Педагогический проект "В лесу родилась елочка..."
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Чудновец Галина Аркадьевна

Выбрав данную тему,  мы с коллегой выбрали два основных направления -   естественнонаучную и новогодне-рождественскую тематику. В результате получилось очень интересно и познавательно.

Наш проект был рассчитан на 5 недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: «В лесу родилась елочка…»

Предновогодняя пора, что может быть приятнее! Период ожидания праздника, волшебства, и чудес. Самое подходящее время для реализации нашего проекта «В лесу родилась елочка…»

Выбрав данную тему,  мы с коллегой выбрали два основных направления -   естественнонаучную и новогодне-рождественскую тематику. В результате получилось очень интересно и познавательно.

Наш проект был рассчитан на 5 недель. Две предновогодние недели мы готовились к празднику. Знакомили детей с традицией празднования Нового года и Рождества.

Для знакомства с первой рождественской елкой соорудили рождественский вертеп. Для этого взяли коробку, облепили ее соленым тестом, смешанным с гречкой и овсянкой, высушили, покрасили и получилась импровизированная пещера. Главных персонажей Рождества помогли найти родители. Одели кукол в подходящую одежду, уложили в колыбель младенца, подобрали животных для яслей, ангела и, конечно,  рождественскую елку. Дети с интересом слушали библейскую легенду и  отвечали на вопросы.

Готовясь к Новому году мы установили в группе искусственную елку, украсив ее гирляндой, сделанной своими руками. Пояснив детям, что искусственная елка  не менее красива.    

«А елка лесная  осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому? Никому!

Просто – ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели! (И. Токмакова)

        

        Художественному направлению проекта мы посвящали вторую половину дня на протяжении двух недель перед Новым годом. С удовольствием занимались коллективным творчеством, всегда привлекает детей,  нужно только создать дружескую, веселую атмосферу, «закинуть» идею и  обеспечить материалом. В процессе подготовки к Новому году воспитатели вместе с ребятами организовать выставку елочек.

Для изготовления первой елочки мы использовали нетрадиционную технику «торцевание», с которой легко справились наши четырехлетки. Вышла чудесная, нежно-зеленая елочка из гофрированной бумаги. Украсили ее шишками из бумаги бронзового цвета.

        Другую елочку мы сделали  в технике «бумажная петля» - из тонких полосок зеленой бумаги, которые дети нарезали самостоятельно.  В ходе работы закрепляли умения работать ножницами, аккуратно пользоваться клеем, тренировали точность и координацию движений. Учили доводить начатое до конца.

         Эти замечательные елочки послужили «затравкой» для родителей. Проект был бы  неполноценным, если родители остались в стороне. Увидев, с каким интересом дети занимались коллективным творчеством, родители не смогли остаться равнодушными и с интересом включились в работу, тем самым обозначив вектор для совместного время препровождения детей и родителей на новогодних каникулах. Они приносили нам литературу со стихами и сказками на Новогоднюю тему, шишки (еловые, сосновые, кедровые). По окончании новогодних праздников наша выставка пополнилась новыми интересными экспонатами: это  различные елочки,  рисунки, работы, выполненные в технике пластилинографии.  Когда выставка была готова, воспитатели организовали просмотр и обсуждение работ.  На этом обсуждении дети рассказывали как и из чего они делали елочку, как помогали им родителели.  О своих поделках дети рассказывали с удовольствием и гордостью.

        После новогодних праздников, в последующие три недели, проект продолжили в познавательно-экологическом направлении.

Во время прогулок провели серию наблюдений за елью, ее хвоей. Изучали строение дерева, учили выделять его составные части: корни, ствол, ветви, иголки, почки. Учили детей сравнивать ель и сосну, находить сходства и отличия.

Узнали секрет еловой и сосновой шишки. Как много интересного, она в себе таит! Рассмотрели и сравнили еловую и сосновую шишку. Отметили сходство и различие. Обратили внимание на строение, нашли, где спрятаны семена. Уточнили, для чего они нужны, зачем у семян есть тоненькая пленочка. Узнали, как ведет себя сухая, раскрывшая свои чешуйки шишка, если ее поместить в воду. Результат оказался для детей неожиданным. Шишка стала маленькой, закрыла все свои чешуйки и опустилась на дно. Совместно с воспитателем были сделаны выводы. Шишка намокла, уменьшилась в размере, стала тяжелой и поэтому опустилась на дно. Обратное превращение тоже не осталось незамеченным. Шишка, помещенная на батарею, на следующее утро снова раскрылась! Вот такой секрет!

Вдохновленные таким интересом детей к экспериментальной деятельности, мы решили провести еще один опыт. Ребятам было предложено изготовить лечебное ароматное хвойное масло. В ходе занятия в игровой форме познакомили детей с  таким органом чувств как обоняние.  Сначала, завязали одному из ребят платочком глаза и попросили узнать, что держит воспитатель в руках, полагаясь только на свои ощущения. Без труда ребенок определил, что в руках воспитателя апельсин.  Детей просили сказать, как удалось с завязанными глазами догадаться, что это апельсин? Старались подвести их к выводу – по запаху.

Затем рассказали, что нос у человека – это специальный орган, который улавливает запахи. Они бывают приятными и неприятными. А еще они бывают лечебными. И наша елочка обладает уникальными лечебными свойствами. Гулять в хвойном лесу, вдыхать его аромат очень полезно. Люди, которые часто гуляют в лесу, редко болеют. А затем дети совместно  с воспитателем готовили хвойное масло. Взяли две баночки, в обе налили  оливковое масло, убедились, что оно ничем не пахнет. Затем в одну из баночек нарезали хвою. Через сутки, сравнив запахи в двух баночках, дети почувствовали хвойный аромат.

        Экологические вопросы нам помог рассмотреть старичок – лесовичок, который в один из вечеров заглянул к нам в группу. Он принес с собой «Жалобную книгу природы». В ней оказалось две жалобы: от одинокой елочки, которая стоит теперь одна, после того как вырубили всех ее подружек и от маленьких молоденьких деревьев, которые лыжники  не замечая   ломают. Они просили о помощи и защите. Ребята с удовольствием откликнулись и совместно с воспитателем придумали экологический знак: «Рубить ели нельзя!».

        Формируя экологическое сознание, беседовали с детьми о том, что у каждого из нас есть свой дом. В нем тепло и уютно. И елочка тоже служит кому-то домом. Дети увлеченно отгадывали загадки о животных, которые живут на ели и под ней и размещали их изображения в прорези на заранее подготовленной ели. Послушали сказку «О том, как сорока клеста бранила», чувашскую сказку «Почему ель и сосна вечно зеленые», сказку С. Михалкова «Елочка».

         В завершении проекта была проведена викторина на тему «В лесу родилась елочка…», которая помогла закрепить знания, полученные в ходе проекта, позволила воспитателям оценить что дети усвоили хорошо, а к чему стоит еще  вернуться и закрепить.

Проектная деятельность показалась очень интересной  всем участникам. Каждый почерпнул что-то свое. Воспитатели – возможность реализовать в рамках одной тематики  современные образовательные технологии, родители – получили удовольствие от совместной деятельности и гордость за полученный результат, а дети – узнали много нового,  увлекательного о давно знакомой елочке.

        

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка"

Технологическая карта проекта "В лесу родилась Елочка" для работы с детьми среднего дошколного возраста....

Схема-паутинка проекта "В лесу родилась Елочка"

Работа с детьми среднего возраста....

"В лесу родилась елочка"

конспект занятия по изо в младшей ясельной группе...

Педагогический проект "В лесу родилась елочка"

Детский исследовательский проект "Песня "В лесу родилась елочка"...