"Широкая Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ганосова Елена Алексеевна

Расширение представления детей о народном празднике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslenica.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Вишенка»

г. Ртищево Саратовской  области

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме:

«Широкая Масленица»

                                                                                       

                                                                                         подготовила:

                                                                                         воспитатель

                                                                                         Исаева Елена Алексеевна

г. Ртищево 2012 г.

Программное содержание.

Расширить и обобщить представление детей об одном из самых веселых народных праздниках.

Предварительная работа.

Разучивание музыкально-игрового материала.

Знакомство с народными промыслами и видами росписи (Хохлома, Городец, Гжель).

Содержание.

Звучит русская народная мелодия. Дети заходят в зал (он стилизован под русскую избу), рассаживаются. Появляются Сорока и Ворона. Ворона примеряет бусы.

Сорока (взрослый в шапочке). Где, Ворона, бусы раздобыла?

Ворона (взрослый в шапочке). У хозяйке стащила, у Авдотьи Изотьевны. А ты далеко ли, Сорока, летала? Что интересного видала?

Сорока.

Я, Сорока-белобока, высоко люблю летать.

И высоко, и далеко – чтобы солнышко видать!

Вот сегодня пролетала – диво дивное видала:

Как бояре и боярыни, как судари и сударыни –

Все спешат к Авдотье Изотьевне на праздник.

Ворона. Что за праздник? Что за праздник?

Сорока. Ты на слыхивала разве? Скоро праздник большой – встретится Зима с Весной.

Широкая Масленица пожаловала!

(Настороженно.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой!

Ворона. И я с тобой! Ия с тобой! («Улетают»)

Входит Авдотья Изотьевна (взрослый) в русском народном костюме.

Авдотья Изотьевна. Здравствуйте, бояре и боярыни, судари и сударыни!

Спасибо, что пришли Зимушку проводить,

За коньки-салазки ее благодарить,

Весну красную встречать,

Словом ласковым ее привечать

Да Масленицу широкую песнями, плясками величать!

(Дети исполняют хороводную песню «А мы Масленку встречаем».)

Рассыпься ты, горох,

Рассыпься по дороженьке!

Закружат карусель

Наши резвы ноженьки!

(Дети берут цветные ленты карусели и двигаются под задорную музыку по кругу.)

Веселилась детвора – отдохнуть пришла пора!

Дети занимают свои места. Под музыку «влетают» Сорока и Ворона. Ворона держит сундучок.

Сорока. Где, Ворона, сундучок добыла?

Ворона. У Авдотьи Изотьевны стащила. А ты далеко ли, Сорока, летала, что интересного видала?

Сорока.

Я, Сорока-белобока, высоко люблю летать.

И высоко, и далеко – чтобы солнышко видать!

Вот сегодня пролетала – диво дивное видала:

Как бояре и боярыни, как судари и сударыни –

Все на праздник пришли к Авдотье Изотьевне.

Она с ног сбилась – сундучок искала.

Сундучок тот не простой, на нем замочек золотой.

Кто слово волшебное угадает, что в ларце лежит узнает.

(Озирается по сторонам.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой.

Ворона. И я с тобой! И я с тобой! («Улетают»)

Авдотья Изотьевна (увидев сундучок.)

Ну, ребята, вот дела, сундучок я свой нашла!

На Руси законом было щедро Зиму провожать, всех блинами угощать,

Непременно всю неделю Масленицу величать,

Не грустить и не скучать!

Вас хочу я удивить  - всех блинами угостить.

Ах, совсем забыла я, сундучок-то не простой,

Здесь замочек золотой.

Волшебное слово откроет замок,

И каждый отведает вкусный блинок.

Хотите смекалку свою проявить,

Петь, играть, танцевать, хороводы водить?

Ну, тогда, детвора, объявляется игра.

Тень-тень, потетень, заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень».

Наши песни, хороводы почитаемы народом,

И поэтому для вас буква нужная нашлась. (Достает красочно оформленную букву «С» и отдает ее детям.)

Вместе с музыкой веселой праздник легче отмечать.

Кто из вас теперь сумеет эту музыку узнать?

(Дети слушают фрагменты знакомой классической музыки, беседуют о ее изобразительном и выразительном характере.)

Вы, ребята, молодцы, разгадали все легко!

Посмотрите-ка, явилась к нам сюда и буква «О». (Отдает ее детям.)

Под музыку входит Ворона с блином и Сорока.

Сорока. Где, Ворона, блинчик раздобыла? У хозяйки, у Авдотьюшки стащила?

Ворона. Что ты? Что ты? Я не крала!

Все в округе облетала – диво дивное видала.

Как на масленой неделе из трубы блины летели.

Этот блин попал в меня!

Сорока. Да что ты?

Ворона. Верно говорю, не вру. (Настороженно.) Чую, кто-то здесь чужой… Полечу-ка я домой.

Сорока. И я с тобой! И я с тобой!

Авдотья Изотьевна. Ну и глупость говорят: из трубы блины летят!

Может, чудо в самом деле есть на масленой неделе?

Это чудо нам известно – мы поем об этом песню!

Поют на мотив русской народной песни «Блины».

Стой, веселый хоровод, к нам колядка в дом идет!

Дети в масках исполняют колядки.

Авдотья Изотьевна. Кто колядки спеть сумел, получает букву «Л». (Отдает букву «Л».)

В нашем доме смех и песни, хоровода пестрый круг!

Тише…кажется, к нам гостья…Сказку пустим на порог?

На магнитной доске детьми разыгрывается спектакль плоскостного театра «Про голосистого петушка и родное солнышко».

По окончанию сказки задаются вопросы по ее содержанию.

Авдотья Изотьевна.

Солнышко землю лучами согреет,

Солнышко людям радость несет.

Кто этой сказки мудрость узнает,

Букву четвертую в слове найдет! (Отдает детям букву «Н».)

А наш Петя-Петушок отморозил гребешок.

Если будет он зевать, хвостик может потерять!

(Проводится игра с участием двух мальчиков-петушков. Вместо хвоста игрокам закрепляют за пояс платочек, под музыку они пытаются сорвать платок (хвост) соперника. Побеждает тот, которому первому удалось это сделать.)

А вот совушки летят, во все стороны глядят.

Облетели детский сад, поиграть зовут ребят!

Проводится игра «Совушки».

Авдотья Изотьевна.

Наши совушки летали, в речке цаплю повстречали,

Ну а цапля букву «Ц» подарила детворе. (Отдает детям букву «Ц».)

Волшебное слово откроет ларец.

Последняя буква нужна наконец.

Нам скатерть узорную надо создать,

Чтоб званных гостей на блины приглашать.

Проводится коллективная работа. Дети собирают узоры Хохломы, Гжели, Жостова, Городца (игра-пазл). Авдотья Изотьевна любуется работами детей, хвалит их.

Авдотья Изотьевна. Чудо-скатерть собралась, буква нужная нашлась. (Отдает детям букву «Е».)

Слово дружно прочитаем, сундучок наш открываем.

(Дети складывают буквы в слово «солнце».)

Не случайно это слово в сундучке заключено, ведь волшебное оно!

Солнце – это символ света, и тепла, и доброты,

А на Масленице Солнце – это вкусные блины.

Будем угощаться, ведь нам пора прощаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...

Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы

Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...