Интегративный подход при формировании основ экологической культуры дошкольника»
методическая разработка по окружающему миру по теме

 

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
В связи с тем, что принцип интеграции является инновационным,   наше  дошкольное учреждение строит  образовательную деятельность, основываясь на  синтезе и объединении  образовательных областей, направленную на получение целостного образовательного продукта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativnyy_podhod_v_ekologicheskom_vospitanii_detey.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Интегративный подход при формировании основ экологической культуры дошкольника»

Автор: С.В. Кротова (старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 108»  города  Дзержинска Нижегородской области)

Мир, окружающий ребенка –

 это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства.

В свете требований новых документов, а именно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №655 , в котором не выделена  образовательная область «Экология», возникла необходимость  ее интеграции  в воспитательно-образовательный процесс в целом, создания новой  модели и расширения направлений педагогической работы.

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

В связи с тем, что принцип интеграции является инновационным,   наше  дошкольное учреждение строит  образовательную деятельность, основываясь на  синтезе и объединении  образовательных областей, направленную на получение целостного образовательного продукта.

Мы определи  преимущества интегрального подхода:

  1. условие  развития системы знаний, овладение основами наук
  2. формирование  научной картины мира
  3. достижение  большего эффекта в развитии воспитанников
  4. обеспечение формирования качеств личности  дошкольника для гармоничного вхождения в социум
  5. реализация  сотрудничества  детей и взрослых, взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые широко используются в нашем учреждении.

Одной из основных форм  работы с детьми дошкольного возраста по формированию умений, навыков, знаний является проектная деятельность, осуществляемая в рамках акций, большая часть которых приурочена к Дням защиты от экологической опасности: «Жизнь в капле воды»,  «День ветерка», «Экологический флэшмоб», «По страницам Красной книги» и интегрированные занятия. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.  

Целенаправленная  и согласованная деятельность всех педагогов на основе интегрированного подхода реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Тенденции данной работы прослеживаются в постановке экоспектаклей   «Экологическое ассорти»; праздниках и развлечениях  «Мой дом – моя планета», «Мы за чистый город», «Умный мусор», « Живи, Земля!»; совместных туристических  походах; использование экологических гаджетов для дошкольников.

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды. В детском саду успешно функционируют:

     Зимний сад, в котором  представлены растения различных природно-климатических  зон, фитонцидные растения, живые объекты, мини огород, где дети не только наблюдают за данными объектами, но и приобретают навыки ухода за живой природой.

    Огромная роль в постановке экологического воспитания в нашем учреждении отводится музею природы. Нам удалось создать музейно-образовательное пространство с уникальными коллекционными экспозициями экологического  содержания.

     Трансформация знаниевого компонента экологической культуры в компонент деятельностный для дошкольников осуществляется  в таком специально организованном помещении нашего детского сада как опытно-исследовательская лаборатория.

Экологизация образования осуществляется в музыкальном и театральном залах, психологической комнате.

Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример родителей, именно поэтому мы непрерывно осуществляем поиск новых ресурсов повышения их активности, форм и методов взаимодействия.

Огромной популярностью среди родителей пользуются экологические конференции «Экологический ликбез»,  «Виртуальная книжная выставка», педагогические чтения «Экология и закон», выставки работ «Отходы в доходы», «Креативная елочка», экологические  шествия «Здоровые дети на здоровой планете».  

Немаловажным условием реализации данной работы  является образовательный статус педагогов, их квалификация, творческий потенциал, наличие коллектива единомышленников.

Понимание успеха этой работы, ее результативности привело к пониманию  о многовариантном решении данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска.Текст к презентации....

План работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем" 2019-2020 учебный год

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....