Проект "Обучение правилам дорожного движения детей с нарушением интеллекта"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Кочетова Зинаида Алексеевна

Проект

«Обучение правилам дорожного  движения детей с нарушением интеллекта»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Обучение правилам дорожного  движения детей с нарушением интеллекта»

( «Школа безопасности движения» )

  1. Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, творческий.

По содержанию:

естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта:

Группа13 человек с диагнозом « Выраженной задержкой психо-речевого развития. Диф-ть Е – 70 »

По времени проведения:

продолжительный.

По характеру контактов:

в рамках МДОУ «Детский сад № 91 компенсирующего вида»

II.       Актуальность данной проблемы.

С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становиться все острее. Улицы нашего города не очень приспособлены для детей. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. ДТП – самая частая причина гибели детей на улице. Особенности детской психики – фрагментарность внимания Фиксация на одном предмете – увеличивает незащищенность ребенка. Психико – педагогическое сопровождение ребенка с нарушением интеллекта направлено на оптимизацию его психо – физического развития с целью повышения эффективности социальной адаптации. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально – нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в поведении ребенка.в связи с этим современные социальное воздействие приобретает особое значение, так как создает реальные возможности не только для коррекции и компенсации, но и обеспечивает приобщение ребенка ко всему, что доступно нормально развивающимся сверстникам, обеспечивает социальную полноценность, поэтому необходимо не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации,

Одним из важнейших направлений  социального развития детей с нарушением интеллекта является  обучения их адекватным формам поведения в общественных местах.

Актуальность данного проекта заключается в обеспечении персональной безопасностью детей на дорогах города и сохранения их здровья.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников, воспитатели, дефектологи, инструкторы по физкультуре, музыкальный руководитель, методист, инспектор  по ГИБДД, средства массовой информации.

Цель. Формировать детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта навыки безопасного поведения на дорогах города и сохранения их здоровья.

Задачи. 

  1. Продолжать учить пониманию, что может  быть опасным при нарушении правил дорожного движения.
  2. Продолжать учить необходимым мерам осторожности при переходе улицы, в транспорте.
  3. Разрабатывать план кружковой работы.
  4. Вырабатывать у детей с помощью игровых занятий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях.
  5. Систематизировать комплекс обучающих игр по профилактики дорожного травматизма среди детей.
  6. Изготовить набор наглядных пособий.
  7. Оборудовать уголок безопасности дорожного движения в методическом кабинете.
  8. Организовать подписку на газету «Добрая дорога детства» для родителей.
  9. Провести игры – соревнования для детей с целью проверки усвоенных занятий, умений, навыков.

Предполагаемые итоги реализации и проекта.

  1. Закрепление у  детей с нарушением интеллекта знаний о правилах поведения на дорогах.
  2. Понимание детьми, что может быть опасным при нарушении ПДД.
  3. Способность анализировать и оценивать свою деятельность.
  4. Самоконтроль и самоорганизация.
  5. Знания детьми с нарушением интеллекта информации о себе.
  6. Развитие  у детей с нарушением интеллекта познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  7. Отсутствие случаев травматизма.

Необходимым условием реализации является: единство и взаимосвязь детского сада, семьи и социально – педагогической среды.

Формы работы по проекту.

  1. Экскурсии по микрорайону. Рассматривание иллюстраций по циклу : «Правила дорожного движения»
  2. Изготовление атрибутов для игр.
  3. Дидактические игры на макете по правилам дорожного движения.
  4. Настольно – печатные игры «Транспорт», «Законы улицы и дорог»
  5. Сюжетно – ролевые, подвижные игры.
  6. Занятия викторины.
  7. Досуг, развлечения, праздники.
  8. Практикум для родителей.
  9. Выставки методического материала.
  10. Беседа работника ГАИ с детьми по ПДД.
  11.  Выставки детских рисунков и поделок.

Принципы работы.

  1. Логичности
  2. Непрерывности
  3. Систематичности
  4. Последовательности
  5. Наглядности
  6. Доступности
  7. Единство теории и практики
  8. Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Выполнение проекта.

Перспективно – тематический план обучения детей правилам дорожного движения.

I . Квартал.

Тема

Цель


  1. Знакомства с улицей.

     Уточнить представление детей об улицы, дороге транспорте. Дать элементарные знания о поведении на улице.


  1. Рассматривание иллюстраций с изображением улицы.

 

      Ввести в книжный уголок книги, рисунки с изображением улицы.


  1. Беседа «Где и как переходить улицу?»


     Дать представление об остановке и рассказать как вести себя на улице.


  1. Сюжетно – ролевая игра «Автобус».

     Закрепить в игре знания о профессии водителя, закрепить знания о поведении пассажиров в транспорте, закрепить знания о светофоре.

 

  1. «Наши верные друзья».

       Закрепить сигналы светофора и познакомить с жестами регулировщика «Стой», «Внимание», «Путь открыт».

 

  1. Подвижная игра «Цветные автомобили», «Кто ушел?».


       Развитие внимания на закрепление знаний о работе светофора.

 

  1. Дидактическая игра красный, желтый, зеленый.



       Развитие внимания на закрепление знаний о работе светофора.

II . Квартал.

Тема

Цель

  1. Знакомства с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Дети», «Движение запрещено».

     Дать элементарные знания, где устана-вливаются эти знаки, они предупреждают, разрешают или запрещают.

  1. Рассматривание иллюстраций по циклу: «Правила дорожного движения».

   Закрепить представления о дорожных знаках.


  1. Изготовление атрибутов для игр

   Закрепить представления о дорожных знаках.

  1. Дидактическая     игра   «Найди  такой же»

    Закрепить представления о дорожных знаках.

  1. Чтение: Ильин, Сегал, «Машина на нашей улице».

    Закрепить первоначальные представления о транспорте, о профессии водителя.

  1. Рисование «Машина на нашей улице».

     Закрепить представления о разных машинах, выделять по цвету, форме.

  1. Сюжетно – ролевая игра «Поездка в цирк».

      Закрепить правила поведения пешеходов, водителя.

III. Квартал.

Тема

Цель

  1. «Где и как играть?»

Беседа работника ГАИ.

     Объяснить детям где нужно играть кататься на самокатах, велосипедах, почему нельзя на улицах и дорогах?

  1. Чтение произведений «Мы специальные машины», «Дядя Степа милиционер».

     

    Закрепить знания о транспорте, о правилах дорожного движения.

  1. Развлечение по правилам дорожного движения «В страну дорожных знаков»

   

    Закрепить знания о транспорте, о правилах дорожного движения.

  1. Мы учимся соблюдать правила дорожного движения ( на площадке устанавливаются дорожные знаки и светофор )

 

     Закрепить знания ранее полученных на занятиях.


  1. Экскурсия по городу на автобусе.

    Показать детям город, его большие улицы, будки  ГАИ, светофор.


  1. Конкурс рисунков на асфальте.

 

  Закрепить правила дорожного движения  

ЗАНЯТИЕ  «ШКОЛА  ПЕШЕХОДНЫХ  НАУК»

 ( Подготовительная  группа )

Цели: закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; познакомить с понятиями «перекресток» и «двустороннее движение»; закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: светофор, пешеходный переход, дорожные знаки, игрушки, карточки с силуэтами дорожных знаков.

 Занятие проходит в музыкальном зале (или группе).

                                         *  *  *

Воспитатель. Дети, сейчас мы с вами гуляли во дворе. Какое правило-присказку вы там выучили и запомнили?

Дети. Пора не пора — не ходи со двора. Играй только во дворе и не выбегай на проезжую часть дороги.

Воспитатель. Правильно. А почему нельзя этого делать?

Дети. Потому что на улице много машин и все они ездят быстро.

Воспитатель. А теперь мы с вами отправимся на прогулку по одной из улиц нашего большого города. Сейчас мы станем пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения.        

      1- й     ребенок.

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда.

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

         2-й   ребенок

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

      3-й   ребенок

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

     4-й   ребенок

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

                                  Я. Пшиумов.

Воспитатель. Вот давайте сейчас и вспомним эти правила. Ой, дети! Кто-то еще торопится сюда? Наверное, не все гости собрались у нас.

Появляются игрушки-звери.

Игрушки. Здравствуйте, дети! Мы услышали, что вы знаете правила дорожного движения, и тоже захотели их выучить...

Воспитатель. Кто вы? Откуда? А я их узнала! Это герои сказки Сергея Михалкова «Бездельник светофор». Помните, мы с вами ее читали? Возьмем с собой лесных зверей?

Дети. Да!!!

Воспитатель. Итак, вышли мы на улицу и пошли гулять по... забыла. Как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы ?

Дети. Тротуар.

Воспитатель. Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти?

Дети. По правой.

Воспитатель. Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное — переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу?

Дети отвечают.

Правильно, улицу надо переходить в строго определенном месте. А как называется это место?

Дети отвечают.

Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать «зеброй». Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Кто знает загадки о них?

 Ребенок

Днем и ночью я горю,

Всем сигналы подаю,

                     Есть три цвета у меня.

                    Как зовут меня, друзья?

           (Светофор.)

Воспитатель. А есть ли еще помощники у пешехода?

Ребенок

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

                     Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

                        (Милиционер-регулировщик.)

Воспитатель. Дети, а что обозначают сигналы светофора?

Дети      (хором)

Красный — стой,

Желтый — жди,

А зеленый — проходи!

Воспитатель. А теперь мы с вами побываем в «Школе пешеходных наук». Учеба в обычной школе начинается с азбуки. Вы видели вывески или таблицы вдоль дорог? Это дорожные знаки. Что же обозначает каждый дорожный знак?

Дети рассматривают переносные дорожные знаки и называют их: «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки».

        Сегодня я познакомлю вас с новым знаком. Он треугольной формы. Нарисованы на нем два человека. Называется он «Дети». Обозначает: где-то рядом находится школа или другое детское учреждение. Этот знак будет вашим помощником, здесь пешеходу и водителю надо быть внимательными. Молодцы, дети! Вы правильно разобрались в дорожных знаках, и в «Школе пешеходных наук» вам поставят только «отлично»!

        А теперь мы поиграем с вами в игру «Пассажиры», из пешеходов превратимся в пассажиров. Пока будем ждать автобус (а где его ждут?), нам надо с помощью считалки выбрать водителя.

 Ребенок

Светофор

Где ты был до сих пор?

Задержал светофор.

Красный - ясно -

Путь опасный.

Желтый - то же,        .

Что и красный.

А зеленый впереди -

 Проходи!

Воспитатель. Идемте на остановку. Если вы отгадаете загадку, то автобус быстро приедет на остановку.

 Что за чудо — синий дом,

 Окна светлые кругом,

 Носит обувь из резины,

 А питается бензином?

А вот и автобус.

Автобус построен из конструктора детьми заранее.

Садимся поудобнее, занимаем места и отправляемся в путь.

Играет музыка композитора М. Старокадомского к сцене «Веселые путешественники» на слова С. Михалкова, аккомпанирует музыкальный руководитель.

Дети     (поют)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

 Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -

Вот компания какая!

                              (2 раза)

Воспитатель. Пока мы будем ехать, расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.

Дети. Во время движения нельзя руками трогать двери. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка.

Воспитатель. А можно разговаривать во время движения с водителем?

Дети. Нельзя, водитель отвлекается.

Воспитатель. А можно высовываться из окна?

Дети. Нельзя, это опасно.

Воспитатель. Можно ли громко разговаривать в автобусе?

Дети. Нет, это мешает другим пассажирам.

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто не сделает вам замечания ни в автобусе, ни в троллейбусе. На этом наше путешествие заканчивается. Тихо, спокойно выходим из автобуса и снова становимся пешеходами. Дети, а как нам теперь правильно перейти на другую сторону .улицы, чтобы попасть в свою группу?

Дети. Надо дойти до пешеходного перехода.

Воспитатель подводит итоги занятия и предлагает детям раскрасить картинки по правилам дородного движения в подарок  зверюшкам.

Воспитатель. Дети, кем вы сегодня были на прогулке?

Дети. Пешеходами.

Воспитатель. Кого вы встретили на пути?

 Дети. Лесных зверюшек.

Воспитатель. А еще где были после прогулки?

Дети. В школе пешеходных наук.

Воспитатель. С какими новыми знаками там познакомились?

Дети. Называется он «Дети».

Воспитатель. Что обозначает этот знак?

Дети. Где-то рядом школа или садик.

Воспитатель. Какие картинки вы подарили зверюшкам?

Дети. Дорожные знаки.

Воспитатель.

                                    Чтобы руки были целы

                                    Чтобы ноги  были целы

                                    Знаки надо знать

                                        Надо знаки уважать!

ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОЕКТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      1.        Авдеева, Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева. - Спб, 2002. - 133 с.

2.        Астапов, В. М. Дети с нарушениями в развитии: научное пособие для
учителей специальных (коррекционных) учреждений / В. М. Астапов. -
М. : Просвещение, 1995. - 349 с.

3.        Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии: научное пособие
для    студентов    дефектологических    факультетов    и    учителей    -
дефектологов / Т. А. Власова. - М. : Просвещение, 1973. - 130 с.

4.        Вотрякова,   М.   Я.   Безопасное  поведение  пешеходов  на  дорогах  /
М. Я. Вотрякова / Дошкольная педагогика. - 2003. - № 3. - G. 24-27.

5.        Дмитрук,   В.   П.   Правила дорожного  движения  для  школьников  /
В. П. Дмитрук. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 160 с.

6.        Екжанова, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего    вида    для    детей    с    нарушением    интеллекта:
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова.
- М. : Просвещение, 2003. - 430 с.

7.        Извекова, Н. А. Правила дорожного движения / Н. А. Извекова. - М. :
Просвещение, 1983. - 47 с.

8.        Как обеспечить безопасность дошкольников / под ред. К. Ю. Белой. -М. : Просвещение, 2003. - 267 с.

9.        Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии /В.И.Ковалько.М.:Вако,2004.-325с.

10.        Лапшин, В. А. Основы дефектологии: учебное пособие для студентов
дефектологических факультетов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М. Просвещение, 1990. - 143 с.

П.Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: книга для учителя / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.

12. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: учебное пособие / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2001. - 270 с.

  1. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост.Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М. : ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
  2. Иванова,  Р.  В.  Правила дорожного движения /Р.В. Иванова /

      Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 1. - С. 106-111.

15.        Рублях, В. Э. Правила дорожного движения / В. Э. Рублях. - М. : Просвещение, 1979. - 47 с.

16.Специальная дошкольная    педагогика:  учебное пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Академия, 2002. - 170 с.

  1. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения /
    Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М. : Педагогика, 2001. - 281 с.
  2. Федотова,   Е.    В.    Обучаем   дошкольников   правилам   дорожного движения / Е. В. Федотова / Ребенок в детском саду. - 2001. - № 2. - С.24-31.

19.        Якупов, Я. Н. Обучение младших школьников безопасному поведению в   дорожном   движении  / Я.  Н. Якупов  / Основы   Безопасности Жизнедеятельности. - 1999. - № 5. - С. 35-42.

20.        Якупов, Я. Н. Обучение младших школьников безопасному поведению
в   дорожном   движении /Я. Н. Якупов / Основы   Безопасности Жизнедеятельности. - 1999. - № 4. С. 33-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."

Статья "Обучение правилам дорожного движения дошкольников с нарушение интелллекта."...

Конспект занятия по обучению правилам дорожного движения детей подготовительной группы.

Занятие посвящено тому, что бы ознакомить детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице и в транспорте, с дорожными  знаками, с видами транспорта....

Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения детей 6-7 лет «Азбука дорожных наук»

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников дв...

Вариативная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения "Дети-дорога-безопасность"

1.Целевой раздел программы.2.Содержательный раздел программы.3.Организационный раздел программы.4.Дополнительный раздел программы.5. Библиографический список....

Развлечение по правилам дорожного движения «Детям знать положено правила дорожные» ( 2 младшая, средняя группы)

Цели:- Обучать детей правилам дорожного движения, правилам передвижения  пешеходов;- Создавать условия для  формирования   у де­тей навыков безопасного  пове­дения на ...

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...

Развлечение по правилам дорожного движения «Детям знать положено правила дорожные» для детей старшей и подготовительной группы

Цель: формирование устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах.Задачи:- закрепление знания детей о правилах дорожного движения- закрепление умения применять полученные знания в ...