Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.
статья по окружающему миру по теме

Шашерина Людмила Ивановна

 

Статья о формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Шашерина Людмила Ивановна

воспитатель МДОУ города Мурманска № 110 комбинированного вида

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как люди живут в городах среди асфальта, в домах из кирпича и железобетона. Природа все больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, загрязняются земля, вода в реках и морях. Не потому ли мы «вносим» природу в городские квартиры, служебные помещения, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней? Сейчас редкая семья не держит кошку или собаку, попугайчика или хомячка, почти во всех семьях и в служебных помещениях люди увлечены разведением комнатных растений. Все мы хотим как можно чаще совершать прогулки на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, пение птиц, шелест листвы, шум дождя, а дети в большей степени, чем взрослые ощущают чувство общности с природой.

Как же спасти природу? Как научить детей беречь богатства Земли? С какого возраста следует начинать экологическое воспитание?

Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как нужно их понимать применительно к области дошкольного воспитания?

Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.

Целью экологического развития дошкольников является формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Задачи оздоровительной направленности:

  1. охранять и укреплять здоровье детей;
  2. учить их правильно взаимодействовать с природой;
  3. формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;
  4. учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

Задачи образовательной направленности:

  1. формировать элементарные экологические знания и представления;
  2. уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
  3. формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;
  4. развивать воображение, фантазию и логическое мышление;
  5. учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных;
  6. показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показывать многообразие живых организмов и их сообществ;
  7. формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
  8. познакомить с красной книгой.

Задачи воспитательной направленности:

  1. формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, доброжелательное отношение к живым существам;
  2. воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;
  3. сохранять уважительное отношение к традициям своего народа;
  4. развивать интерес и любовь к родному краю;
  5. формировать представление об экологических проблемах своего города;
  6. формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений, жизни животных в неволе;
  7. развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в ДОУ, к лесным богатствам;
  8. формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

  1. формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;
  2. учить заботиться о чистоте двора, участка ДОУ, группы;
  3. формировать представления об экологических проблемах своего города.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

  1. развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации;
  2. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  3. учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
  4. показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Показателями экологических знаний детей дошкольного возраста являются знания: о мире животных, о неживой природе, о временах года, об отношении к миру природы.

В дошкольном возрасте у ребенка наблюдается огромная потребность познать окружающий мир. Однако эта его потребность не всегда реализуется полностью. Своеобразие работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях заключается в том, что ребенок должен узнать окружающий мир, т.е. усвоить целый ряд названий, научиться узнавать объекты, явления природы. Ребенок должен понять, как все вокруг взаимодействует между собой, какая роль в этом отводится человеку. Поэтому ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение.

Наблюдение позволяет педагогу показать:

1) красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;

2) особенность строения;

3) циклические изменения, происходящие в природе: семя - растение -семя: детеныш — взрослое животное - детеныш; зима - весна - лето -осень - зима;

4) связь данного предмета, объекта с окружающим миром: растение - почка; растение - вода; растение - солнце; растение - животное; растение - человек и т.д.;

5) результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный: красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т.д.

В ходе наблюдений использую разные методические приемы, грамзаписи музыкальных произведений, звуков природы, различные картины, пословицы,   поговорки, заклички, дразнилки, игры и многое другое.

Дошкольники любят сказку, поэтому в ходе наблюдений рассказываю сказки-были собственного сочинения или подобранные из литературы. Через сказку ребенку будет легче представить себе и понять жизнь леса, луга, необходимость соблюдения культуры поведения в природе и т.д.

Для того чтобы дети поняли необходимость своих трудовых действий, увидели причинно-следственные связи в природе, я провожу с ними опыты. Они помогают детям понять: почему бальзамину лучше стоять в глубине комнаты, а кактусу - наоборот, на окне; почему рыхлить землю надо после поливки, а не до и т.д. Необходимо помнить, что руководя наблюдениями детей, надо обращать серьезное внимание на эмоциональное восприятие ими того или иного факта, а также уделять большое внимание сенсорному развитию детей, накоплению чувственного опыта.

Информация, полученная ребенком при сенсорном обследовании песка, снега, растения, животного, сопровождается не только словесным пояснением взрослого, но и приемами, регулирующими эмоциональное восприятие (ласковый голос, образное сравнение, эпитеты и т.д.). При этом условии наблюдаемый объект воспринимался ребенком не только физически, но и «душой». Это имеет серьезное значение и лежит в основе всего процесса экологического воспитания.

Таким образом,  с детьми проводятся индивидуальные, групповые наблюдения, целевые прогулки, экскурсии. Отсюда выстраивается цепочка   восприятия природных объектов: индивидуальные наблюдения - групповые наблюдения - целевые прогулки-экскурсии. Объем знаний в этой цепочке постепенно увеличивался.

Начинаем с наблюдений отдельных объектов (трава, куст, дерево), затем объекты объединяли в группы на целевых прогулках, например, «Как изменились растения осенью». И наконец процесс завершался наблюдением природного комплекса на экскурсии «Как изменилась природа осенью». На экскурсии закрепляли знания и полученные впечатления, систематизировали их, устанавливали взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями, животными и человеком. Такая система наблюдений помогла не только приобретать знания о природе, накапливать чувственный опыт, но и формировать навыки культурного общения с ней, закреплять эти навыки.

А самое главное - мы - должны формировать у детей понятие бережного отношения ко всему окружающему, охранять природу не потому, что это приносит пользу человеку, а потому, что природа, в которой все взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного или лишнего, живет по своим законам. Надо подвести детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное.

Всегда надо помнить слова М. Пришвина: «Все прекрасное на земле - от солнца, и все хорошее от человека». Мы слышим голоса птиц и шум листвы. Мы видим маленьких зверьков и жалеем их. Мы чувствуем, что связаны с землей и водой, и хотим защищать их. Мы хотим, чтобы все люди чувствовали себя детьми природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"

Презентация "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"  для педагогов ДОУ...

Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Презентация к статье "Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве"...

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и      занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста

В процессе решения задач по экологическому воспитанию можно воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство....

Формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте

Формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте...