Главные вкладки

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка
    статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

    Детский сад № 2 общеразвивающего вида.

    Доклад

    « Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка».

     

    Подготовил: воспитатель Кравченко Ю.В.

    Благовещенск, 2013 г.

       Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков. В современном понимании семья – это социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями ( а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

       В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

        В семье ребенок приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.

       Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.

       Современная семья значительно отличается от традиционной. Обобщая отличительные черты современных семей, отечественный социолог А.И. Антонов отмечает ряд существенных перемен, которыми отличаются современные семьи от патриархальных семей:

    1. произошло смещение ценностей, а именно - перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности( 
      современной семье характерно разделение дома и работы).
    2. произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг вне семейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. В результате чего у женщин увеличились семейные функции - она несет «двойную нагрузку» (занятость и дома, и на работе), а у мужчин уменьшились семейные функции. Таким образом, переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье ( 
      произошло размежевание дома» и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении) 
    3.  современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализацией родителей.
    4.  система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного «Я».
      происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых - родственных.
       
      разводы вызываются межличностной несовместимостью супругов.
        Из выше сказанного следует, что отличия современной семьи от патриархальной приводят к изменениям социального воспитания детей в семье и соответственно формированию гендерных перекосов.  

       Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.

       Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

    1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.

    2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.

    3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.

       Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь. Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.

       Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями. 

       Актуальные проблемы воспитания детей в семье остро ощущаются в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи в духовно-нравственном развитии личности. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, но и круг близких людей. Она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом.

       Духовно-нравственное воспитание ребенка всегда является актуальным и важным. Для воспитания духовно-нравственных качеств требуется формирование национального самосознания детей через внедрение в их жизнедеятельность традиций народной жизни с дошкольного возраста.

       Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка.

       Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности .

       Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Наша цель, как педагогов, обеспечить тесный контакт родителей и педагогов в решении основной задачи духовно-нравственного воспитания дошкольника, задать правильное направление родителям, помочь с возникающими вопросами, ведь семейное воздействие на детей уникально. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения. Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды.

    Список использованной литературы.

    1. Потаповская О.М.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей . – М.: Издательство "Планета ", 2002.

    2. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Просвещение, 2009.

    3. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – Ереван, 2005.

    4. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М., 2005


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...

    Роль семьи в духовно- нравственном воспитании дошкольника.

    в данной статье представленна система работы с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников в традициях русской народной культуры, целью которой является приобщение семьи к решению зад...

    Доклад «Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей» (выступление для родителей)

    Дошкольный период  детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст - име...

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

    Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироват...

    Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

    Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

    "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка"

    Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...