Сильна Россия богатырями"-конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Колыданова Галина Алексеевна

Формировать представление и углублять знания  детей о прошлом  Руси, о ее защитниках- богатырях;  вспомнить , что такое былина и  кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство  гордости и уважения к  героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить  знания детей о творчестве великого художника  В.М.Васнецова  по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град,  летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица ,  лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить  последовательно , связно  и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_silna_rossiya_bogatyryami.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое  занятие                                          «Сильна     Россия      богатырями!»

                                                 (подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА  2013


Тематическое  занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Автор:

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы.

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания  детей о прошлом  Руси, о ее защитниках- богатырях;  вспомнить , что такое былина и  кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство  гордости и уважения к  героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить  знания детей о творчестве великого художника  В.М.Васнецова  по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град,  летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица ,  лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить  последовательно , связно  и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная  работа: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами : «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник»,  «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из  музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником».

                                                        Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала ,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово  «Русь»  пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим : «Матушка – Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей:  Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются  и делают все для того , чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.    

  Воспитатель :                                                                                           

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать  матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей: Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой  народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали  ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой . Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три  защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова  «Богатыри».  

Воспитатель:  

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

  «Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.                                                                             Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

-Кто написал эту картину?

- Кто может назвать , как зовут богатырей?

-Как одеты богатыри?

-как называется одежда, одетая на богатырях?

-Зачем богатырям такая одежда?

-С кем сражались богатыри?

-Какие  кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель:                                                                                                                                               Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

 Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и  мудрость .У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него  булатная палица да  щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага?  Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное – это спокойствие и мирная жизнь.

       По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу.  Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и  сам смотрит  в сторону врага. Три богатыря такие разные , но у них одна общая цель: охранять  Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

 Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть ,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.   

Кто слагал Былины о богатырях?                                                                                                       (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!

 Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и  отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель: Правильно. Так можно сказать только о богатыре.

А теперь поиграем.                                                                                                                                        Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»  

     - Богатырь (защитник, силач, воин)

     -Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

    -Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

    -Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.  

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

-Сам погибай, а товарища выручай.;

-Трудно в учение, легко в бою.;

-Жить – Родине служить.;

-Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

-Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

-Доброе братство милее богатства.;

-За правое дело стой смело.

-Не родом богатырь славен, а подвигом.;

-Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель:  Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей:  «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно. У богатырей одна цель – не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.  

 Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,                                                                                                                                                Он защищает  землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,                                                                                                                                  И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель:

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы  детей.

Воспитатель:

  А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

    (под музыку М. Мусоргского   «Богатырские ворота»)

                                                                                                   

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!  

                                                       (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие  расставим.

Поворачиваясь вправо,

                                                     (поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

                                                  (поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

                                                (поворот вправо)

Через левое плечо.

                                               (поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

                                                (ноги расставить)

Точно в танце – руки в боки,

                                                (руки  поставить на пояс)

Наклонились влево ,вправо

                                                (наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на  вопросы викторины  по русским былинам, которые  мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.)

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.)

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».)

Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята,    попробуем разгадать кроссворд.































 7











 1

 

 

 

 

 











 





 











 2

 

 



 





 3

 

 6

 

 

 

 








 4

 

 

 

 




 












 


 5

 

 

 

 

 









 











































По горизонтали:

1-оружие богатырей  ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали  1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали : 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель:  Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять  и защищать нашу  Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом – фонари.

Уж если вы – мальчишки, то вы – богатыри!»

А сейчас я  каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. "Три богатыря"

Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по сказочной карте России. Богатыри земли русской» в подготовительной группе

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста со сказочной картой России....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с образами защитников Родины, богатырями на примере ознакомления с картиной В. М. Васнецова «Богатыри».Формировать чувство патриотизма, го...