Программа ознакомления детей с родным краем детей дошкольного вораста "Урал - опорный край державы"
рабочая программа по окружающему миру по теме
Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_oznakomleniya_detey_s_rodnym_kraem.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МБДОУ – 77
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование представлений детей о Екатеринбурге»
1. Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой по данному вопросу?
2. Какие вопросы вызывают у вас затруднения?
3. В каком направлении Вы бы хотели усовершенствовать свои знания? (теоретическая подготовка, методическая подготовка)
4. Каким формам повышения квалификации Вы отдали бы предпочтение? ( самообразование, консультирование, семинары)
5. Если бы Вам представилась возможность выбора тематики исследовательско – экспериментальной деятельности, то в каком из них Вы бы приняли участие?
- методика ознакомления с Екатеринбургом (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы)
- отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов
- переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей
- разработка методов и приемов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения)
- разработка новых дидактических игр
- создание предметно – развивающей среды
6. Какими профессиональными умениями по данному вопросу Вы могли бы поделиться?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Наш город»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему Екатеринбургу?
2. Как проявляет интерес?
3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические скверы, парки и т.д.)
4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?
6. Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ по данному вопросу?
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Что ты знаешь о своем городе?»
1. Как называется наша страна?
2. Как называется наш город?
3. Кто основал наш город?
4. Какие главные улицы и площади ты знаешь?
5. Как называется улица на которой ты живешь? Почему она так называется?
6. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
7. Какие памятники старины есть в нашем городе?
8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
9. Откуда ты все это знаешь? Кто тебе это рассказал?
10. Что бы ты хотел узнать о нашем городе?
Анализ анкетирования родителей по теме «Наш город»
Было проведено анкетирование родителей на тему «Наш город» с целью выявить широту кругозора родителей по данной теме.
В анкетировании приняло участие 70 родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Результаты были следующими:
На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок интерес к родному городу?» 95% родителей ответили отрицательно и только 5% ответили, что иногда. Этот интерес проявляется следующим образом: задают вопросы, просят сводить куда-нибудь, или только тогда, когда родители сами об этом рассказывают.
На вопрос «Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?». 95% родителей ответили, что дети не интересуются историей нашего города, но хотят знать основателей города.
Родители, к сожалению, не совершают экскурсий по городу совсем – 80%, часто – 5%, и очень редко – 15% родителей.
На вопрос какую бы помощь родители хотели бы получить от ДОУ по данному вопросу, ответы были следующими:
- никакую (сами много знаем) 5%;
- организация экскурсий с детьми в театры, музеи, парки 65%;
- о возникновении Екатеринбурга 25%;
- о природе Урала 5%;
- народы Урала 20%;
- цветные камни Урала 15%.
Таким образом, знания или осведомленность родителей на тему «Наш город» очень бедны, многих не интересует история Урала, история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети как следствие не интересуются городом, в котором живут. Но, тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе, осознают значимость истории возникновения родного края.
Итак, необходимо подготовить теоретический материал по данной теме (консультации, оформление стендов и т.д.)
Анализ анкетирования педагогов по теме:
«Формирование представлений детей о Екатеринбурге»
Было проведено анкетирование педагогов на тему «Формирование представлений детей о Екатеринбурге» с целью выявить широту кругозора педагогов по данной теме.
В анкетировании приняло участие 12 педагогов всех возрастных групп. Результаты были следующими:
На вопрос удовлетворены ли педагоги своей профессиональной подготовкой по данному вопросу, 5% ответили утвердительно, 75% не удовлетворены и 20% педагогов не в полной мере владеют знаниями о родном городе.
Вопросы, которые вызывают затруднения, были следующими: история города, история Урала, Уральские камни и минералы, города Урала.
Усовершенствовать свои знания по данному вопросу педагоги через теоретическую, методическую подготовку.
Если бы представилась возможность выбора тематики исследовательско-экспериментальной деятельности, педагоги приняли бы участие в следующем:
- методика ознакомления с Екатеринбургом (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы) 50%;
- отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов 15%;
- переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей 10%;
- разработка методов и приемов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения) 5%;
- разработка новых дидактических игр 20%;
- создание предметно – развивающей среды 20%.
Какими профессиональными умениями по данному вопросу ВЫ могли бы поделиться? ( подборка иллюстрированного материала, организация посещения музея).
Таким образом, анализ анкетирования педагогов позволяет сделать некоторые выводы: педагоги по данному вопросу некомпетентны, запас знаний очень низкий, не существенный, многие вопросы, связанные с историей города, Урала вызывают затруднения. Но педагоги выразили активное желание усовершенствовать свои знания по данному вопросу через теоретическую и методическую подготовку. Особенно педагогов заинтересовала деятельность, как разработка конспектов занятий по алгоритму на все возрастные группы.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДОМ ЕКАТЕРИНБУРГОМ (схема 1)
Информационный блок | Технологический блок | Организационный блок |
1. Создание информационных тематических текстов для педагогов. 2. Переработка теоретических материалов и составление познавательных рассказов для детей. | 1. Методика (конспекты занятий) с использованием методов развивающего обучения. 2. Разработка дидактических игр. | Создание предметно-развивающей среды. |
СИСТЕМА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ГОРОДОМ ЕКАТЕРИНБУРГОМ (схема 2)
Родной край |
Мир природы (озера, реки, леса) | Деятельность людей (труд, быт, праздники) | Культурный облик города (архитектура, промышленность) |
Практическая ценность природы | Преобразующая роль труда | Результат труда людей |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТБОРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРОБЛЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ»
№ п\п | Раздел | Тема | Форма |
1. | Дом, в котором мы живем. | 1. Понятие дом-жилище. Архитектурные особенности строительства домов разных народов. 2. Семья и ее заботы. Понятие о счастье, как о способности заботиться о близких. 3. Быт и семейные отношения на Руси и в частности на Урале. Утварь, костюм, предметы обихода, традиции, обряды. Календарь и календарные праздники. 4. Доброта и любовь к «братьям нашим меньшим» как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. | Тексты, зарисовки. Тексты, детская худ. литература. Тексты, зарисовки, фотоальбомы. Тексты, детская худ. литература. |
2. | История Урала. | 1. Петровская эпоха на Урале. 2. Города Урала: Верхотурье – патриарх городов Свердловской области; Ирбит – торговый центр России; Нижний Тагил – слава и гордость Урала; Рождение Екатеринбурга; Алапаевск – детские годы П.И.Чайковского; Каменский завод; Асбест; «Камень-змеевик». 3. Народы Урала. 4. Самородки Урала: Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, П.И.Чайковский и другие выдающиеся люди Урала. | Тексты, сборники фольклора, фотоальбомы. Тексты, фотоальбомы, выставки, муз. вечера, посещение музеев. Тексты, фольклорные сборники, выставки народных промыслов. Тексты, худ. литература, литературные и муз. вечера. |
3. | Цветные камни Урала. | 1. Из истории Уральского камня. 2. Каменная палитра Урала. | Тексты Тексты, фотоальбом, музей. |
4. | Минералы Урала. | 1. Дыхание, упрятанное в землю (уголь). 2. Искусство, рожденное огнем (глина). 3. Вода камень строит: сталактиты и сталагмиты. 4. В воде родится, и воды боится (соль). 5. Живые камни – известняки: мел, мрамор, камень-ракушечник. 6. Гранит и другие натуральные камни. 7. Искусственные камни: кирпич, стекло, бетон. | Тексты Тексты, фотоальбом. Тексты, фотоальбом. Тексты, фотоальбом. Тексты, фотоальбомы. Тексты, фотоальбомы. Тексты, фотоальбомы. |
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМОЙ (схема 3)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Анализ: - затруднений воспитателей; - состояния образовательного процесса; - противоречий. Цель: постановка проблемы | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ Построение: - модели работы; - прогноз осуществления результатов развернутой программы. | 2006 – 2007г.г. 1. Выявление проблемы, обоснование ее актуальности. 2. Разработка развернутой программы. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Ресурсное обеспечение: - подготовка материальной базы; - распределение обязанностей для всех сотрудников. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ Изучение коллективом проблемы на: - педагогических советах; - семинарах; - индивидуальной работе. | 2007 – 2008г.г. 1. Ресурсное обеспечение. 2. Нахождение теоретического материала. |
ПРАКТИЧЕСКИЙ С целью накопления материала проводятся: - тематические педагогические советы; - семинары – практикумы; - открытые занятия; - взаимопосещения; - переработка теоретического материала; - разработка дидактических игр; - разработка серий занятий. | 2008 – 2009г.г. Накопление практического материала, совершенствование образовательного процесса в рамках МДОУ. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1. Выступление с обобщением опыта. 2. Творческие отчеты. 3. педагогические выставки. | 2009 – 2010г.г. Систематизация накопленного материала. |
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Не случайно в учебные программы начальных классов введен предметный цикл «Гражданское образование». Однако особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
ТЕМА: «Ознакомление с родным краем детей дошкольного возраста»
ПРОТИВОРЕЧИЕ: Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.
ЦЕЛЬ: Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем по следующим направлениям (см. схему 1).
Условно содержание знаний о родном крае разделено на три по основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы (см. схему 2).
Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим определен один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера, условно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.
Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
- Энциклопедичности;
- Краеведческий (региональный);
- Интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф.Виноградов);
- Культурологический – приобщение детей к истокам культуры;
- Тематический – деление материала на основные темы (циклы);
- Наглядности – условно обозначенный нами как «принцип айсберга».
ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2007 – 2008 г.г. (2 этап)
ГОДОВАЯ ЗАДАЧА: Организовать экспериментальную работу по определению содержания ознакомления с окружающим миром на региональном материале
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ: «Современные подходы ознакомления дошкольников с окружающим миром»
Форма проведения – дискуссионный круглый стол.
1. Формирование у детей творческого отношения к явлениям окружающей действительности (Н.Н.Поддъяков).
2. Приобщение ребенка к социальному миру: Программа «Я – человек» (С.А.Козлов).
3. Ребенок и весь мир (В.И.Авершина, г. Пенза).
4. Познаю мир (Т.И.Гризик «Радуга»).
5. Мир вокруг нас (Т.И.Попова).
6. Гражданское образование в начальных классах (Программа «Кораблик», г.Новгород).
7. Ознакомление с родным городом (В.И.Авершина г.Москва).
8. Анализ дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, изготовленных воспитателями.
Домашнее задание:
- Изготовление дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (воспитатели).
- Разработка эскизов оформления «Тематической полочки» (коробок для игр). Творческая группа (Кривчикова Е.Л., Савонова Е.В.).
- Открытый просмотр занятий по ознакомлению с окружающим миром (в каждой возрастной группе).
- Оформление ширмы «Современные технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром».
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Современные подходы к ознакомлению детей с окружающей действительностью»
Занятие №1
- методы ознакомления детей с социальной действительностью (схема 4);
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.
Занятие №2
- методы обучения и развития творчества;
- методы ТРИЗ.
Консультации:
1. Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности.
2. Средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Воспитание любви к родному городу – Екатеринбургу».
1. Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Этапы работы над проблемой» (схема 3). «Направление работы по ознакомлению с Екатеринбургом» (схема 1).
2. Работа над информационным блоком (схема 1). Создание информационных рассказов для педагогов и познавательных рассказов для детей.
Требования к составлению детских рассказов:
- краткость, конкретность;
- информационная насыщенность;
- четкое прослеживание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Домашнее задание для воспитателей:
Темы бесед с детьми:
- о районах города;
- о музеях города;
- об улицах города;
- о реке Исети;
- о возникновении Екатеринбурга;
- о заводах города.
3. Работа над технологическим блоком (схема 1). Анализ методов при составлении конспектов занятий. С общей характеристикой методов знакомились на семинаре (схема 4).
Составление фрагментов занятий с использованием предложенных методов и их анализ.
4. Работа над организационным блоком (схема 1).
Оснащение микросреды (группы в соответствии с программными требованиями) и макросреды в МДОУ.
5. Результаты анкетирования детей, родителей и воспитателей.
6. Определение творческих групп после анализа анкет воспитателей. Домашнее задание:
1. Сбор информационных тематических материалов о Екатеринбурге по следующим темам:
- история Екатеринбурга;
- достопримечательности Екатеринбурга;
- культурный уровень Екатеринбурга;
- уральские промыслы.
2. Проведение анкетирования детей, родителей и воспитателей по ознакомлению с родным городом.
3. Изготовление схемы – карты Екатеринбурга.
4. Анализ материалов по ознакомлению с родным городом.
5. Проведение открытых просмотров занятий по теме педсовета.
6. Оформление конспектов занятий по ознакомлению с Екатеринбургом.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ГОРОДОМ
№ п\п | НАЗВАНИЕ | ЦЕЛЬ | МАТЕРИАЛ К ИГРЕ |
1. | Где находится памятник? | Учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания детей о памятниках города. | Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города |
2. | Найди отличия | Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. | Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города |
3. | Знатоки Екатеринбурга | Закрепить знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. | Фотографии видов города, главных достопримеча-тельностей |
4. | Собери из частей целое | Учить, из частей составлять целое (из фрагментов – вид города). | Разрезные картинки |
5. | Пройдемся по улицам города | Учить ориентироваться по карте – схеме города, закреплять знания о названиях улиц города. | Фотоматериал, карта города, указка |
6. | Как зовут тебя деревце? | Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в городе. Развивать память, мышление, речевую активность. | Пазлы с изображением частей разных видов деревьев, произрастающих в нашем городе |
7. | Городской лабиринт | Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход в любой ситуации. | Карта – лабиринт города, фишки, кубик |
8. | Логическая цепочка «Мир профессий и организаций» | Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, в котором учат этой профессии, организацию в которой эта профессия нужна. | Загадки-картинки (врач – медицинская академия, больницы, поликлиники) |
9. | Экскурсия по городу | Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. | Фотовыставка (ребенок в игре является гидом) |
10. | Вот моя улица, вот мой дом | Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы. | Фотографии центральных улиц, карта города |
11. | Птицы нашего города | Закреплять представления детей о птицах нашего города; уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни. | Гипсовые фигурки птиц, макет «фрагмента города» или картинки с изображением птиц |
12. | Интервью | Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. | Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты» |
13. | Игровое упражнение «Продолжи» | Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного; запоминать, составлять собственное высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города. | |
14. | Город будущего | Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. | |
15. | Так бывает или нет? | Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. | Карточки с составленными неточными рассказами о городе, его достопримеча-тельностях |
16. | Что? Где? Когда? | Закреплять представления детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно согласно возрасту формулировать ответ. | Открытки с изображением старого и нового города |
17. | Я – фотограф | Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственный город. | Игрушка – фотоаппарат, листы бумаги, фломастеры |
18. | Загадки о Екатеринбурге | Формировать речевые навыки. | Загадки о достопримеча- тельностях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ознакомлению детей с родным краем
Наш край, и даже наше село имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. А чем лучше ребенок будет знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и яснее п...
консультация для родителей "Роль родителей в ознакомлении детей с родным краем"
Для педагогов ДОУ...
Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.
Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы
Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...
Конспект ОД по ознакомлению детей с родным краем «Природа нашего края» (средняя группа)
Конспект занятия...
Конспект открытого образовательного мероприятия по ознакомлению с природой родного края по теме: «Русский лес – край чудес» (с детьми 5-6 лет) с использованием технологии «Бумажное путешествие»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Цель: создание условий для изображения сибирского осеннего леса на бумаге в разных ...