Проект "Злаки"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Фёдорова Елена Александровна

Папка с рабочим материалом к проекту "Злаки" в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_zlaki.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                   

                                  

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Цели: приобщить детей к истории русского народа.

Задачи:

                      Развивающие:

  • Развивать сенсорные навыки;
  • Развивать эмоциональную сферу ребёнка;
  • Помочь увидеть необыкновенное в обычном;
  • Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

                      Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду хлебороба, пекаря;
  • Научить доводить порученное дело до конца;
  • Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие;
  • Учить получать радость от фактора бескорыстного труда;
  • Учить сотрудничать, уважать чужой труд;

                     Образовательные:

  • Установить характер влияния факторов внешней среды на жизнь растений;
  • Закрепить навыки по посадке и уходу за злаками;
  • Изготовить фигурки из солёного теста;
  • Изготовить коллекцию забавных человечков с растительными прическами;
  • Изготовить книгу рецептов;

Этапы работы:

                      Подготовительный:

  • Определение объектов изучения;
  • Подбор семян злаков;
  • Подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
  • Подбор сказок и рассказов, стихотворений;

                       Исследовательский:

  • Посадка семян, выращивание рассады;
  • Ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
  • Получение муки из зерна;
  • Изучение свойств муки, теста;

                       Этап создания продукта по проекту:

  • Фигурок из солёного теста;
  • Изготовление коллекции забавных человечков с растительными прическами;
  • Изготовление книги рецептов;

                       Заключительный:

  • Обобщение результатов работы;
  • Оформление экспозиции поделок из теста

Способы организации работы:

  • Воспитанники работают под руководством воспитателя;
  • Работа проводится в организованное время и во второй половине дня;
  • Кроме воспитателя с детьми над проектом работают родители;

Ожидаемый результат:

  • Приобретение детьми практических агротехнических навыков;
  • Оформление экспозиции поделок из теста, коллекции забавных человечков;
  • Проведение КВН на тему: «Юные знатоки злаков»

            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЕКТУ «ЗЛАКИ»

         

Тема занятия

Краткое содержание

1

Что нужно для жизни

растений?

Установление характера влияния факторов внешней среды (свет, воздух, вода, качество почвы) на рост и развитие растений

2

Знакомство с миром злаков.

Рассматривание злаков. Получение муки из зерна. Изучение свойств муки.

3

Как хлеб на стол пришёл. Знакомство с предметами домашней утвари.

Рассматривание иллюстраций картин И.Васнецова «Полдень». Рисунок «Мельница»

4

Истории о злаках.

Обычаи и легенды народов мира, связанные со злаками.

5

Народное слово.

Чтение сказки «Девочка-припевочка». Слушание в записи русской народной сказки «Петушок и меленка».

6

Кто хлебушек растит.

Рассказы о труде хлебороба. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений.

7

Труд в уголке природы

Посев пшеницы и овса

8

Меткое слово

Заучивание пословиц и поговорок о злаках и хлебе

9

Чтение сказки Н.Одоевского «Мороз Иванович»

Наблюдения за посадками злаков.

10

Разучивание стихотворений.

Разучивание стихотворений «Вот он хлебушек душистый», «Пшеница», «Овёс»

11

Беседы о труде повара, пекаря.

Экскурсия на кухню ДОУ. Дидактическая игра «Поварята». Заучивание пословиц и поговорок о труде.

12

Обсуждение рассказа Ю.Кона «Как хлеб растёт»

Рассказ Ю.Кона «Как хлеб растёт»

13

Фиксация наблюдений в альбоме

Фиксация наблюдений в альбоме

14

«Я леплю из солёного теста…»

Чтение стихотворения Л.Кочергиной. Изготовление фигурок из солёного теста.

15

КВН «Знатоки злаков»

Проведение КВН «Знатоки злаков»

                                          Загадки

Зимой бело,                                   Мнут – катают,

Весной черно,                               В печи закаляют.

Летом зелено,                               А потом за столом

Осенью стрижено.                       Нарезают ножом.

                    (поле)                                      (хлеб)

Вырос в поле дом,                       Рос сперва на воле в поле.

Полон дом зерном,                     Летом цвёл и колосился,

Стены позолочены,                     А когда обмолотили,

Ставни заколочены.                    Он в зерно вдруг превратился.

Ходит дом ходуном                    Из зерна – в муку и тесто,

На стебле золотом.                      В магазине занял место.

                 (колос)                                            (хлеб)

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья!

                  (зерно)

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

               (пшеница)

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

                (Рожь)

                             Пословицы и поговорки

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

Много снегу – много хлеба.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Хлеб – наше богатство.

Рожь поспела – берись за дело.

Без хлеба – половина обеда.

Не будет хлеба, будешь без обеда.

Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.

Не трудится, так и хлеба не добиться.

Хлеб – мать всех кушаний.

Щи да каша – пища наша.

                                                                                    Воспитатель 2 категории

                                                                                    Фёдорова Е.А.

           Конспект занятия по ознакомлению с

          окружающим: «Как выращивают хлеб?»

Программное содержание: Закрепить знания детей о различиях города и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Наглядный материал – картинки с изображением города и деревни,

Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный и белый хлеб, печенья, сушки.

                                      Ход занятия:

   Воспитатель выставляет перед детьми несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

   - Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте все картинки разделить на две группы по какому-то одному общему признаку. (Предположения детей. Если дети затрудняются это сделать, воспитатель оставляет одну картинку с изображением, например, поля и предлагает подумать, что можно ещё поставить к этой картинке, постепенно подводя их выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы – те, что относятся к городу, и те, что относятся к селу, деревне.)

   - Вспомните, чем отличается город от деревни? (разные дома, транспорт, труд людей.)

   - Чем занимаются люди в деревне? (предположения детей. Если дети совсем ничего не могут ответить, то воспитатель, показывает на соответствующие картинки, помогает им назвать труд людей в деревне – выращивают хлеб, разводят домашних животных, выращивают овощи.)

   - Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян – так называют тех, кто живёт и трудится в деревне. Повторите это слово – крестьяне. (Дети повторяют новое для них слово хором и индивидуально.)

   Воспитатель убирает все картинки со стенда и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенья.

   - Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

   - Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

   - А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

   - Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный. Запомнили?

   - А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее.)

   - Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?

   - Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

   - А какая должна быть земля? (Ответы детей.)

   - Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

   Воспитатель выставляет картину с изображением полевых работ весной. (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист. Если это слово для детей новое, то нужно повторить его хором.)

   На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте как об этом пишет Е.Трутнева:

                  По земле сырой, не жёсткой,

                  Там, где тракторы прошли,

                  Неглубокие бороздки

                  В чёрной пашне пролегли.

                  И до вечера, и позже,

                  До полночи с темнотой,

                  Зёрна сыпались, как дождик,

                  Точно дождик золотой.

   - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей.) Потому что растения надо посадить в определённый срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, тогда они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок.

   - Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи.

   Посмотрите на картину И.Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей.) Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют словом нива. Повторите это новое для вас слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.) Нива от слова низ, т.е. поле находится низко-низко. Послушайте как Ю.Ждановская написала о поле. Смотрите на картину И.Шишкина и слушайте стихотворение:

                  Нива моя, нива, нива золотая!

                  Зреешь ты на солнце, колос наливая;

                  По тебе, по ветру, словно в синем море,

                  Волны так и ходят, ходят на просторе…

   - Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер. Если дети не знают это слово, его надо повторить хором и индивидуально, чтобы запомнить.) Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.

   - Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)

   - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.) А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

   - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

   - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь? (Ответы детей)

   - Хлеб всему голова.

   - Без хлеба нет обеда.

   - Не шуба греет, а хлеб.

   - Хлеб – батюшка, вода – матушка.

   Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу:

        -его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

        - хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

   Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

   А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

                               ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Родственные слова»

 

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Назовите… ХЛЕБ ласково. (Хлебушек.)

Назовите… крошки ХЛЕБА. (Хлебные крошки.)

… вкусный и полезный квас из ХЛЕБА. (Хлебный квас.)

… посуду для ХЛЕБА. (Хлебница.)

… человека, который выращивает ХЛЕБ. (Хлебороб.)

… человека, который печёт ХЛЕБ. (Хлебопек.)

… прибор для резания ХЛЕБА. (Хлеборезка.)

… завод, где выпекают ХЛЕБ. (Хлебозавод.)

Игра «Скажи иначе»

Цель: упражнять в подборе синонимов.

Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой?) – аппетитный, вкусный, сладкий.

Хлеб на ощупь (какой?) – свежий, мягкий, пышный, твёрдый.

Хлебопек – пекарь, булочник, кондитер, стряпуха.

Выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.

Игра «Телефон»

Цель: упражнять в названии хлебобулочных изделий.

   Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)

   Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца. (Баранка.)

   Толстая баранка. (Бублик.)

   Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)

   Сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки. (Пряник.)

   Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку. (Крендель.)

   Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом. (Кекс.)

   Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)

   Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)

   Лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом. (Ватрушка.)

Игра «Самый умный»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

   Поле, на котором выращивают рожь. (Ржаное поле.)

   Поле, на котором выращивают пшеницу. (Пшеничное поле.)

   Колос пшеницы. (Пшеничный колос.)

   Мука из пшеницы. (Пшеничная мука.)

   Мука из ржи. (Ржаная мука.)

   Хлеб из пшеницы. (Пшеничный хлеб.)

   Хлеб из ржи. (Ржаной хлеб.)

Игра «Узнай профессию»

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Игра «Назови действия людей, работающих на земле»

Цель: упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «что делает?».

 

Тракторист – что делает? – пашет землю, работает на тракторе.

Комбайнер – что делает? – работает на комбайне.

Хлебороб – что делает? – выращивает хлеб.

Игра «Умный словесник»

Цель: назвать действия по иллюстрациям и составить предложения  с этими словами.

   СЕЯТЬ – Крестьяне сеют пшеницу. Хлеборобы сеют рожь.

   ПАХАТЬ – Тракторист пашет землю.

   БОРОНИТЬ (рыхлить землю, разбивать комья, вносить удобрения, подкармливать) – Борона острыми зубьями рыхлит землю. Борона острыми зубьями разбивает комья.

   УБИРАТЬ УРОЖАЙ – Комбайн убирает (косит, молотит) урожай с полей.

   ХРАНИТЬ – Собранное зерно везут хранить на элеватор.

   МОЛОТЬ – На мельнице зерно мелют и получают муку.

   ВЫПЕКАТЬ – На хлебозаводе выпекают хлеб из муки. В пекарне выпекают пшеничный (ржаной) хлеб.

                                СТИХОТВОРЕНИЯ

                                    Слава хлебу.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – тёплый золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришёл…

В нём – здоровье наше, сила

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!..

                         С.Погореловский

                           На мельнице

Погляди – в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою,

Потечет мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

                 Немецкая песенка

                                  Расти, колосок!

Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берётся смело

Всё собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб пожнёт, и в тот же миг

Обмолотит и провеет,

И нагрузит грузовик.

Повернётся руль проворный

Под уверенной рукой,

И опять польются зёрна

Золотой живой рекой.

Не ищите в этом тайны,

Ни при чём здесь волшебство –

Просто взял штурвал комбайна

Мастер дела своего.

                П.Синявский

                              Хлеб созрел

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Вместе с мельницей речной,

Паровой и ветряной

Устарели для муки

Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический –

Уж сюда наверняка

Помещается мука!

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь муковоз

На завод муку повёз…

                       П.Синявский

 

           

                                                                      Фёдорова Елена Александровна

                                                                       Воспитатель 1 категории

                                 Проект «Злаки»

        КВН на тему: «Юные знатоки злаков»

  В группу приходит Иванушка.

Иван: Здравствуйте, ребята. Куда  я попал?

Воспитатель: Это детский сад «Алёнушка».

Иван: Меня отец послал за хлебом, да сказал, чтобы я купил только пшеничного. Я шёл, шёл, смотрел по сторонам и, наверное, заблудился. А без пшеничного хлеба домой возвращаться мне нельзя. Где же мне его взять? Ребята, может, вы мне подскажете

где есть чудо-дерево, на котором много  караваев, булок, кренделей растет.

Воспитатель: Подожди, Иван, что же это за дерево такое, на котором хлеб растёт? Ребята, может, вы о таком слышали?

Иван: Как, вы не знаете? А мне казалось, что весь хлеб и в сказочной стране, и здесь у вас, растёт на деревьях: есть деревья, на которых растут плюшки, на других баранки, а на третьих булочки. Сначала булки и плюшки на дереве маленькие бывают, потом растут, растут, и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и на базар привозят.

Воспитатель: Иванушка, а ты сам видел такие деревья?

Иван: Нет, я сам не видел…

Воспитатель: Ребята, а давайте мы расскажем Иванушке, откуда же хлеб берется, и поможем ему вернуться домой с пшеничным хлебом.

Воспитатель представляет 2 команды и их капитанов.

Воспитатель: А теперь капитаны представьте свои команды.

                                   1 конкурс

1 капитан: В поле дружно колосится

                    Золотистая …

                                       Пшеница (дети из этой команды хором)

2 капитан: С поля комбайнёр принёс

                     Замечательный…

                                        Овёс (дети из этой команды хором)

Ребенок:    Хлеба мягкого ломоть,

                    Свежего, пшеничного.

                    Хлеба белого ломоть,

                    Что в нём необычного?

                    Дело, может быть, простое

                    Белый хлебушек испечь.

                    Тесто замесить густое

                    И его поставить в печь.

 

                    Но сначала, детки, нужно

                    В поле вырастить зерно,

                    Летним днём трудиться дружно,

                    Чтобы налилось оно.

                    Чтоб поднялся колос спелый,

                    Полный зёрен золотой,

                    Чтоб пшеница зазвенела

                    На ветру тугой струной.

                    Надо в срок убрать пшеницу,

                    И зерно в муку смолоть,

                    Чтобы мог на свет родиться

                    Хлеба белого ломоть!

2 ребёнок:  Если зарделась брусника на кочках,

                    Стала темнее осенняя ночка,

                    Травы окутались бусами рос –

                    Вызрел на поле красавец овёс!

                    Любят ребята овсяную кашу,

                    Вкусная каша – кормилица наша!

                    Любит овёс и гнедая лошадка:

                    Резвою станет, весёлой и гладкой,

                    Если овсом я её покормлю,

                    Пышную гриву рукой потреплю!

Воспитатель: Молодцы, капитаны, представили свои команды. Ребята, все злаки вырастают из зерна. Из зерна пшеницы вырастает пшеница, из зерна овса – овёс, из зерна гречихи – гречиха.

                                            2 конкурс

Первое задание. Подходите ко мне и к Ивану по одному. Сейчас вы должны на ощупь узнать зерно, которое находится в «волшебном мешочке», и поставить свой мешочек к картинке с изображением этого злака. (в мешочках лежат зерна овса, пшеницы, гречихи, риса и просо).

                                            3 конкурс

Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующий конкурс – загадки.

 Команды по очереди отгадывают загадки.

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных. (кукуруза)

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи.  (пшеница)

В поле серёжки

На тоненьких ножках. (овёс)

Черный хлебушек хорош!

Нам его подарит…  (рожь)

Золотистое зерно

Называется…  (пшено)

Испечет нам бабушка

Вкусные оладушки.

Сварит в русской печке

Кашу вкусную из…   (гречки)

Воспитатель: Молодцы, всё сделали правильно. Теперь команды встаньте друг напротив друга, мы поиграем с вами «в меленку». Иван, присоединяйся к ребятам.

Физ. минутка «В меленку»

Команды встают напротив друг друга.

1 команда:  Моя пашет  (имитируют движения)

2 команда:  Моя сеет  (имитируют движения)

1 команда:  Моя спеет  (имитируют движения)

2 команда:  Моя жнёт (имитируют движения)

1 команда:  Моя молотит (имитируют движения)

2 команда:  Моя пироги печет (имитируют движения)

                                 4  Конкурс капитанов

Воспитатель: Мы подошли с вами к следующему заданию. Выходите капитаны от каждой команды.

На мольбертах лежат картинки, и вы должны расставить их по порядку.

1 команда: Пахота – сев – хлеба зреют – жатва – помол зерна.

2 команда: Зерно – росток – растение – образуется колосок – созревание зерна в колосе.

Воспитатель: А теперь вопрос к первому капитану. Посмотри, у меня в руке два колоска. Один большой, в нём много зерна, а другой маленький. Скажите, пожалуйста, какие условия нужны для того, чтобы колос вырос таким большим.

1 капитан: Для этого нужно много солнца, влага, удобрения.

Воспитатель: А теперь вопрос для 2 капитана. Посмотри, сколько труда вложено в производство хлеба. Какие профессии ты знаешь?

2 капитан: называет профессии.

                                                5 конкурс

Воспитатель: Ребята, вы только что сказали, что из созревшего зерна на мельнице получают муку. Перед вами на блюдцах несколько видов муки. Посмотрите внимательно и рядом с каждым блюдцем положите картинку со злаком, из которого получена эта мука.  (На блюдцах пшеничная, ржаная, кукурузная, гречневая мука). Каждый ребёнок получает картинку с изображением 1 злака.

                                               6 конкурс

Воспитатель: Иван, ты наверное, очень любишь кашу на завтрак кушать? Наши ребята знают из какого злака какая каша получается.

Воспитатель по очереди называет злаки – дети отвечают название каши.

Пшенная – (просо)

Перловая – (ячмень)

Манная – (пшеница)

Гречневая – (гречиха)

Геркулесовая – (овёс)

Овсяная – (овёс)

Воспитатель: А теперь можно сварить кашу.

Физ. минутка Каша – малаша  

Каша – малаша, ты так хороша, (дети выполняют небольшие помешивающие движения перед собой)

Если добавить стакан молока.(левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку)

Масло и сахар мы в кашу кладём (правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой – «сахар»)

И эту кашу деткам даём. (дети подносят обе ладони ко рту)

Каша – малаша, ты так хороша, (дети выполняют размашистые движения перед собой, помешивая кашу)

Если добавить кувшин молока. (двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладём. (правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой – «сахар»)

И эту кашу взрослым даём. (дети обе ладони показывают с сторону взрослых)

Каша – малаша, ты так хороша,  (две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу»)

Если добавить ведро молока. (двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю)

Масло и сахар мы в кашу кладём (правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой – «сахар»)

И эту кашу великанам даём. (поднять обе руки вверх и показать «великана»)

                                             7 конкурс

Воспитатель: Вот теперь ты знаешь, Иван, как хлеб и каша к нам на стол попадают! Сколько труда надо приложить для этого многим людям!

А теперь, ребята, посмотрим, кто из вас знает больше пословиц и поговорок.

Дети: Называют по очереди пословицы и поговорки.

Иван: Да спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, как хлеб и каша попадают к нам на стол и сколько труда вложено разными людьми для этого.

В группу заходит Крупеничка. Здоровается с детьми.

Крупеничка: Ребята, я Крупеничка. Меня на Руси делали из ткани и крупы и ставили в избе на видное место. Крестьяне верили, что если в избе стоит Крупеничка, то урожай злаков будет богатый. Я пришла сюда за тобой, Иван. Собирайся, тебя уже дома заждались.

Иван: Как мне быть? Я ведь хлеба пшеничного не купил.

Воспитатель: Ребята тебе помогут. У нас есть тесто из пшеничной муки. Они для тебя сейчас из этого теста приготовят разные изделия.

Во время продуктивной деятельности звучит русская народная музыка.

Дети складывают получившиеся изделия на противень. Заходит повар и забирает получившиеся изделия на кухню.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошие угощения вы сделали для Ивана.

Крупеничка: Ребята, я вижу что вы много знаете про злаки.  У меня для вас есть подарки – это куклы-крупенички.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Иван и Крупеничка, пока на кухне печется выпечка, приглашаем вас к нам в группу. Мы приготовили угощения, сделанные из разных злаков, которые испекли наши ребята со своими родителями. Ребята, спасибо вам большое за занятие. Провожайте гостей в группу.

                                                                     

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2005

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – «ВАКО», М.,2005

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – Сфера, М.,2005

Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.:»Паритет», 2006

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2007

                   



 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Елена Александровна! Ваша проектная работа мне понравилась. Хлеб - главный продукт. А откуда он берется не все знают! Вы большая умница, что учите детей ценить хлеб.

Фёдорова Елена Александровна

Большое спасибо. Очень приятно читать добрые слова о своей работе.

Храмова Наталья Викторовна

Проект интересный для детей.

Бережная Нина Валентиновна

Интересный проект! голосую. С вашего разрешения хочу взять его в свою копилку. Буду рада и вашей оценке моей работы.