Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Глушко Елена Фёдоровна

 

Программные задачи:

- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.

 

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, презентация «Лекарственные растения», оборудование для просмотра презентации, мяч.

 

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос-ответ, словесное упражнение «Мяч лови-бросай, на вопросы отвечай», просмотр презентации «Лекарственные растения».

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка именной книги «Лекарственные растения» для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_proekta.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Лесная аптека на службе человека»

Программные задачи:

- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, презентация «Лекарственные растения», оборудование для просмотра презентации, мяч.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос-ответ, словесное упражнение «Мяч лови-бросай, на вопросы отвечай», просмотр презентации «Лекарственные растения».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка именной книги «Лекарственные растения» для детей.

Словарная работа: травники, настойки, отвары, мази, экологобиологическая  станция.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит!

Дети: лекарственные растения.

Воспитатель: Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?

Дети: о лекарственных растениях

Воспитатель: Мы с вами узнаем, как же могут помочь лекарственные растения здоровью человека.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(В. Рождественский)

         Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.  Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти  действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди.

Что бы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.

1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

3. Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василек)

4. Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший… (Одуванчик)

5. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

8. У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается, и погладить не дает. (Крапива)

Воспитатель: Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли «Травниками».

Эти люди замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое?

Дети: туда складывали травы.

Воспитатель: Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».

Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений.

Дети: Да

Бабушка Егоровна: Здравствуйте, мои милые внучата! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу. Меня зовут бабушка Егоровна, я знаток лекарственных растений.

Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Бабушка Егоровна: Ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях, которые растут на территории детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

        Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна, как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои,  мази.

Бабушка Егоровна: Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички (ромашка)

         Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику, при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

Ребёнок:

Кажется, солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

Солнца на ножках, качаясь, стоят.

Залит лучами зеленый лужок.

Солнце над нами и солнце - у ног!

(А. Мельникова)

Бабушка Егоровна: А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Дети: Подорожник - умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое - укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребёнок: читает стихотворение Н. Матвеевой.

«Подорожник»

Подорожник - санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошел к дороге, приготовился,

Может, думает, кому понадоблюсь…

Воспитатель: Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас - лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок?

Дети: одуванчик

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.)

Бабушка Егоровна:  А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Ребёнок:       «Крылатый цветок»

Одуванчик, одуванчик, легкий, белый сарафанчик.

И сыпучий, и колючий, и крылатый, и летучий.

Только дунет ветерок - разлетелся весь цветок.

                                                                 (В. Егорова)

Бабушка Егоровна: рассмотрите листья мать-и-мачехи. Кто из ребят знает, почему это растение так называется?

Бабушка Егоровна: «Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной - станет неуютно, холодно»…(Отрывок из произведения А.Онегова «Мать-и-мачеха».)

Бабушка Егоровна: Ребята, вспомните народные сказки, в которых можно встретиться со злой мачехой.
Дети: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»…

Бабушка Егоровна: какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют?

Дети: Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста:
«Бабушка Егоровна»

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

Примечает загодя, где какая ягода.

За какою просекой прямо в руки просится,

За какойтропинкоювыросло черникою,

За какой низиною поросло малиною.

Наберет Егоровна ягоду отборную,

Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

(Г. Абрамов)

Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай! » (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям).

 Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Воспитатель: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Бабушка Егоровна: Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

 1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.  

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые внучата, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы? Хотели бы вы еще отправиться со мной в гости в Дом Природы? Приходите к нам в экологобиологическую станцию, и тогда каждый день вы будете познавать секреты и тайны Дома природы, Дома добра и здоровья! Ждем вас в гости! Всего доброго! До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Цель: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; восп...

Конспект занятия в старшей группе "Самый дорогой на свете человек (понятия "сострадание-сопереживание")"

Задачи занятия· Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.· Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.· Учить давать моральную оценку поступкам героев художе...

Конспект занятия в старшей группе "Лесной дом"

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Человек и деревья"

конспект подходит для старших дошкольников по ознакомлению с темой "Деревья"...

Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека"

Конспект НООД по окружающему миру в старшей группе. закрепить знание детей о лекарственных растениях и их значении....

Конспект занятия в старшей группе на тему: «День пожилого человека»

Конспект занятияв старшей группе на тему: «День пожилого человека»...

Конспект валеологического праздника на тему: «Лесная аптека на службе человека»

Конспект валеологического праздника "Лесная аптека на службе человека" для детей старшей группы...