Главные вкладки

    Сильна Россия богатырями"-конспект занятия в подготовительной группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Колыданова Галина Алексеевна

    Формировать представление и углублять знания  детей о прошлом  Руси, о ее защитниках- богатырях;  вспомнить , что такое былина и  кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство  гордости и уважения к  героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить  знания детей о творчестве великого художника  В.М.Васнецова  по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град,  летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица ,  лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить  последовательно , связно  и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_silna_rossiya_bogatyryami.doc210 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


    ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
    ДЕТСКИЙ САД № 1888

    Тематическое  занятие                                          «Сильна     Россия      богатырями!»

                                                     (подготовительная группа)

    Воспитатель: Колыданова Г.А.

    МОСКВА  2013


    Тематическое  занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

    Автор:

    Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы.

    Колыданова Г.А.

    Цель: Формировать представление и углублять знания  детей о прошлом  Руси, о ее защитниках- богатырях;  вспомнить , что такое былина и  кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство  гордости и уважения к  героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить  знания детей о творчестве великого художника  В.М.Васнецова  по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей : стольный град,  летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан ,палица ,  лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить  последовательно , связно  и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

    Предварительная  работа: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами : «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник»,  «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из  музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником».

                                                            Ход занятия:

    Воспитатель:

    «Отечество мое! Россия!

    В тебе дух старины живет.

    И не одна еще стихия,

    Не победила твой народ!

    Из тьмы веков ты восставала ,

    И становилась все сильней!»

    Россия, Родина, Русь. Слово  «Русь»  пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим : «Матушка – Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

    Ответы детей:  Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются  и делают все для того , чтобы был мир.

    Звучит «Утро» Э. Грига.    

      Воспитатель :                                                                                           

    « Широко ты, Русь, по лицу земли

    В красе царственной развернулася!

    У тебя ли нет богатырских сил,

    Старины святой, громких подвигов?

    Уж и есть за что, Русь могучая,

    Полюбить тебя, назвать  матерью,

    Стать за честь твою против недруга,

    За тебя в нужде сложить голову!»

    Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

    Ответы детей: Чувство гордости за свою Родину.

    Воспитатель: Правильно, молодцы!

    В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой  народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали  ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

    Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой . Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

    «Три  защитника, три брата, три богатыря!

    «Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

    С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

    Мать- Земля, родные хаты…

    - Эй, смелее в бой, ребята!»

    Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

    Враг! Не тронь родной державы!

    Охраняет Русь по праву

    Богатырь земли родной!»

    Показ картины В. Васнецова  «Богатыри».  

    Воспитатель:  

    Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

      «Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.                                                                             Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

    -Кто написал эту картину?

    - Кто может назвать , как зовут богатырей?

    -Как одеты богатыри?

    -как называется одежда, одетая на богатырях?

    -Зачем богатырям такая одежда?

    -С кем сражались богатыри?

    -Какие  кони под нашими богатырями? Опишите их.

    Воспитатель:                                                                                                                                               Молодцы!

    Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

    Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

     Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и  мудрость .У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него  булатная палица да  щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага?  Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное – это спокойствие и мирная жизнь.

           По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу.  Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и  сам смотрит  в сторону врага. Три богатыря такие разные , но у них одна общая цель: охранять  Родину.

    Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

    Ответы детей

     Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть ,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.   

    Кто слагал Былины о богатырях?                                                                                                       (Ответы детей)

    Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

    Расскажу я вам про дела старые,

     Да про старые, про бывалые,

     Да про битвы, да про сражения,

     Да про подвиги богатырские!

     Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

    Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и  отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

    «Он — рослый, прямой и упрямый,
    В кольчуге. С шеломом стальным,
    И конь его, тяжкий как мамонт,
    Чугунно ступает под ним.

    Какой же он сильный-пресильный!
    А очи горят добротой.
    Как будто бы взор его синий
    Забрызгало волжской водой».

    Воспитатель: Правильно. Так можно сказать только о богатыре.

    А теперь поиграем.                                                                                                                                        Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»  

         - Богатырь (защитник, силач, воин)

         -Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

        -Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

        -Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

    Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.  

    Воспитатель: Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

    Ответы детей:

    -Сам погибай, а товарища выручай.;

    -Трудно в учение, легко в бою.;

    -Жить – Родине служить.;

    -Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

    -Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

    Сражайся смело за правое дело.;

    -Доброе братство милее богатства.;

    -За правое дело стой смело.

    -Не родом богатырь славен, а подвигом.;

    -Кто смел, тот и на коня сел.

    Воспитатель:  Молодцы! Много знаете пословиц.

    Познакомлю вас еще с одной пословицей:  «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  Правильно. У богатырей одна цель – не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.  

     Кто такой богатырь?

    Дети:

    «Силен, как вольный ветер,

    Могуч, как ураган,                                                                                                                                                Он защищает  землю

    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,

    Он защищает стольный град.

    Спасает бедных и детей,                                                                                                                                  И стариков, и матерей!

    Храбры, честны, сильны

    Богатыри Земли!»

    Воспитатель:

    Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

    Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

    мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

    жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

    Ответы  детей.

    Воспитатель:

      А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

    Физкультминутка « Дружно встали»

        (под музыку М. Мусоргского   «Богатырские ворота»)

                                                                                                       

    «Дружно встали.

    Раз! Два! Три!

    Мы теперь богатыри!  

                                                           (руки в стороны)

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие  расставим.

    Поворачиваясь вправо,

                                                         (поворот вправо)

    Оглядимся величаво,

    И налево надо тоже

                                                      (поворот влево)

    Поглядеть из-под ладошек.

    И направо, и еще

                                                    (поворот вправо)

    Через левое плечо.

                                                   (поворот влево)

    Буквой Л расставим ноги,

                                                    (ноги расставить)

    Точно в танце – руки в боки,

                                                    (руки  поставить на пояс)

    Наклонились влево ,вправо

                                                    (наклоны влево, вправо)

    Получается на славу!»

    Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на  вопросы викторины  по русским былинам, которые  мы читали.

    1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)

    2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)

    3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.)

    4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.)

    5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)

    6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)

    7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».)

    Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

    А теперь, ребята,    попробуем разгадать кроссворд.































     7











     1

     

     

     

     

     











     





     











     2

     

     



     





     3

     

     6

     

     

     

     








     4

     

     

     

     




     












     


     5

     

     

     

     

     









     











































    По горизонтали:

    1-оружие богатырей  ввиде деревянной палки с шаром на конце.

    2-оружие, из которого стреляют стрелами.

    3-предохранительное вооружение богатырей.

    4-древний музыкальный инструмент со струнами.

    5-человек, рассказывающий былины и сказки.

    По вертикали:

    1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

    6-чем обладают богатыри.

    7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

    ОТВЕТЫ

    По горизонтали  1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
    По вертикали : 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

    Воспитатель:  Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

    И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять  и защищать нашу  Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

    «На лбу бывают шишки, под глазом – фонари.

    Уж если вы – мальчишки, то вы – богатыри!»

    А сейчас я  каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина – Россия» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

    Цели: продолжаем знакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: интерактивная доска, цифровое оборудоание,выставка...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России».

    Разработанно для воспитания у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней....

    Конспект занятия в подготовительной группе "День России"

    Конспект занятия в подготовительной группе " День России"...

    Конспект занятия в подготовительной группе "Символика России"

    Познакомить детей с символикой России (виды флагов гимн); закрепить знания о государственном флаге России; познакомить с разными видами флагов (Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента РФ)...

    Конспект занятия в подготовительной группе. "Три богатыря"

    Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Три богатыря»...

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...