Проект "Одуванчик"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Молодчая Татьяна Владимировна

Экология стала наукой, которая поможет человеку выжить. Н.А.Рыжова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitka_proekta_o.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

     Визитная карточка проекта

«Одуванчик».

Авторы проекта

ОУ             ГБОУ ЦРР детский сад №1958 – дети, родители, педагоги

Город                   г. Москва, СВОУО

Название проекта

«Одуванчик»

Вид проекта

                   Экологический, исследовательской направленности

Длительность

                  долгосрочный            

Краткое содержание

Проект разработан и проводился в рамках программы экологического образования «Мы» Н.Н.Кондратьевой, раздел  «Мы нужны друг другу на земле» и раздела «Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду» программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт – Петербург.

Проект включает этап предварительной работы: игры, целевые прогулки, беседы на экологические темы, просмотр видеофильмов.

В результате над проектом дети отвечают на основной вопрос: Как взаимосвязана жизнь растений с окружающей средой?

Дети совместно со взрослыми учатся находить информацию из разных источников, коллективно решать проблему, получать, в результате реализации проекта продукт самостоятельной деятельности: мини – экспозиция в группе «Музей одуванчика»,  мини – книжки «Мой одуванчик» и т.д.

Предметная область

Совместно – самостоятельная деятельность в экологическом воспитании.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Время проекта

3 месяца. Наблюдения в природе, экскурсии по объектам экологической тропы, совместный труд в природе, самостоятельная поисковая деятельность, совместная экспериментально – исследовательская деятельность.

Основа проекта

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

Целью проекта является формирование экологического миропонимания и целесообразности взаимодействия с природой.

Вопросы  и  процесс их формирования: Что я знаю о росте растения?

Что нужно растению для развития?

Показатели развития:

  1. Устойчивая экологически ориентированная познавательная активность на протяжении проекта;
  2. Сформированность основы исследовательского поведения;
  3. Совместно – самостоятельное формулирование вопросов и проблем, осуществление поисковой деятельности.

Дидактические задачи и методические цели

После завершения проекта дошкольники смогут:

  1. Формулировать с помощью взрослого найденную проблему;
  2. Вести поисковую работу по решению проблемы, используя доступные информационные ресурсы (в том числе Интернет);
  3. Устанавливать причинно – следственные связи;
  4. Обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять личную точку зрения;
  5. Коллективно трудиться в природе.

Вопросы, направляющие проект

Основной вопрос: Как взаимосвязана жизнь растения со средой обитания?

Вопросы  учебной темы: Что нужно растению для жизни?

Как зависит рост растения от температуры воздуха?

В каком грунте хорошо растёт взрослое растение?

Зачем растению нужно солнце?

Направляющие вопросы по содержанию:

Чем отличается рост растения, выращенного на окне от растения, растущего в грунте?

В какой местности растёт одуванчик?

Какую роль в жизни растений играют растения – соседи? Насекомые, животные?

Сколько продолжается процесс цветения одуванчика?

Как реагирует на солнце одуванчик?

График оценивания

До работы над проектом

Совместная проектная деятельность детей и взрослых

На этапе завершения работы над проектом

  1. Карта – панно с представлениями дошкольников о растительном мире;
  2. План работы по проекту;
  3. Заполнение матрицы идей.
  1. Листы планирования работы над проектом (символически обозначенные)
  2. Фотоматериал;
  3. Загадки - схемы;
  4. Обсуждение результатов.
  1. Представление результатов исследований в виде мини – экспозиции «Одуванчик»
  2. Выставка работ «Мой одуванчик».

Описание методов оценивания

На начальном этапе проекта, в процессе заполнения карты – панно обобщаются знания детей о растениях (символы), обсуждаются предложения детей о желаемых познаниях из жизни растений. Составляется примерный план проекта – матрица идей.

Завершается проект после практического подтверждения гипотезы, обобщения материала проекта как теоретического – в виде новых познаний, так и экспериментально – поискового.

Оценивается уровень сформированности представлений о развитии и существовании растений; творческий подход в поиске решений; логика представления материала, а также уровень коммуникативных умений дошкольников.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания.

  1. Сформированность представлений детей о «живой» природе. (Н.Н.Кондратьева Программа экологического образования детей «Мы», раздел «Мы нужны друг другу на земле»).
  2. Умения работы с различными источниками информации (с помощью взрослого).

Учебные мероприятия

Вводная часть 1 неделя.

Проект начинается с бесед на прогулках и наблюдений за пробуждением живой природы, выявляющей характер представлений детей о живом (существенные признаки, целостные свойства и приспособление к среде обитания с целью удовлетворения потребностей). Используя результаты наблюдений в природе дети выдвигают первичное решение.

- Одуванчик может зацвести на нашем подоконнике.

2 неделя

Получив письмо от парашютика одуванчика с желанием расцвести на окне в группе, ребята начинают заполнять карту – панно «Цветочного города». Почтальоны Знайка и Незнайка принимают символические письма от детей. Проводится беседа – консультация с родителями о возможных информационных ресурсах.

3 - 4неделя

Все детские идеи расписываются воспитателем в матрицу идей. Дети выбирают тему индивидуального исследовательского проекта. Совместно со взрослыми планируют работу по поиску информации. Проходит индивидуальная работа с семьями и с каждым ребёнком по обсуждению плана исследования.  Расписываются листы планирования проекта. Материал в дальнейшем оформляется в экологическую газету.

5 неделя

Посвящается созданию вывода проекта и плана реализации его.

Распределяются роли по осуществлению данного плана.

6 – 10 неделя

Осуществление  плана работы: коллективный труд в природе, заполнение дневников наблюдения за природой, фоторепортажи.

11-12  неделя

Третий  и особо ответственный этап исследовательского проекта – это обсуждение завершённой работы. Он складывается из ответов на 3 вопроса:

- Что хорошо?

-  Что плохо?

- Что надо сделать, чтобы  на следующий раз получилось лучше?

Это основа для рождения и укрепления рефлексивного сознания детей.

Подготовка и проведение презентации проекта: выставка детских работ «Мой одуванчик», мини – экспозиция «Одуванчик»

До новых встреч!