мотивационная готовность детей к школе через игровую деятельность
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Щербина Валентина Юрьевна

Каждый второй ребенок находится в тревожном  ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед ним поставят новые сложные задачи, требующие высокой организации, мобилизации сил, уверенности в себе, самоконтроля, умения перестраиваться. Есть ли у него опыт выполнения подобных задач? Не всегда, не у каждого и не в достаточном количестве. Поэтому у ребенка и возникают такие эмоциональные состояния, как тревога, страх, робость.

Как же сформировать позитивную готовность к обучению в школе и когда должен начаться этот процесс: в семь лет, в пять лет? Ребенок учится этому с рождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дошкольнику очень сложно ответить на вопрос, почему он хочет идти в школу. Ему трудно проанализировать свое отношение к данной ситуации. Воображение ребенка построено на его собственном опыте, а опыта школьника у него еще нет.

Важно знать, что чувствует ребенок, когда говорит о том, чего на самом деле не знает.

Каждый второй ребенок находится в тревожном  ожидании встрече со школой, чувствует внутреннюю напряженность и давление со стороны взрослых его окружающих. Ребенка предупреждают, что в школе перед ним поставят новые сложные задачи, требующие высокой организации, мобилизации сил, уверенности в себе, самоконтроля, умения перестраиваться. Есть ли у него опыт выполнения подобных задач? Не всегда, не у каждого и не в достаточном количестве. Поэтому у ребенка и возникают такие эмоциональные состояния, как тревога, страх, робость.

Как же сформировать позитивную готовность к обучению в школе и когда должен начаться этот процесс: в семь лет, в пять лет? Ребенок учится этому с рождения.

Мотивационную готовность детей к школе можно и нужно повышать через игру. Преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, и их выполнение доставляет ему удовольствие. Это делает поведение детей осмысленным и осознанным. В игре дети проявляют инициативу и творческую активность, используют уже сформированные умения и навыки и с их  помощью самостоятельно решают задачи. Игра «Школа» является традиционной игрой для детей старшего дошкольного возраста. Чтобы интерес не угасал, ее необходимо постоянно обновлять.

В игре «Школа» используются разные виды общения, главным из которых – ролевое. Строится оно по четким правилам: как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение. Дети самостоятельно решают, как вести себя в конкретной ситуации, как реагировать на слова и действия партнера по игре; они проявляют инициативу и предлагают варианты общения, учась отстаивать свои права, соглашаясь или споря, убеждают и находят взаимоприемлемые решения спорных вопросов.

Самым сложным является то, что когда ребенок исполняет роль учителя, ему трудно объяснить задание детям, в этом случае требуется помощь взрослого. Игра – это живой социальный опыт ребенка и в этом отношении такая деятельность является незаменимым орудием повышения мотивационной готовности детей к школе.

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

1 вариант

Цель:

Обогащать  игровой опыт. Расширять представления о школе. Развивать коммуникативные навыки, культуру общения, познавательную активность. Учить самостоятельно распределять роли в игре.

Предварительная работа: 

Беседы  о школе. Рассматривание иллюстративного материала о школе, отгадывание загадок и чтение художественной литературы по теме. Экскурсии в школу, дидактические игры.

Оборудование:

Школьная доска, счеты, классный журнал, колокольчик, карточки с заданиями, школьные принадлежности (тетради, ручки, буквари, карандаши, учебники). Сюжетные картинки «Люди разных профессий».

Игровые роли детей и их действия:

Учителя   - проводят уроки. Ученики - выполняют задания учителя. Дежурный - помогает учителю. Директор - отвечает за порядок в школе, разрешает конфликты.

Групповая комната разделена на зоны, оформленные как класс, библиотека,

Звенит звонок. Дети заходят в класс, занимают свои места, готовятся к уроку. Входит учитель, ученики встают, приветствуют учителя.

Учитель:

- Здравствуйте,  ребята! Садитесь. Дежурный, кого нет в классе? (ребенок дежурный отвечает).

Сейчас у нас урок математики. Ира, скажи, какое число больше: 6 или 5? (6 > 5). Дима, скажи, Ира правильно ответила? (да правильно).

Задает аналогичные вопросы еще нескольким детям. Затем поочередно вызывает к доске нескольких учеников и предлагает им отложить на счетах  то или иное количество косточек. Вызванные  дети выполняют задание, а остальные проверяют.

Учитель:

- Сейчас мы проведем математический диктант. Откройте тетради и нарисуйте два квадрата (3 треугольника, 1 круг). Здесь и далее ученики выполняют задания в тетрадях.

Учитель: (выставляет на доске карточки с заданиями)

- Запишите в тетради цифры и сравните их

10…..9, 5…..6, 1….3, 7…..8

Запишите и решите примеры.

5+2=

3+1=

4 – 3 =

9 – 1 =

Учитель:

- Дежурный соберет тетради на проверку, а мы поиграем в нашу любимую игру «Считайка». Толя, посчитай от 5 до 10. Дима, посчитай от 2 до 7. Руслан, посчитай от 3 до 9.  Молодцы!

Домашнее задание: повторить счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

Звенит звонок на перемену. Дежурный расставляет на доске сюжетные картинки. Остальные ученики идут в библиотеку, выходят в коридор.

Звенит звонок на 2 урок. Дети садятся за парты. В класс входит директор школы с мальчиком. Ученики встают, приветствуя его.

Директор:

- Здравствуйте, Наталья Ивановна! Здравствуйте, дети! Это Вова Иванов, он будет учиться в вашем классе. Вова приехал к нам из другого города.

Учитель:

- Проходи, Вова, ты будешь сидеть рядом с Машей. На перемене познакомишься с остальными ребятами.

Директор:

- Мне надо уточнить адреса и номера некоторых учеников. Наталья  Ивановна, пусть Аня, Коля, Саша назовут свою улицу, номер дома и номер квартиры, а Валя и Дима – номера своих домашних телефонов.

Дети поочередно называют свои адреса и номера телефонов. Директор «записывает» в блокнот, прощается и уходит.

Учитель:

- Сейчас у нас урок чтения. Проверим, как вы выполнили домашнее задание: выучить  загадки о профессиях.

Дети поочередно загадывают  и отгадывают загадки.

Учитель:

- Посмотрите на эти картинки (показывает). Мы будем составлять рассказы на тему «Кто кем работает».

Каждый ребенок выбирает картинку и составляет описательный рассказ.

Учитель:

- Молодцы! Домашнее задание выучить стихи и загадки о весне.

Звенит звонок, ученики уходят домой.

2 вариант

Цель:

Уточнять представления о школе, школьных  предметах  и назначениях школьных принадлежностей. Учить подбирать для проведения каждого урока необходимое оборудование, пособия и дидактические игры. Продолжать учить распределять  игровые роли и согласовывать действия персонажей (учителей, директора школы, библиотекаря,  уборщицы). Воспитывать уважение к труду работников школы.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме; экскурсия в школу, проведение дидактических игр, которые затем дети используют при подготовке различных уроков.

Дидактические игры для урока математики:

«Времена года», «Месяцы», «Дни недели»,   «Найди пару», «Дома на нашей улице», «Лабиринты», «Геометрические бусы», «Волшебный поезд», «Цифры и числа», «Почитай – поиграй»

Дидактические игры для урока чтения:

«Школьный лабиринт», «Слово. Предложение», «Найди пару», «Школьные принадлежности», «Подбери к схеме слово», «Мои любимые сказки».

Дидактические игры для урока пения:

«Узнай, что звучит», «Спой песенку».

Дидактические игры для урока физкультуры:

Подвижные игры «Попади в ворота», «Кольцебросс».

Дидактические игры для урока природоведения:

«Полезно – вредно», «Добрые соседи», «Стебли, листья», «Что нужно для ухода за комнатными растениями», «Узнай по запаху», «Шишки – желуди», «Узнай по голосу»

Дидактические игры для урока труда:

«Приготовить салат», «Из чего сварить компот?», «Что нужно для борща?», «Составь букет».

Атрибуты:

Парта, доска, куклы – школьники, портфели. Наборы школьно-письменные принадлежности. Раздаточный и демонстрационный материал, дидактические игры.

Первая неделя.

В понедельник воспитатель проводит беседу о школьных  уроках: чтение, математика, физкультура, труд, пение, природоведение, о работе учителей, директора школы, библиотекаря, По окончании беседы воспитатель подбирает материал и оборудование к уроку и предлагает одному ребенку представить, что он учитель математики. Ребенок  с помощью воспитателя проводит урок, по окончании которого взрослый предлагает другому ребенку провести урок природоведения на следующий день. Таким образом каждый день в течении недели, дети поочередно проводят разные уроки.

Вторая неделя:

Игровые действия усложняются. Дети – учителя,  вместе с воспитателем подбирают необходимый материал и оборудование для проведения того или иного урока. Ежедневно  проводится 2 урока. Во время перемены дети, исполняющие роли учеников, берут  книги и учебники в библиотеке, играют в игровой комнате.

Третья неделя:

Ежедневно проводится 3 – 4 урока, материалы и оборудование к которым дети – учителя подбирают сами. В игру вводится посещение во время перемены школьного музея.

Четвертая неделя:

Три – четыре ребенка – учителя ежедневно проводят различные уроки.

Пятая неделя:

Воспитатель вместе с детьми составляет расписание уроков. Дети самостоятельно распределяют роли учителей и проводят уроки в соответствие с расписанием.

Шестая неделя:

В игровые действия вводятся элементы сюжетно-ролевых  игр «Поликлиника» (медицинский осмотр школьников), «Магазин» (покупка школьных принадлежностей) и т.п. дети самостоятельно распределяют новые роли: врача, медсестры, продавца.

Вариант 3

Цель:

Вызвать интерес к школе, желание учиться. Знакомить с профессиями работников школы. Формировать навыки ролевого взаимодействия, общения в соответствии с нормами этикета (дружелюбный тон, сдержанность жестов, доброжелательное отношение к партнерам). Развивать диалогическую речь, творческую активность.

Атрибуты:

Карточки с картинками, слоговые таблицы, кубики. Дуги, обручи, элементы костюмов, соответствующие ролям.

Воспитатель:

В какие сюжетно-ролевые игры вы любите играть? (ответы детей) давайте поиграем в «Школу». Что такое школа? Для чего она нужна? Что было бы, если бы не было школ? Кто работает в школе? Чем заснимается учитель? (ответы детей) Правильно, учитель ведет уроки. Какие школьные уроки вы знаете? (ответы детей) учителем физкультуры я предлагаю стать Мише, он любит заниматься спортом. Ирина, ты знаешь много стихов. Хочешь быть учителем чтения? (ответ ребенка). За здоровьем школьников следят врачи медсестры. Они делают прививки и оказывают первую медицинскую помощь. Медсестрой будет Катя, а врачом – Лена. Согласны девочки? (да). Эдик очень ответственный и любит мастерить. Ты хочешь Эдик быть техником и следить за исправностью школьного оборудования? (ответ ребенка)

Не бывает школы без директора. Эту роль я возьму на себя и буду отвечать за всю работу. Напоминаю: ученики должны называть учителя по имени и отчеству, быть вежливыми и исполнительными

Каждый участник игры занимает свое место, звенит звонок, начинается урок чтения. Учитель Ирина проводит дидактические игры «Назови первый звук в слове», «Составь слово по схеме», «Пирамида» (деление слов на слоги) ученики выполняют задания, затем учитель подводит итог урока.

Учитель чтения:

- Сегодня на уроке были активны Оля, Саша, Игорь.

Задание на дом: прочитать сказку «Лиса и рак» и составить схему слова «лиса».

Звенит звонок, наступает перемена, дети организуют подвижную игру, а техник Эдик проверяет школьную мебель. В класс заходи медсестра и просит детей после уроков зайти в медицинский кабинет.

Учитель физкультуры:

- Сейчас урок физкультуры, вам нужно переодеться, но в следующий раз к уроку физкультуры надо готовиться на перемене.

- В шеренгу стройся! Начинаем урок с разминки. Направо! По залу шагом марш! В три шеренги стройся! На месте стой, раз – два! Разомкнулись!

Ученики вместе с учителем выполняют общеразвивающие упражнения: «Часы», «Мельница», «Прыжки», участвую в эстафете – бег с препятствиями. В конце урока проводится игра «Пастух и стадо».

Учитель физкультуры:

- Молодцы! Все старательно выполняли упражнения. Задание на дом: потренироваться в прыжках  в высоту через препятствие.

Звенит звонок, ученики идут в медицинский кабинет, врач их осматривает, спрашивает, есть ли жалобы. Медсестра делает прививки.

Директор школы наблюдает за детьми, по необходимости включается в игру, после игры задает детям вопросы: что им понравилось в игре, хотят ли они в школу?

Директор благодарит учителей за интересно проведенные уроки, а учеников за хорошую учебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мотивационной готовности детей к школе

   Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...

Мотивационная готовность детей к школе

Мотивационная готовность стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа: 1. Хочешь ли ты идти в школу? 2. Что в школе интересного? 3. Чем бы ты занима...

«Мотивационная готовность детей к школе»

Отчет по самообразованию «Мотивационная  готовность  детей к школе»...

Условия развития мотивационной готовности детей к школе.

Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...