Программа ознакомления детей с родным краем детей дошкольного вораста "Урал - опорный край державы"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_oznakomleniya_detey_s_rodnym_kraem.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ – 77

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Формирование представлений детей о Екатеринбурге»

1. Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой по данному вопросу?

2. Какие вопросы вызывают у вас затруднения?

3. В каком направлении Вы бы хотели усовершенствовать свои знания? (теоретическая подготовка, методическая подготовка)

4. Каким формам повышения квалификации Вы отдали бы предпочтение? ( самообразование, консультирование, семинары)

5. Если бы Вам представилась возможность выбора тематики исследовательско – экспериментальной деятельности, то в каком из них Вы бы приняли участие?

- методика ознакомления с Екатеринбургом (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы)

- отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов

- переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей

- разработка методов и приемов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения)

- разработка новых дидактических игр

- создание предметно – развивающей среды

6. Какими профессиональными умениями по данному вопросу Вы могли бы поделиться?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Наш город»

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему Екатеринбургу?

2. Как проявляет интерес?

3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические скверы, парки и т.д.)

 

4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6. Какую помощь Вы хотели бы получить от ДОУ по данному вопросу?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Что ты знаешь о своем городе?»

1. Как называется наша страна?

2. Как называется наш город?

3. Кто основал наш город?

4. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

5. Как называется улица на которой ты живешь? Почему она так называется?

6. Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?

7. Какие памятники старины есть в нашем городе?

8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9. Откуда ты все это знаешь? Кто тебе это рассказал?

10. Что бы ты хотел узнать о нашем городе?

Анализ анкетирования родителей по теме «Наш город»

    Было проведено анкетирование родителей на тему «Наш город» с целью выявить широту кругозора родителей по данной теме.

    В анкетировании приняло участие 70 родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Результаты были следующими:

На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок интерес к родному городу?» 95% родителей ответили отрицательно и только 5% ответили, что иногда. Этот интерес проявляется следующим образом: задают вопросы, просят сводить куда-нибудь, или только тогда, когда родители сами об этом рассказывают.

На вопрос «Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?». 95% родителей ответили, что дети не интересуются историей нашего города, но хотят знать основателей города.

Родители, к сожалению, не совершают экскурсий по городу совсем – 80%, часто – 5%, и очень редко – 15% родителей.

На вопрос какую бы помощь родители хотели бы получить от ДОУ по данному вопросу, ответы были следующими:

- никакую (сами много знаем) 5%;

- организация экскурсий с детьми в театры, музеи, парки 65%;

- о возникновении Екатеринбурга 25%;

- о природе Урала 5%;

- народы Урала 20%;

- цветные камни Урала 15%.

    Таким образом, знания или осведомленность родителей на тему «Наш город» очень бедны, многих не интересует история Урала, история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети как следствие не интересуются городом, в котором живут. Но, тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе, осознают значимость истории возникновения родного края.

    Итак, необходимо подготовить теоретический материал по данной теме (консультации, оформление стендов и т.д.)

Анализ анкетирования педагогов по теме:

 «Формирование представлений детей о Екатеринбурге»

    Было проведено анкетирование педагогов на тему «Формирование представлений детей о Екатеринбурге» с целью выявить широту кругозора педагогов по данной теме.

    В анкетировании приняло участие 12 педагогов всех возрастных групп. Результаты были следующими:

На вопрос удовлетворены ли педагоги своей профессиональной подготовкой по данному вопросу, 5% ответили утвердительно, 75% не удовлетворены и 20% педагогов не в полной мере владеют знаниями о родном городе.

Вопросы, которые вызывают затруднения, были следующими: история города, история Урала, Уральские камни и минералы, города Урала.

Усовершенствовать свои знания по данному вопросу педагоги через теоретическую, методическую подготовку.

Если бы представилась возможность выбора тематики исследовательско-экспериментальной деятельности, педагоги приняли бы участие в следующем:

- методика ознакомления с Екатеринбургом (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы) 50%;

- отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов 15%;

- переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей 10%;

- разработка методов и приемов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения) 5%;

- разработка новых дидактических игр 20%;

- создание предметно – развивающей среды 20%.

Какими профессиональными умениями по данному вопросу ВЫ могли бы поделиться? ( подборка иллюстрированного материала, организация посещения музея).

    Таким образом, анализ анкетирования педагогов позволяет сделать некоторые выводы: педагоги по данному вопросу некомпетентны, запас знаний очень низкий, не существенный, многие вопросы, связанные с историей города, Урала вызывают затруднения. Но педагоги выразили активное желание усовершенствовать свои знания по данному вопросу через теоретическую и методическую подготовку. Особенно педагогов заинтересовала деятельность, как разработка конспектов занятий по алгоритму на все возрастные группы.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДОМ ЕКАТЕРИНБУРГОМ (схема 1)


Информационный блок


Технологический блок


Организационный блок


1. Создание информационных тематических текстов для педагогов.


2. Переработка теоретических материалов и составление познавательных рассказов для детей.


1. Методика (конспекты занятий) с использованием методов развивающего обучения.


2. Разработка дидактических игр.


Создание предметно-развивающей среды.

 

СИСТЕМА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ГОРОДОМ ЕКАТЕРИНБУРГОМ (схема 2)


Родной край


Мир природы

(озера, реки, леса)


Деятельность людей

(труд, быт, праздники)


Культурный облик города

(архитектура, промышленность)


Практическая

ценность природы


Преобразующая

 роль труда


Результат труда людей

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТБОРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРОБЛЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ»


п\п

Раздел

Тема

Форма

1.

Дом, в котором мы живем.

1. Понятие дом-жилище. Архитектурные особенности строительства домов разных народов.

2. Семья и ее заботы. Понятие о счастье, как о способности заботиться о близких.

3. Быт и семейные отношения на Руси и в частности на Урале. Утварь, костюм, предметы обихода, традиции, обряды. Календарь и календарные праздники.

4. Доброта и любовь к «братьям нашим меньшим» как одна из основ нравственности, закладываемой с детства.

Тексты, зарисовки.



Тексты, детская худ. литература.


Тексты, зарисовки, фотоальбомы.




Тексты, детская худ. литература.

2.

История Урала.

1. Петровская эпоха на Урале.



2. Города Урала: Верхотурье – патриарх городов Свердловской области; Ирбит – торговый центр России; Нижний Тагил – слава и гордость Урала; Рождение Екатеринбурга; Алапаевск – детские годы П.И.Чайковского; Каменский завод; Асбест; «Камень-змеевик».

3. Народы Урала.









4. Самородки Урала: Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.П.Бажов, П.И.Чайковский и другие выдающиеся люди Урала.

Тексты, сборники фольклора, фотоальбомы.

Тексты, фотоальбомы, выставки, муз. вечера, посещение музеев.





Тексты, фольклорные сборники, выставки народных промыслов.




Тексты, худ. литература, литературные и муз. вечера.

3.

Цветные камни Урала.

1. Из истории Уральского камня.

2. Каменная палитра Урала.

Тексты


Тексты, фотоальбом, музей.

4.

Минералы Урала.

1. Дыхание, упрятанное в землю (уголь).

2. Искусство, рожденное огнем (глина).

3. Вода камень строит: сталактиты и сталагмиты.

4. В воде родится, и воды боится (соль).

5. Живые камни – известняки: мел, мрамор, камень-ракушечник.

6. Гранит и другие натуральные камни.

7. Искусственные камни: кирпич, стекло, бетон.

Тексты


Тексты, фотоальбом.

Тексты, фотоальбом.

Тексты, фотоальбом.

Тексты, фотоальбомы.


Тексты, фотоальбомы.

Тексты, фотоальбомы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМОЙ (схема 3)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ


Анализ:

- затруднений воспитателей;

- состояния образовательного процесса;

- противоречий.

Цель:

постановка проблемы

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ


Построение:

- модели работы;

- прогноз осуществления результатов развернутой программы.

2006 – 2007г.г.


1. Выявление проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Разработка развернутой программы.                          

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


Ресурсное обеспечение: 

- подготовка материальной базы;

- распределение обязанностей для всех сотрудников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ


Изучение коллективом проблемы на:

- педагогических советах;

- семинарах;

- индивидуальной работе.

2007 – 2008г.г.


1. Ресурсное обеспечение.

2. Нахождение теоретического материала.

ПРАКТИЧЕСКИЙ


С целью накопления материала проводятся:

- тематические педагогические советы;

- семинары – практикумы;

- открытые занятия;

- взаимопосещения;

- переработка теоретического материала;

- разработка дидактических игр;

- разработка серий занятий.

2008 – 2009г.г.


Накопление практического материала, совершенствование образовательного процесса в рамках МДОУ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


1. Выступление с обобщением опыта.

2. Творческие отчеты.

3. педагогические выставки.

2009 – 2010г.г.


Систематизация накопленного материала.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания детей. Не случайно в учебные программы начальных классов введен предметный цикл «Гражданское образование». Однако особенно остро требуются методические материалы и рекомендации, предназначенные для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

    Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре.

    В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

ТЕМА: «Ознакомление с родным краем детей дошкольного возраста»

ПРОТИВОРЕЧИЕ: Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.

ЦЕЛЬ: Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем по следующим направлениям (см. схему 1).

    Условно содержание знаний о родном крае разделено на три по основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы (см. схему 2).

    Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

    Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления (в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим определен один из основных принципов отбора знаний для дошкольников исторического характера, условно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью: наличие памятников, зданий и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.

    Кроме того, в основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

  1. Энциклопедичности;
  2. Краеведческий (региональный);
  3. Интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф.Виноградов);
  4. Культурологический – приобщение детей к истокам культуры;
  5. Тематический – деление материала на основные темы (циклы);
  6. Наглядности – условно обозначенный нами как «принцип айсберга».

ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2007 – 2008 г.г. (2 этап)

ГОДОВАЯ ЗАДАЧА: Организовать экспериментальную работу по определению содержания ознакомления с окружающим миром на региональном материале

СОВЕТ ПЕДАГОГОВ: «Современные подходы ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Форма проведения – дискуссионный круглый стол.

1. Формирование у детей творческого отношения к явлениям окружающей действительности (Н.Н.Поддъяков).

2. Приобщение ребенка к социальному миру: Программа «Я – человек» (С.А.Козлов).

3. Ребенок и весь мир (В.И.Авершина, г. Пенза).

4. Познаю мир (Т.И.Гризик «Радуга»).

5. Мир вокруг нас (Т.И.Попова).

6. Гражданское образование в начальных классах (Программа «Кораблик», г.Новгород).

7. Ознакомление с родным городом (В.И.Авершина г.Москва).

8. Анализ дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, изготовленных воспитателями.

         Домашнее задание:

  1. Изготовление дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (воспитатели).
  2. Разработка эскизов оформления «Тематической полочки» (коробок для игр). Творческая группа (Кривчикова Е.Л., Савонова Е.В.).
  3. Открытый просмотр занятий по ознакомлению с окружающим миром (в каждой возрастной группе).
  4. Оформление ширмы «Современные технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром».

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Современные подходы к ознакомлению детей с окружающей действительностью»

   

Занятие №1

- методы ознакомления детей с социальной действительностью (схема 4);

- методы, повышающие познавательную активность;

- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;

- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности.

Занятие №2

- методы обучения и развития творчества;

- методы ТРИЗ.

    Консультации:

1. Организация работы воспитателя по приобщению детей к социальной действительности.

2. Средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Воспитание любви к родному городу – Екатеринбургу».

1. Основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Этапы работы над проблемой» (схема 3). «Направление работы по ознакомлению с Екатеринбургом» (схема 1).

2. Работа над информационным блоком (схема 1). Создание информационных рассказов для педагогов и познавательных рассказов для детей.

    Требования к составлению детских рассказов:

- краткость, конкретность;

- информационная насыщенность;

- четкое прослеживание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

    Домашнее задание для воспитателей:

    Темы бесед с детьми:

- о районах города;

- о музеях города;

- об улицах города;

- о реке Исети;

- о возникновении Екатеринбурга;

- о заводах города.

3. Работа над технологическим блоком (схема 1). Анализ методов при составлении конспектов занятий. С общей характеристикой методов знакомились на семинаре (схема 4).

    Составление фрагментов занятий с использованием предложенных методов и их анализ.

4. Работа над организационным блоком (схема 1).

    Оснащение микросреды (группы в соответствии с программными требованиями) и макросреды в МДОУ.

5. Результаты анкетирования детей, родителей и воспитателей.

6. Определение творческих групп после анализа анкет воспитателей.          Домашнее задание:

1. Сбор информационных тематических материалов о Екатеринбурге по следующим темам:

- история Екатеринбурга;

- достопримечательности Екатеринбурга;

- культурный уровень Екатеринбурга;

- уральские промыслы.

2. Проведение анкетирования детей, родителей и воспитателей по ознакомлению с родным городом.

3. Изготовление схемы – карты Екатеринбурга.

4. Анализ материалов по ознакомлению с родным городом.

5. Проведение открытых просмотров занятий по теме педсовета.

6. Оформление конспектов занятий по ознакомлению с Екатеринбургом.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ГОРОДОМ


п\п

НАЗВАНИЕ
ИГРЫ

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

К ИГРЕ

1.

Где находится памятник?

Учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания детей о памятниках города.

Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города

2.

Найди отличия

Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Фотографии и иллюстрации, изображающие улицы и людей старого и современного города

3.

Знатоки Екатеринбурга

Закрепить знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей.

Фотографии видов города, главных достопримеча-тельностей

4.

Собери из частей целое

Учить, из частей составлять целое (из фрагментов – вид города).

Разрезные картинки

5.

Пройдемся по улицам города

Учить ориентироваться по карте – схеме города, закреплять знания о названиях улиц города.

Фотоматериал, карта города, указка

6.

Как зовут тебя деревце?

Учить сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в городе. Развивать память, мышление, речевую активность.

Пазлы с изображением частей разных видов деревьев, произрастающих в нашем городе

7.

Городской лабиринт

Закреплять умение детей ориентироваться в условиях города, находить выход в любой ситуации.

Карта – лабиринт города, фишки, кубик

8.

Логическая цепочка «Мир профессий и организаций»

Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, в котором учат этой профессии, организацию в которой эта профессия нужна.

Загадки-картинки (врач – медицинская академия, больницы, поликлиники)

9.

Экскурсия по городу

Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Фотовыставка (ребенок в игре является гидом)

10.

Вот моя улица, вот мой дом

Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.

Фотографии центральных улиц, карта города

11.

Птицы нашего города

Закреплять представления детей о птицах нашего города; уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.

Гипсовые фигурки птиц, макет «фрагмента города» или картинки с изображением птиц

12.

Интервью

Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты»

13.

Игровое упражнение «Продолжи»

Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного; запоминать, составлять собственное высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города.

14.

Город будущего

Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

15.

Так бывает или нет?

Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение.

Карточки с составленными неточными рассказами о городе, его достопримеча-тельностях

16.

Что? Где? Когда?

Закреплять представления детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно согласно возрасту формулировать ответ.

Открытки с изображением старого и нового города

17.

Я – фотограф

Развивать у детей творческое воображение, стремление «увидеть» и «показать» всем собственный город.

Игрушка – фотоаппарат, листы бумаги, фломастеры

18.

Загадки о Екатеринбурге

Формировать речевые навыки.

Загадки о достопримеча- тельностях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ознакомлению детей с родным краем

Наш край, и даже наше село имеет свою историю, из которой складывается история нашей Родины. А чем лучше ребенок будет знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и яснее п...

Цикл занятий по ознакомлению детей с родным краем.

Цикл занятий по ознакомлению с родным краем разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем».

На сегодняшний день важно через различные формы и методы работы по экологическому, нравственному воспитанию помочь приблизить любопытных и пытливых дошкольников к окружающему, ближе познакомить и изуч...

Ознакомление детей с родным краем

Цели, задачи и содержание педагогической работы по ознакомления старших дошкольников с родным краем - Самарской областью....

Ознакомление детей с Родным краем на основе компьютерных презентаций

В проекте говорится об ознакомлении детей с Родным краем...

Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".

Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...