что солнышко посылает на землю тепловые лучи, которые ее согревают. Давайте представим, что один из нас – Солнце, а другой – Земля. Солнце будет посылать на Землю лучи, Солнце всегда посылает одинаковые лучи, поэтому вместо лучей мы будем использовать игрушку на ленточке определенной длины.  Далее педагог выбирает игроков, отмечает орбиту движения планеты и предлагает провести опыт: ребенок –планета движется по кругу под музыку, когда музыка выключается, ребенок – солнце бросает ему игрушку. Длина ленты позволяет ее поймать в любой точке круга. Дети делают вывод, что солнечные лучи всегда попадают на Землю. Но ведь зимой становится холодно, значит Земля не получает все солнечные лучи в это время. Как такое может быть?  Далее педагог предлагает ребенку – земле сойти с намеченной траектории движения и отойти подальше. Ребенок – солнце бросает игрушку,  и длина ленты не позволяет ее поймать. Педагог спрашивает: возможно ли такое, может планета сойти со своей орбиты? Дети вспоминают, что такого не может быть.

Педагог подводит детей к выводу, что смена времен года зависит не от движения Земли, а от годового движения солнца. Чтобы подтвердить это, педагог возвращается к опыту с лампой и доказывает, что если солнце стоит высоко, то оно очень сильно нагревает землю  (фонарь держится перпендикулярно глобусу, он сильно нагревает его и дети могут потрогать и убедиться), в этом случае наступает лето. А когда солнце низко, то его лучи только слегка скользят по поверхности земли, и наступает зима. Когда в одном полушарии зима, в другом – лето, а на экваторе солнце всегда высоко, поэтому там  всегда тепло и холодного времени года не бывает.

Клуб Почемучек: Педагог предлагает детям устроить клуб Почемучек, дети могут задавать любые вопросы, они записываются и отправляются в копилку. На последующих занятиях педагог достает по 1 вопросу и отвечает на него. Если дети уже могут сами дать ответ, то они это делают сами. Вопросы можно добавлять.  

ПОЧЕМУ В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ НА НЕБЕ НЕ ВИДНЫ ЗВЕЗДЫ?

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Все дело в том, что в дневное время атмосфера рассеивает солнечный свет.

Попробуйте вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны достаточно хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит только выключить свет в комнате, как стекло перестанет служить препятствием для нашего зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт и солнечный свет (а с ним и свет, рассеянный воздухом) «выключается», атмосфера становится «прозрачной» и можно наблюдать звезды.

  1. Творческое рисование: дети получают бумажную  заготовку круглой формы. Педагог говорит им, что это земля. Когда на одной стороне Земли  - день, на другой -?  Педагог предлагает им нарисовать на одной стороне день, а на другой – ночь.



Предварительный просмотр:

Занятие 4

Тема: «Вода».

Цель:  через интересные, занимательные сведения познакомить детей с характеристиками воды,  экспериментально закрепить полученные знания. Закрепить навыки работы с пластилином.

Ход занятия:

  1. Игра «Скажи больше»
  2. Вода и ее основные характеристики
  3. Эксперименты по изучению основных характеристик воды
  4. Лепка лодочки для эксперимента.

  1. Педагог предлагает вспомнить изученное на предыдущем занятии и поиграть в игру

«Скажи больше».  Дети становятся в круг, педагог в центре с мячом. Педагог бросает мяч одному ребенку и называет планету: Марс. Ребенок говорит одну из характеристик планеты (напр. – это планета красного цвета) и возвращает мяч педагогу. Педагог добавляет следующую характеристику и передает мяч другому ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все известные характеристики планет, при этом педагог сообщает неизвестную информацию, а дети то, что было изучено. Игра продолжается с следующей планетой.

  1. Вспомните, есть ли в нашей солнечной системе планета,  полностью покрытая океанами?

Можно ли искупаться в этом океане? Почему? А на Земле можно? Можно, так как земные океаны состоят из воды. Именно с водой и ее волшебными свойствами мы сегодня познакомимся.

Давайте поиграем, Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое вода кому-то, кто никогда ее не видел и не пробовал, например инопланетянину.

Через игру дети выделяют основные характеристики воды: это - жидкость, она прозрачная, у нее нет вкуса, цвета и запаха. Вода необходима для поддержания жизни всех живых организмов.

  1. Давайте проведем эксперименты и докажем это.
  1. Вода – это жидкость, она может течь, она не имеет собственной формы, если вода не встречает препятствий, то она может заполнить все возможное пространство. Рассказ педагога сопровождается демонстрацией. Педагог переливает воду в емкости различной формы, а затем выливает в широкую  плоскую миску.
  2. Педагог наливает в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан – молоко и опускает  в оба бусинки. В стакане с водой мы видим ее, так как вода прозрачная.
  3. Вода не имеет вкуса. Чтобы доказать это,  давайте поиграем: Одному из вас я завяжу глаза и предложу попробовать и назвать то, что находится в стаканчиках. Педагог предлагает  сладкий и кислый  сок и воду. Ребенок пробует и описывает то, что он попробовал. Можно провести игру еще несколько раз с разными детьми. В результате дети убеждаются, что у воды нет вкуса.
  4. У воды нет запаха. Для подтверждения этого проводится игра: педагог приглашает ребенка, завязывает ему глаза и предлагает найти по запаху воду из предложенных стаканчиков.
  5. Уводы нет цвета. Чтобы подтвердить это, педагог предлагает детям налить в стаканчики воды и подкрасить ее красками в разные цвета.
  6. Вода -  это жидкость, это значит, что в ней можно что – нибудь растворить. Давайте посмотрим, что же растворяется в воде: Дети вместе с педагогом пробуют растворять в воде различные предметы (соль, сахар, мед, варенье, кофе, рис, песок, бусинки и т.д.), в итоге дети делают вывод, что вода не может растворить абсолютно все.
  7. В ходе экспериментов по растворению дети заметили, что некоторые предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Ответить на вопрос «Почему» помогут следующие эксперименты:

Требуется

• пластилин

• тазик

• вода

Ход опыта

1. Наполни тазик водой.

2. Сделай из пластилина лодочку и пусти на воду.

3. Вытащи лодочку, сомни в комок и опусти его в воду.

Результат: Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился па дно.

Это потому... что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка вытесняет воду не только своим телом, но и своими пустотами и, следовательно, вытесняют больший вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву. Пластилиновый комок , вытесняет меньше воды. И так как погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности. Этот пример поможет тебе понять, что плавучесть предмета часто зависит  от его формы.

Тонут ли газы и жидкости или остаются на поверхности? На этот вопрос ответит следующий эксперимент:

Ныряющий изюм

Требуется

• изюмины или виноградины      

  1. уксус        
  2. сода пищевая        

• вода        

• стеклянная банка

• ложка

Ход опыта

1. Налей в банку воды, добавь по 2 чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешай.

2. Опусти в воду изюмины.

 Результат: Сначала изюмины опустятся на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и изюм утонет. Так он будет    подниматься и  опускаться несколько раз.

Это потому...что уксус и сода, соединяясь, выделяют углекислый газ в виде пузырьков. Углекислый газ, как и все газы, легче воды. Поэтому пузырьки газа, приставшие к изюму, увлекают его за собой вверх, затем рассеиваются в воздухе, а изюм, став снова тяжелым, опускается вниз. И так несколько раз.

4. Дети лепят лодочку из  пластилина для проведения эксперимента.



Предварительный просмотр:

Занятие 5

Тема: «Вода».

Цель:  через интересные, занимательные сведения познакомить детей с характеристиками воды,  экспериментально закрепить полученные знания. Закрепить навыки работы с красками.

Ход занятия:

  1. Игра «Письмо от лунного человечка»
  2. Вода и её основные характеристики
  3. Эксперименты по движению воды
  4. Подвижная игра «Ручеек»
  5. Рисование методом тычка «Дождь»

1. Ребята, у меня есть очень необычное письмо. Его написал лунный человечек, который побывал в гостях на нашей планете. Только вот мне кажется, что он никогда не был на самом деле на Земле, потому, что он ничего не знает о воде и в его письме очень много ошибок. Давайте прочитаем его и найдем ошибки.

Все лето я провел  в путешествиях. Я побывал на очень интересной планете, которая называется Земля. На этой планете очень холодно, так как она очень далеко от Солнца. Мы все лето катались на коньках и санках. Но самое интересное на планете Земля – это вода. Её на Земле очень мало, поэтому это самое редкое и  вкусное лакомство. Мои друзья меня часто угощали водой, отрезая от нее по кусочку. У воды очень красивый ярко – синий цвет, и  пахнет она очень необычно.  Но больше всего мне понравился ее сладкий вкус.

Дети находят и исправляют ошибки и вспоминают основные характеристики воды.

2.  Наш Лунный человечек сделал еще одну ошибку. Земля как планета — это главным образом океан. Океан —  это прежде всего вода.  Первое, что заметил бы любой инопланетянин, прибывший к нам из соседней галактики, это обилие воды. Даже нас, коренных землян, бескрайность океана всегда поражает. На других планетах Солнечной системы ничего похожего не встретишь. На их поверхности жидкая вода вообще отсутствует.  Мы не удивляемся обилию воды. На Земле она окружает нас всюду. Грубые подсчеты  показывают,  что 3/4 поверхности планеты  покрыты водой. Вода — самое обыденное и в то же время самое  удивительное вещество на нашей планете. Она обладает рядом необычных  свойств. Даже сама обыденность воды необычна. Никакое другое вещество не встречается на Земле в таких количествах, да еще одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном! Холод превращает ее твердое состояние: лед, снег, иней, а тепло – в газ, пар. Наши следующие эксперименты воспроизведут этот волшебный цикл, и тогда ты поймешь, как образуются облака, дождь, туман и снег.

 3. возвращение         жидкое     состояние

Требуется

  1. маленькая кастрюлька
  2. металлическая крышка
  3. электрическая или газовая плита
  4. вода

Ход опыта:

1 Налей воды в небольшую емкость, нагреть ее греющей свечой.

2 Когда вода закипит, накрой ёмкость крышкой.

Результат:  На крышке образовались капли воды.

Это потому... что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Дождь: Под лучами солнца вода из озер, рек, морей, растений и даже из человеческого тела испаряется. Огромное количество частичек водяного пара поднимается в атмосферу и, охлаждаясь, превращается (конденсируется) в маленькие капли воды. Капли собираются вместе и образуют облака. Если облако на своем пути встречает горячий воздух, оно испаряется и рассеивается. А если встречает   холодный воздух, капли соединяются в еще более крупные, становятся тяжелыми. IВоздух не в состоянии их удержать, и "тогда они падают на землю в виде дождя.

  1. Педагог предлагает вспомнить, почему идет дождь. Дети получают заготовки с                     нарисованными полянками с цветами. Педагог предлагает устроить для них дождик. Для этого дети рисуют облака и капли дождя, а педагог напоминает процесс образования дождевых облаков.

  Педагог может приготовить и раздать детям описание опыта для самостоятельного проведения дома.  

вода     исчезает

Требуется

  1. два одинаковых стакана
  2. блюдце        
  3. фломастер
  4.  вода

Ход опыта

  1. Наполни два стакана водой до одного уровня и отметь уровень фломастером.
  2. Один из стаканов накрой крышкой
  3. Поставь оба стакана в теплое место (к батарее или на солнце).

Результат:  На следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не  изменится.

Это потому...что часть воды в открытом стакане под воздействием тепла испарилась, превратилась в мельчайшие, невидимые частицы водяного пара. Они смешались с окружающим воздухом и рассеялись. Йот почем)' вывешенное на солнце мокрое белье высыхает. Помимо тепла, испарению способствует ветер. Он срывает водяной пар с мокрого предмета и насыщает им окружающий воздух,

вода      из     ничего

Требуется

• стакан

• морозильник

Ход опыта:  Абсолютно сухой стакан поставь в морозильную камеру. Через полчаса вытащи стакан.

Результат:  Стакан запотеет. Через несколько минут на его стенках образуются мелкие капельки воды. Потрогай стакан руками —  пальцы станут мокрыми.

Это потому... что в морозильной камере стенки стакана охладились. Достаточно вынуть стакан из морозилки, как его стенки начнут охлаждать окружающий воздух. Водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в мельчайшие капельки воды и оседает на стенках стакана. Зимой стекла автомобиля запотевают, потому что в выдыхаемом нами воздухе содержится много водяного пара. Коснувшись холодного стекла, пар конденсируется и оседает на стекле.

Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.

Туман состоит из мельчайших капель, образованных конденсацией водяного пара в приземных слоях атмосферы.  Холодный воздух плохо удерживает водяные пары. Если ночью холодно, а воздух влажный, то пар конденсируется. Он превращается в маленькие капли росы, которые оседают на траву и на землю.

КОГДА ТАЕТ ЛЕД

Требуется

•        стакан

•        горячая вода

•        кубики льда

Ход опыта

1. Наполни до краев стакан горячей водой.

 2. Положи несколько кубиков льда в воду. Как ты думаешь, выльется ли вода из стакана, когда кубики растают?

Лед останется на поверхности. Мы уже знаем, что при замерзании вода расширяется и, значит, становится менее плотной. Поэтому лед и не тонет. В природе это свойство воды имеет большое значение. Когда замерзает поверхность рек и полярных морей, лед не тонет, а становится естественной шубой, защищающей все, что живет в глубинах. Так все живое там выживает зимой

Результат: Уровень воды останется прежним.

Это потому... что вода в жидком состоянии плотнее и занимает меньше места, чем в твердом. Поэтому, когда лед растает, вода не  перельется через край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс подготовки детей к школе

Цель курса: психологическая профилактика возможных трудностей при адаптации к школеЗадачи курса:Ø  Формирование адекватных представлений о школьной жизни;Ø  Осознание ребенком специфики пози...

Рабочая программа по курсу "Адаптация детей к условиям школьной жизни"

Предлагаю РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ для учителя начальной школы для организации и проведения курса "Адаптация детей к условиям школьной жизни"....

ИНТЕНСИВ – КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ

У всех людей есть органы слуха. Но всегда ли мы слушаем и слышим других?  Порой разговариваешь с человеком и понимаешь, что он тебя всего лишь слушает, но не слышит. И это нас очень огорчает. А к...

Развивающий курс для детей дошкольного возраста "Обучалочка"

Данная программа построенна по  материалам «Ломоносовской школы».Программа  готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...

Энциклопедическая информация для детей об истории создания книги.

История книги начинается с глубокой древности, когда люди общались друг с другом знаками, передавая какую - либо информацию. Как же появилась книга7  Как развивалась история создания книги?...