Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников
статья по окружающему миру по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_detskogo_sada_po_vospitaniyu_duhovno.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников»

Выступает: Мерлина Светлана Николаевна,  старший воспитатель  МДОУ детский сад №17.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек.

В программе «От рождения до школы » (под ред. Н.Е. Вераксы), по которой работает коллектив детского сада №17, уделено большое внимание духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Поэтому реализация задач духовно- нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.

Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни: гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

В 2011-2012 учебном году в  своей работе наше дошкольное учреждение начало использовать  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей», составленной с учётом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Эту программу мы используем как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы».

Начать работу  решили с обращения к родителям наших воспитанников. Прежде всего провели анкетирование об отношении их к Православию, и получили такой результат:

В среднем 95% семей называют себя православными.

От 75% до 90% ( в среднем 83%) положительно относятся к работе дошкольного учреждения по основам православной культуры,

90% родителей выразили желание, чтобы их ребёнок стал участником встречи с православным священником.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе Православия реализуем по таким направлениям:

-духовное воспитание в семье на основе норм христианской этики; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результату;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности;

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности

- ознакомление детей с традициями празднования государственных религиозных праздников – Рождество, Пасха, Троица и т.д

 Кроме того, мы включаем в работу детского сада задачи формирования у дошкольников интереса к своей родословной, к своей семье.

 Например, в этом направлении был реализован проект «Моя семья». Умелое педагогическое воздействие дало потрясающий эффект: активное участие приняли не только родители,  бабушки, дедушки, но и прабабушки и прадедушки. С какой гордостью дети рассказывали о своей семье, как бережно  они относились  к семейным фотографиям.

 Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

 Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: непосредственно - образовательная деятельность, беседы нравственного и духовного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др.

  В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Его педагогическая деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.

Так, после проведения «открытых» просмотров непосредственной деятельности  с детьми, первых выставок, мы увидели большой интерес к своей деятельности и со стороны родителей. Это послужило поводом для того, чтобы совместно отмечать многие праздники.

Подготовка к праздникам всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Дошколята тщательно готовятся вместе с родителями к таким праздникам –  шьют костюмы, разучивают рождественские колядки, рисуют, готовят подарки.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами воспитатели проводили  сюжетно – ролевые  игры : "Дочки - матери", "Хозяюшки" и т.д.

Возрождая праздничные народные традиции в детском саду, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры.

Учитывая значимость данной темы, нами были разработаны долгосрочные проекты: «Мама-солнышко моё» (для детей 3-4 лет), «Духовно- нравственное воспитание дошкольников в современном мире»,  «Рождественский проект», «Мои родные Люберцы».

В группах нашего детского сада оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой. В уголках изодеятельности выделено место для так называемой полочки красоты, где размещаются предметы народного декоративно-прикладного искусства.

 В результате проведенной работы дети нашего детского сада стали  победителями многих городских конкурсов: «Рождественский сувенир», «Лучшая коллективная работа о труде», «Наша природа» к 180 –летию  со  дня рождения И.И. Шишкина, «Лучший проект для дошкольников».

 Результаты диагностики детей, показали, что дети имеют представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина – любящая мать, на работе труженица) ; имеют представления о многообразии народов мира, о культурных традициях своей семьи, знают свою родословную. У них появился интерес к  городу, району, в котором они живут

 У детей отмечено уважительное отношение к окружающим людям, истории, к культуре других народов.

 Обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

 Воспитание, которое дается в образовательном учреждении, не принесет желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые прививают детям воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников

консультация по системе работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь  можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, формы реализации работы, формы р...

система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников

консультация система работы по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, с формой работой с детьми и родителями....

«Система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников»

laquo;Система работы детского садапо этнокультурному воспитанию дошкольников»...

Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"

Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....

«Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

laquo;Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников» презентация для педагогов...

Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»

Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное...