Волшебница вода
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Соловей-Морозенко Вера Михайловна

 

      Предварительная работа: игры с водой, чтение стихотворений, потешек о воде, рассматривание изображений реки, ручья, родника, озера, снега, льдин; дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто живет в воде?»

                                         

                                  Ход занятия

 

       Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Без чего нам ни умыться, ни напиться?» (Без воды)

     - Правильно. А для чего нам еще нужна вода? (Чтобы купаться, чтобы стирать, мыть посуду, готовить кушать, плавать на лодке, ловить рыбу, поливать растения.)

     - Молодцы, ребята. Без воды, оказывается, не может прожить никто. Посмотрите: у меня в одном  стакане молоко, а в другом – вода. Какого цвета молоко? (Белого).

     - А вода? (Никакого, она бесцветная.)

     - Я положу ложечку в стакан с водой и в стакан с молоком. Где видно ложечку? (В стакане с водой).

     - Значит можно сказать, что вода прозрачная, она не имеет цвета. А может она стать цветной? (Может).

     - Что для этого нужно сделать? (Добавить краску).

     - На столе стоят баночки с водой и краски. Сделайте воду в баночках, расставленных на столах, красной, синей, зеленой. При этом старайтесь аккуратно обращаться со стеклом. Оно может разбиться, и им можно порезаться. (Дети добавляют краски в воду).

     - А запах у воды есть? (Дети нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет).

     - Я сейчас добавлю в воду кофе. Появился запах? Появился: вода пахнет кофе).

     - Вода не только может изменить цвет, но и запах. Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Соленой, сладкой, кислой).

     - Итак, мы знаем, какой может быть вода. А что же она умеет делать? (Течь из крана, капать, брызгаться).

     - Правильно. Давайте поиграем. Слушайте меня, хлопайте каждый раз, когда слышите «кап», и выполняйте все, о чем я говорю.

      Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил каплями по листьям и траве. Как капли закапали?

                             Капля раз, капля два,

                             Капли медленно сперва –

                             Кап…Кап…Кап…

Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.

  

 

 

                            Стали капли поспевать,

                             Капля каплю догонять –

                             Кап, кап, кап.

 

Хлопки учащаются.

                             Зонтик поскорей раскроем,

                             От дождя себя укроем.

                                                       По В. Канидовой

 

 

Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.

     - А теперь давайте все превратимся в капельки. Пошел  дождь, капельки упали на землю. (Дети разбегаются в разные стороны).

     - Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось? (Мы замерзли. Мы превратились в льдинки).

     - Но вот выглянуло солнышко, пригрело – и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который быстро побежал по камешкам, по пригоркам. (Дети берутся за руки и бегут друг за другом).

     - Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям. И хоть много воды на планете, ее надо беречь.

 

                          Родник иссяк, ручей ослаб,

                          Вода из крана кап-кап-кап.

                          Мелеют реки и моря.

                          Не тратьте воду зря, зря,зря.

                          А то пройдет немного лет –

                          И нет водицы, нет, нет, нет.

                                                             С. Погореловский

    Воспитатель подводит итоги занятия.

   -  Для чего нам нужна вода?

   - Какой может быть вода?

   - Без чего невозможно прожить человеку, животным, растениям?