Программа по безопасности "Формула безопасности дорожного движения"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Программа предназначена для работников дошкольного образования В Программе отражены основные пункты по предупреждению ДДТТ, дан подробный план работы, мониторинг на все возрастные группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»

                                                 

                                                                                             

                                                                                                                                                                                                            Педагогический проект программы

 «Формула безопасности дорожного движения»

для детей 3-7 лет

Срок  реализации: 4 года

Автор: Поварницына Светлана Анатольевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

        ХМАО-Югра, Тюменская область,  

Октябрьский район, п. Сергино,

2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка --------------------------------------------------------------- ст. 3.                                    

2.Нормативно – правовое обеспечение-------------------------------------------- ст. 5.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной

области «Безопасность»---------------------------------------------------------------------------- ст. 5.

3.1. Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой, как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов

3.2. Интегративная связь с другими образовательными областями

3.3.Продолжительность образовательной деятельности детей по возрастным группам

4. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста -------------------------------------------------------------------------------- ст. 8.

4.1. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД во 2 младшей группе.

4.2. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в средней группе.

4.3. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в старшей  группе.

4.4. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в подготовительной к школе  группе                                                              

5. Организация работы с педагогами ___________________________ ст. 14.

6. Организация работы с родителями __________________________ ст. 18.

7. Ресурсное обеспечение _____________________________________ ст. 20.

           8. Ожидаемый результат реализации проекта _____________________ ст. 20.

9. Мониторинг ________________________________________________  ст.  21.

10. План действий по реализации проекта ________________________ ст. 26.

11. Список литературы _________________________________________ ст. 28.

Приложение 1 _________________________________________________ ст. 29.

Приложение 2 _________________________________________________ ст. 31.

Приложение 3 _________________________________________________ ст. 32.

Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо,

чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

                                                                                 Л.Н.Толстой

Пояснительная записка

        Все что касается сохранения здоровья детей, и обеспечения безопасности их жизни является важным и своевременным. Сегодня мы научились защищать детей от многих страшных детских болезней. Теперь необходимо научить их избегать опасностей, связанных с одним из величайших достижений цивилизации — с автомобилем!

Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Особое значение в решении этой задачи имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности.

        Главная роль в обеспечении такой подготовки отводится воспитателям, так как большую часть времени дети проводят в детском саду и именно в нем получают первоначальные знания и навыки.  Воспитание общей культуры поведения и подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода, начинается в младших группах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все то, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него на всегда.

С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах.

          Изучение  правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и эта работа должна проводиться воспитателями совместно с родителями и при содействии сотрудников ГИБДД.

Цель: формирования основ дорожной  безопасности.

Задачи: 

1.Передача   детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.Воспитание  грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения;

3.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

         4.Активизация  работы  по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди педагогов и родителей.

 Решая  задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, мы воспитаем   дисциплинированного и сознательного участника дорожного движения.

 Принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями детских садов, педагогами учреждений дополнительного образования, учителями начальных классов с целью профилактики детского ДТТ и повышения дорожной грамотности детей и их родителей.

2. Нормативно – правовое обеспечение

- Федеральный закон от 10.12.1995 года №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

-  Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 100;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"  

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

3.1. Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой, как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

  1. Совместные действия
  2. Наблюдения
  3. Беседа
  4. Чтение
  5. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  6. Экспериментирование
  1. Совместные действия
  2. Наблюдения, экскурсия  
  3. Беседа
  4. Чтение
  5. Рассматривание
  6. Игра
  7. Проектная деятельность
  8. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  1. Создание соответствующей предметно-развивающей среды

3.2. Интегративная связь с другими образовательными областями

Чтобы добиться успеха в освоении детьми правил дорожного движения воспитатели ДОУ осуществляют связь между всеми образовательными областями программы,  педагоги уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.

Безопасность.

Физическая культура

Здоровье

Коммуникация

Познание

Труд

Социализация

Музыка

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

3.3.Продолжительность образовательной деятельности детей по возрастным группам

С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя задачи от деятельности к деятельности, и от группы к группе.

В младшей и средней группах 2 раза в месяц  - всего 18 раз в год, во время целевых прогулок, непосредственно образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе непосредственно образовательной деятельности: на рисовании, лепке, аппликации – дети изображают различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение, соотношение частей; «Делаем первые шаги в математику» – учатся различать левую и правую стороны, т.е. ориентируются в окружающем пространстве; на конструировании – создают разнообразные здания и сооружения из строительного материала, учатся создавать различные модели по рисунку и по собственному замыслу.

При  реализации образовательной области «Физическая культура» дошкольников учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад, проводят подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет», тем самым у детей накапливая опыт движения по улице, обогащая их словарный запас, повышая уровень пространственной ориентировки. Полученные знания закрепляются и в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»). Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).

В старшей и подготовительной к школе группах 3 раза в месяц  - всего 27 раз в год, разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений.  С детьми этого возраста большое внимание уделяется  ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинать  работу можно  со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания», обращать  внимание детей на то, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя. В этих группах дети получают четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять (ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход).

Содержание материала в этих группах более сложное. Дети знакомятся с таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения.   Основным  направлением работы  является  интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста организуются дидактические игры: «Скажи, что запомнил»,  «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др..

Группа

Вторая младшая группа

(дети 3-4 лет)

Средняя группа

(дети 4-5 лет)

Старшая группа

(дети 5-6лет)

Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Количество НОД в месяц/

время (мин)

2/15

2/20

3/25

3/30

Количество НОД в год

18

18

27

27

 3.4. Этапы реализации:

Данная методическая разработка рассчитана на возраст детей от 3 до 7 лет

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

4. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД

4.1. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД во 2 младшей   группе

№ п/п

Период

Тематика мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Улица»

Конструктивная деятельность «Строительство дорожек для пешеходов и машин»

«Домик для светофора» (загадки по теме)

Работа с родителями: дать задание родителям знакомить детей с улицей, дорогой широкой и узкой.

Воспитатели младшей группы

2.

Октябрь

«Транспорт» (развивать умение детей различать виды транспорта (грузовые, легковые), закрепить знания о частях машины)

«Назови машину»

«Рисование широкая и узкая дорожки». Аппликация «Светофор».

Работа с родителями: закрепить детьми навыки организованного поведения на улице.

Воспитатели младшей группы

3.

Ноябрь

«Как перейти улицу» (закрепить знания о сигналах светофора)

Обогащение предметно-развивающей среды в уголке по ОБЖ: книги по ПДД, иллюстрации, Настольно-печатные игры.

Рисование «Разноцветные колеса»

Информационный стенд:»ПДД для родителей с детьми младшего возраста»

Воспитатели младшей группы

4.

Декабрь

НОД «Дети и улица»

П/И «Чья машина едет быстрее» (закрепить ПДД)

С/Р Игра «Путешествие»

Буклеты для родителей «Рекомендации родителям по ПДД.

Воспитатели младшей группы

5.

Январь

«Строительство моста для машин»

Выставка рисунков «Я и улица»

Воспитатели младшей группы

6.

Февраль

Знакомство со специальными машинами «Скорая помощь», «Пожарная машина»

Аппликация «Машина»

Консультация по ПДД «О ПДД  детей в гололед»

Воспитатели младшей группы

7.

Март

Строительство гаражей для машин разной величины

Д/И «На чем поедем»

«Собери автомобиль» (разрезные картинки).

Воспитатели младшей группы

8.

Апрель

«Дорожные ситуации» (обсуждение по картинкам)

П/И «Пешеходы и автомобили»

Воспитатели младшей группы

9.

Май

Беседа «Мой город» (развивать представление об улице, городе, о ПДД)

Конструктивная деятельность» Строительство улиц города»

Памятка для родителей «Уроки поведения детей на улице»

Воспитатели младшей группы

4.2. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в средней группе

№п/п

Период

Мероприятие

Ответственные

1.

Сентябрь

«Улица»

«Светофор»

«Пешеход»

«На дороге»

Воспитатели средней группы

2.

Октябрь

«Переход»

«Путешествие в страну дорожных знаков»

«Транспорт»

«Мы едем, едем, едем!»

Воспитатели средней группы

3.

Ноябрь

«Моя улица»

«Специальные машины»

«Чем «питаются» машины?»

«Законы улиц и дорог»

Воспитатели средней группы

4.

Декабрь

«Гужевой транспорт»

«Виды дорожных знаков»

«Советы Вверхтормашкина»

«Автобус и трамвай»

Воспитатели средней группы

5.

Январь

«Прогулка к остановке»

«Эстафета зеленого огонька»

«Перекресток»

«Как вести себя на дороге»

Воспитатели средней группы

6.

Февраль

«Расставь знаки»

«Осторожно – улица!»

«Если нет светофора»

«Собери машину»

Воспитатели средней группы

7.

Март

«Моя улица»

«Автомобильная азбука»

«Каким бывает движение на дорогах»

«Путешествие»

Воспитатели средней группы

8.

Апрель

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Дом по улице идет»

«Вежливый троллейбус»

«Дядя Степа»

Воспитатели средней группы

9.

Май

«Если хочешь быть живой – не играй на мостовой»

«Расставь знаки»

«На чем люди ездят»

«Автомобили и пешеходы»

Воспитатели средней группы

4.3. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в старшей  группе

№ п/п

Период

Тематика мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь

«Знакомство с улицей»

«Знакомство с транспортом»

«Дорожные знаки»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Воспитатели старшей группы

2.

Октябрь

Рисование «Дорожные знаки»

«Осторожно транспорт»

«Опасные участки»

«Транспорт Сергино»

«Улицы города»

Воспитатели старшей группы

3.

Ноябрь

«Улицы нашего поселка Сергино»

«Устройство проезжей части»

«Волшебный семицветик»

Целевая прогулка «Пешеход»

Воспитатели старшей группы

4.

Декабрь

Целевая прогулка «Перекресток»

Целевая прогулка «Переход»

«Опасные участки на переходной части улицы»

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Воспитатели старшей группы

5.

Январь

«Безопасное поведение на улице»

«Ребенок на улице»

Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»

Воспитатели старшей группы

6.

Февраль

«Безопасное поведение на улице» (закрепляющее занятие)

Развивающая игра «Клуб пешеходов и светофоров»

Разучивание стихотворений по ПДД.

Воспитатели старшей группы

7.

Март

Памятка «Путешествие  по городу дорожных знаков» (продолжение)

Разминка «Веселые пешеходы»

«Назови дорожные знаки»

Приключение «Светофора»

Воспитатели старшей группы

8.

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»

Чтение художественной литературы «Ребенок и улица»

Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре зеленый»

Д/И «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу».

Воспитатели старшей группы

9.

Май

КВН «Юные пешеходы»

«Где можно играть»

«Будущие водители»

Выставка детских работ «В стране Светофории»

Воспитатели старшей – подготовительной группы

4.4. Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы  по ознакомлению детей с ПДД в подготовительной к школе  группе

№ п/п

Период

Тематика мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь

«Знакомство с улицей»

«Знакомство с транспортом»

«Дорожные знаки»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Воспитатели  подготовительной группы

2.

Октябрь

Рисование «Дорожные знаки»

«Осторожно транспорт»

«Опасные участки»

«Транспорт Сергино»

«Улицы города»

Воспитатели  подготовительной группы

3.

Ноябрь

«Улицы нашего поселка Сергино»

«Устройство проезжей части»

«Волшебный семицветик»

Целевая прогулка «Пешеход»

Воспитатели  подготовительной группы

4.

Декабрь

Целевая прогулка «Перекресток»

Целевая прогулка «Переход»

«Опасные участки на переходной части улицы»

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Воспитатели  подготовительной группы

5.

Январь

«Безопасное поведение на улице»

«Ребенок на улице»

Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»

Воспитатели  подготовительной группы

6.

Февраль

«Безопасное поведение на улице» (закрепляющее занятие)

Развивающая игра «Клуб пешеходов и светофоров»

Разучивание стихотворений по ПДД.

Инструктаж «Правила поведения воспитанников на дороге и в транспорте» (Приложение 1)

Воспитатели  подготовительной группы

7.

Март

Памятка «Путешествие  по городу дорожных знаков» (продолжение)

Разминка «Веселые пешеходы»

«Назови дорожные знаки»

Приключение «Светофора»

Воспитатели  подготовительной группы

8.

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»

Чтение художественной литературы «Ребенок и улица»

Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре зеленый»

Д/И «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу».

Воспитатели  подготовительной группы

9.

Май

КВН «Юные пешеходы»

«Где можно играть»

«Будущие водители»

Выставка детских работ «В стране Светофории»

Воспитатели  подготовительной группы

        

5. Организация работы с педагогами 

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен является  воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий ДОУ совместно с заместителем заведующего по ВМР, организуют следующие формы работы с сотрудниками:

Основные формы работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения 

Перспективный план работы с педагогами
по ознакомлению детей с правилами дорожного движения  

№ п/п

Период

Тематика мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь

Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года.

Зам.зав по ВМР

Анкетирование воспитателей по теме: «Правила движенья, как таблица умноженья!». (см. приложение)

Зам.зав по ВМР

2.

Октябрь

Оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД» 

  1. нормативно- правовая база (Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г.и др.);
  2. организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (перспективный план работы с воспитателями,
  3. методические рекомендации по организации занятий с детьми в разных возрастных группах, разработки праздников, экскурсий, бесед);
  4. иллюстративный материал;
  5. список методической и художественной литературы

Зам.зав по ВМР

Оформление уголка безопасности в группе «Пусть горит зеленый свет!»

  1. подборка художественной литературы,
  2. дидактические игры и пособия,
  3. макет детского сада с улицами и дорогами поселка
  4. подбор:  иллюстративный материал и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Воспитатели групп

3.

Ноябрь

  Семинар «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребенок на улицах поселка»

  1. Организационно-методические рекомендации для реализации данной проблемы (общие рекомендации).
  2. Вопросы планирования. Соблюдение основных принципов:
  3. принцип системности,
  4. принцип сезонности,
  5. принцип учета условий городской местности,
  6. принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей,
  7. принцип интеграции,
  8. принцип координации деятельности педагогов,
  9. принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
  10. Работа с родителями.

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

4.

Декабрь

Встреча с сотрудниками ГИБДД.
«Как научить дошкольника не попадать в типичные дорожные «ловушки».

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

5.

Январь

День открытых дверей в ДОУ

  1. Организация  открытых занятий по ПДД.
  2. Выставка детских работ «Дорожная азбука»
  3. Работа кружка «Юные инспектора движения»
  4. Папки-передвижки для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
  5. Просмотр развивающей среды в группе.
  6. «Школа светофорных наук» - праздник для детей и родителей

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

6.

Февраль

Семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге»

  1. Дифференциация знаний детей с учетом их возрастных особенностей.
  2. Работа с карточками-схемами (разбор ситуаций перехода дорог);
  3. Создание проблемных ситуаций по ПДД на специально организованных занятиях для детей дошкольного возраста.
  4. Типичные ошибки детей и взрослых на улице. (Анализ).

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

Инструктор по ФИЗО

7.

Март

Выставка в ДОУ «Дорожная азбука» (продуктивные виды деятельности)

  1. индивидуальные детские работы,
  2. коллективные детские работы;
  3. семейные работы.

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

ПДО

8.

Апрель

Всероссийская неделя безопасного движения.
Тематические занятия «Букварь юного пешехода»:

  1. «Наши верные друзья. Сигналы светофора»;
  2. «Знакомим с дорожными знаками»;
  3. «Правила поведения детей на улице»;
  4. «Учим правила движенья как таблицу умноженья!»;
  5. «Мы идем в детский сад»;
  6. «Мы – пассажиры»
  7. «Где можно играть. Безопасность во дворе»

Заведующий

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

9.

Май

Музыкально-спортивный праздник
«Посвящение в пешеходы»

  1. Разработка сценария праздника.
  2. Изготовление необходимых атрибутов.
  3. Подготовка «транспортной» площадки.
  4. Приглашение представителя ГИБДД.
  5. Подготовка грамот, призов.

Заведующий

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

Инструктор по ФИЗО

10.

Июнь

Июль

 Август

Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период

 Заведующий

Зам.зав по ВМР

Воспитатели групп

Инструктор по ФИЗО Музыкальный руководитель

  1. Организация  работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Основные направления взаимодействия с родителями воспитанников  по обучению детей правилам дорожного движения заключаются в следующем:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

- выработка плана совместных действий;

- пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного  движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного  движения  культуры поведения на улице;

- активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

- ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками  информации по основам безопасности дорожного движения;

- информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

- активизация  участия родителей в педагогическом процессе дошкольного  учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий;

- приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

- изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

- повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

- совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма.        

Перспективный план работы с родителями
по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

№ п/п

Период

Тематика мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь

Информационная справка для родителей в уголке безопасности,   с целью ознакомления с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Воспитатели групп

2.

Октябрь

Анкетирование родителей (Приложение 2)

Воспитатели

3.

Ноябрь

Выставка работ детского творчества  (Приложение 3)

Воспитатели

4.

Декабрь

Папка  - передвижка: «Профилактика детского травматизма на дорогах»

Воспитатели

5.

Январь

День открытых дверей: «Светофория встречает гостей»

Заведующий, зам. заведующего   воспитатели групп

6.

Февраль

Консультация для родителей: «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

Воспитатели групп

7.

Март

Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья»

Зам. заведующего   воспитатели

8.

Апрель

Участие родителей в проведении  недели безопасности:

  1. Конкурсы рисунков
  2. Участие в детских праздниках
  3. Подготовка фотоматериалов «Улицы Сергино»
  4.  Экскурсия « Пешеходный переход»

Зам. заведующего   воспитатели групп

9.

Май

Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле»

Воспитатели

Июнь

Июль

Август

Разработка индивидуальных карт – маршрутов для детей «Дорога в школу и домой» 

Папка-передвижка «Советы родителям в осенне-зимний период»
Совместная неделя безопасности «Внимание, дети!»

Зам. заведующего   воспитатели групп

  1. Ресурсное обеспечение

Обучение детей правилам дорожного движения невозможно без определенных условий:

- предметно-развивающая среда: оборудование для игр, место для проведения Нод, настольные игры, дорожные знаки, макет детского сада с прилегающей проезжей частью, серия демонстрационного материала «Безопасность дорожного движения», сюжетные плакаты и картинки, презентации, уголки безопасности в группе и приемных помещениях.  Стенды  для родителей с памятками и буклетами, выставки детских работ по БДД,  разметка дорожного полотна на игровой площадке ДОУ, велосипеды, аудио/видео аппаратура.

- методический инструментарий: подборка методической литературы с играми и мероприятиями по ПДД, брошюры, памятки.

- взаимодействие с сотрудниками ГИБДД

8. Ожидаемый результат реализации проекта 

Участники проекта

Результат

Дети

  1. осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  2. знание правил безопасного поведения на проезжей части;
  3.  умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  4. проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  5. представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями    умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  6. умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  7. способность действовать в экстремальных ситуациях на дороге в соответствии с усвоенными правилами

Родители

  1. осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа

Педагоги

  1. сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей безопасного образа жизни.

9. Мониторинг

Выявить   знания детей по правилам дорожного движения, навыки правильного поведения на улицах, во дворе и транспорте, умения соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Планируемые результаты освоения Программы

Вторая  младшая  группа

Группа: Вторая младшая

Воспитатель:____________________________________________________________________

Дата проведения: ________________________________________________________________

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Образовательная область

«Безопасность»

Итоговый результат

Знает имена родителей

Знает домашний адрес

Показывает на картинках безопасное место для игр

Показывает на картинках часть улицы, по которой можно ходить

Показывает безопасный переход проезжей части, знает цвета светофора

Знает как правила поведения на остановке и  в автобусе

Показывает дорожный знак указывающий: место перехода проезжей части, пункт питания, пункт скорой помощи.

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

(Н) начало года;

(К) конец года.

Планируемые результаты освоения Программы

Средняя группа

Группа:  Средняя

Воспитатель:____________________________________________________________________

Дата проведения: ________________________________________________________________

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Образовательная область

«Безопасность»

Итоговый результат

Знает имена родителей (Ф.И.О.)

Знает домашний адрес.

Показывает на картинках безопасное место для катания на санках с горки и езды на  велосипеде

Показывает на картинках часть улицы, по которой можно ходить.

Знает как правильно переходить на другую часть улицы.

Знает как правила поведения на остановке и  в автобусе

Знает  дорожный знак указывающий: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, пункт питания.

Понимает содержание дорожных «ловушек». Показывает на картинках нарушение правил.

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Планируемые  результаты освоения Программы

Старшая группа

Группа: Старшая  

Воспитатель:____________________________________________________________________

Дата проведения: ________________________________________________________________

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Образовательная область

«Безопасность»

Итоговый результат

Знает имена родителей (Ф.И.О.)

Знает домашний адрес.

Показывает на картинке безопасное место для игр и езды на велосипеде.

Знает место движения пешеходов на проезжей части.

Знает правила  перехода проезжей части по пешеходному переходу, по светофору, в отсутствии светофора.

Знает как правила поведения на остановке и  в общественном транспорте.

Знает  дорожный знак указывающий:  Место остановки автобуса/троллейбуса, подземный пешеходный переход, движение на велосипеде запрещено.

Понимает содержание дорожных «ловушек». Показывает на картинках нарушение правил.

Знает телефоны вызова экстренных служб

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Планируемые результаты освоения Программы

 Подготовительная группа

Группа: Подготовительная  

Воспитатель:____________________________________________________________________

Дата проведения: ________________________________________________________________

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Образовательная область

«Безопасность»

Итоговый результат

Знает имена родителей (Ф.И.О.)

Знает домашний адрес

Называет  безопасное место для катания на санках, езды на  велосипеде, игр с песком и машинками.

Знает безопасные и опасные места для игр

Знает правила  перехода проезжей части

Знает как правила поведения на остановке и  в общественном транспорте

Знает  дорожный знак указывающий: пешеходный переход, железнодорожный переход со шлагбаумом/без шлагбаума, дети, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено.

Понимает содержание дорожных «ловушек». Показывает на картинках нарушение правил  

Знает телефоны вызова экстренных служб

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Критерии оценки

Оцениваются:

а) степень самостоятельности;

б) полнота ответа;

в) точность ответа;

1 балл (полное соответствие) – ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.

0,5 балла (частичное соответствие) – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.

0 баллов (несоответствие) – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Уровни

Группы

Максимальное количество баллов

Младшая

(14)

Средняя

(17)

Старшая

(21)

Подготовительная

(34)

Высокий

10-14

13-17

18-21

28-34

Средний

6-9

7-12

8-17

12-27

Низкий

До 5

До 6

До 7

До 11

      

10.План действий по реализации проекта

 

Этапы

Цель

Задачи

Подготовительный

Подбор методической литературы, изучение нормативной документации по теме, определить основные направления работы.

Разработать  концептуальные подходы к вопросам  формирования навыков обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Организационный

Составить  программу проекта  взаимодействия семьи, детского сада и ГБДД, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические),  для профилактики ДДТТ

Основной

Провести  мероприятия проекта по профилактике детского дорожно -транспортно травматизма.

Подбор  инновационных методов работы по организации профилактики ДДТТ,  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах профилактики детского травматизма; использование активных форм организации детей.

Аналитический

Систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Количественная  и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Заключительный

Обобщение  полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и ГИБДД, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Представить  опыт  работы на районном педагогическом совете

 

  1. Используемая литература

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 144 с.

2. Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА  -  СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.

3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 64 с.

4. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраст: КН. для воспитателей дет. сада /К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др.- 3 –е изд.- М.: Просвещение, 2001. – 94 с.: ил.

5. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. II часть. Изд.3-е переработанное./ автор – составитель Фисенко М.А. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 80 с.

6. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.

Приложение 1

Инструкция         

по правилам поведения воспитанников на дороге и в транспорте

Тебе как пешеходу следует помнить:

  1. Наиболее опасны на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости,
    гололед;
  2. Не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин;
  3. Переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны - сначала влево, потом направо;
  4. Не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водители
    не успеют затормозить при твоем неожиданном проявлении;
  5. На остановке, переходя дорогу, автобус и троллейбус обхода сзади, а трамвай - впереди;
  6. Ходи только по тротуару, если же тротуара нет, и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту
    ее сторону, по которой машины идут тебе навстречу;
  7. Никогда не рассчитывай на внимание водителя, надейся только на себя!

В автобусе, троллейбусе, трамвае, поезде метро веди себя следующим образом:

  1. Если нет свободных мест, постарайся стоять в центре прохода. Держись рукой за поручень во время
    движения, иначе при толчке ты рискуешь потерять равновесие, а в случае резкой остановки -
    удариться;
  2. Не забывай про свою сумку;
  3. Не стой возле выхода, в случае давки, тебя могут случайно вытолкнуть на проезжую часть, если двери
    будут неплотно закрыты.

Если в автобусе, трамвае или троллейбусе вспыхнул пожар, а ты едешь без взрослых:

  1. Немедленно сообщи о пожаре водителю;
  2. Попытайся открыть двери с помощью аварийного открывания дверей. Если двери не открываются,
    попробуй открыть аварийные выходы. В крайнем случае, разбей окно;
  3. Помни, что в салоне есть огнетушитель. Защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой
    платья, куртки. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в
    троллейбусе, трамвае - при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением.

При поездке па электропоезде действуй правильно:

  1. наиболее опасный вагон - в середине поезда;
  2. если ты неуверенно себя чувствуешь на верхней полке, попробуй поменяться местами с соседями или
    попроси проводника перевести тебя на нижнее место;
  3. если ты находишься на верхней полке, подумай, как себя застраховать от падения в случае резк
    экстренного торможения;        
  4. пей воду только из титана, находящегося возле купе проводника, или воду в закрытой упаковке;
  5. не трогай стоп-кран без крайней необходимости;
  6. не высовывайся из окна;
  7. не открывай наружные двери при движении поезда, не стой на подножках;
  8. выходя из вагона на остановках, не отходи далеко от поезда и; не пересекая пути;
  9. на станциях не обходи стоящий поезд слишком близко от него - он может неожиданно тронуться в ту
    или иную сторону;
  10. не пытайся ездить в товарном поезде.

Чтобы избежать опасных ситуаций на железной дороге, помни и соблюдай следующие несложные правила:

  1. не ходи по путям;
  2. переходи железнодорожное полотно только в установленных местах - по переходному мосту или
    пешеходному настилу;
  3. стой на расстоянии не менее 2 метров от края платформы (при прохождении скоростных поездов это расстояние должно быть еще больше);
  4. не пытайся перебраться на другую сторону поезда под вагонами или через автосцепки;        
  5. не забирайся на опоры линии электропередачи, не трогай руками (особенно в дождь), держись подальше от лежащих на земле электропроводов.

        Приложение 2

Предлагаем ответить Вам на ряд вопросов

связанных с правилами дорожного движения

Тест: «Грамотный пешеход»

Ф.И.О. _______________________________________________________________

1. Знакомите ли вы своего ребёнка с ПДД?

- да;- нет;- иногда.

2. С какого возраста вы считаете нужно знакомить его с ПДД?

- три;- четыре;- пять;- шесть.

3. Показывали ли вы своему ребёнку безопасную дорогу из дома в детский сад  и обратно? (да, нет) - Ходите ли вы с ним так как показывали? (да, нет, иногда)

4. Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге, во дворе, или эти должен заниматься детский сад.

- воспитывает семья;- детский сад;- совместно.

5. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД?

- да;- нет:- бывает всякое.

6. Бывает ли так, что ваш ребёнок преподаёт вам урок безопасного поведения на дороге?  - да;- нет;- иногда бывает.

7. Как вы со своим ребёнком обходите транспорт, на остановке:

- сзади; - спереди; - не помню; - дожидаюсь, когда отойдёт.

8. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в детский сад:

- перехожу где положено; - иду прямо; - перехожу, где хочу; - не помню.

9. Разрешаете ли Вы своему ребёнку играть рядом с проезжей частью дороги:

- разрешаю;- не разрешаю;- не слежу.

10.Какие ситуации считаете опасными:

- высовывается ребёнок из окна в транспорте; (да, нет, не знаю)
- идем через дорогу с собакой; (да, нет, не знаю)
- идём через дорогу, разговариваем. (да, нет, не знаю)

11. Как поступаете, если на красный свет едет машина:

- иду дальше; - звоню в ГИБДД; - остановлюсь; - не знаю; - прочее_____________________

12. Обсуждаете ли Вы нарушения ПДД:

- дома с детьми; (да, нет)
- с воспитателем (да, нет)

13. Ваши предложения по работе с детьми направленные на профилактику ДДТТ

_________________________________________________                                    Спасибо.

Приложение 3

Выставка детских работ «Пешеход на переходе»                        

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр-конкурс Информационных уголков по безопасности дорожного движения Номинация: «Лучший уголок по безопасности дорожного движения среди ДОО»

Актуальность темы: «Обучение детей правилам дорожного движения в соответствии с ФГОС ДО».Безопасность дорожного движения является одной из важных социально – экономических и демографических задач росс...

Программа по профилактике безопасности дорожного движения, детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ (2017 г.)

Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района является обеспечение безопасност...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

ПРОГРАММА по обучению безопасного дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

 Программа «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, н...