Консультативно-информационная страничка для педагогов, работающих с детьми с ЗПР
материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Материал содержит теоретические основы по ознакомлению детей с ЗПР с  профессиями взрослых

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Доклад  по теме: «Нарушение познавательного развития у детей с ЗПР»

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с ЗПР на  первый план выступают незрелость эмоционально волевой сферы и познавательной. При задержке психического развития конституционального происхождения у детей нарушение познавательной сферы проявляется в следующем: наблюдается богатая игровая деятельность. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в школьном возрасте у них возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на уроках играют), так и неумением подчиняться правилам дисциплины. Дети неспособны к трудовой и учебной деятельности; характеризуется низким уровнем произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации; несформированностью навыков коммуникации при образовательной  деятельности; недоразвитием предпосылок мышления и отставанием в развитие системы ЗУН. При самотогенной форме ЗПР у детей отличаются хронические (физическая и психическая) астения, которые приводят к нарушению деятельности мозга и как следствие у детей наблюдается повышенная утомляемость, что приводит к нарушению работоспособности, что в свою очередь негативно отражается на мотивационно - потребностной сфере и снижает познавательную активность ребенка. Постоянная физическая и психическая слабость (астения) способствует нарушению динамики психических процессов, что проявляется в колебании внимания, в снижении способности к концентрации внимания, в снижении объема памяти, в инертности мыслительных процессов, поэтому такие дети не могут доводить начатое до конца, часто от него отказываются из-за неуверенности в себе. Игровая деятельность и ее продуктивные виды бедны,  наблюдается недостаточная сформированность ЗУН.

ЗПР психического происхождения связаны с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Например, выраженное снижение познавательной активности отмечается  у  детей, воспитывающихся вне семьи и в семьях с недостаточным уровнем общения  взрослых с ребенком. У таких детей не  сформированы навыки мыслительной деятельности, неустойчивы игровые интересы, наблюдается в игре частая смена ролей, сюжетов, бедность игровых запасов. Дети с ЗПР психического генеза не умеют организовывать и завершать начатое  дело; характеризуются  неустойчивостью  внимания, произвольности, работоспособности, а также ограниченностью ЗУН.

ЗПР церебрально-органического генеза отличается от других форм ЗПР большей выраженностью нарушений высших корковых функций. В исследованиях психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР этого типа. Это проявляется в деризитарности предпосылок и интеллекта, а именно: развитие памяти, внимания, пространственного генеза, восприятия праксиса (моторики) и речи. и  выражается в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Кроме этого, наблюдаются трудности синтеза воспринимаемых объектов. У детей с ЗПР церебрально- органического происхождения при большей сохранности наглядно действенного и наглядно- образного мышления страдает логическая ее форма; так же отмечаются трудности формирования навыков чтения и письма, вследствие недоразвития зрительной и моторной функций.. У детей 2-й группы (с преобладанием нарушений познавательной деятельности) наблюдается более тяжелый интеллектуальный дефект, низкие компенсаторные возможности; недоразвитие речи, нарушение звена контроля и программирования; несформированность ЗУН. Способы и массивность помощи, необходимые ребенку для преодоления имеющихся трудностей, подтверждают специфику недостаточности познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза.

.

Докладчик: Макарова Т.Н.



Предварительный просмотр:

Доклад  по теме: «Ознакомление детей с ЗПР младшего дошкольного возраста с трудом взрослых».

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Но воспитать психологическую готовность к труду у детей возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать живые примеры поведения  взрослых. Ознакомление с трудом взрослых имеет цель: дать детям конкретные знания и представления о трудовых операциях; познакомить с содержанием труда; формирование интереса к различным профессиям; воспитывать уважение к труду; учить ценить и бережно относиться к результатам этого труда; желание принимать посильное участие в труде взрослых. Одновременно решается задача воздействия и на поведение ребят участием их в трудовом процессе. Чтобы достигнуть определенных результатов в достижении поставленных задач существуют различные пути. Первый-это показ детям разнообразных трудовых действий взрослых и объяснение его значения, т. е. специально организованный на занятиях показ трудовых операций, наблюдений, экскурсий в различные трудовые зоны взрослых: в кабинет врача, на кухню, в гараж, в прачечную. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт одежды, мебели, игрушек, инвентаря, уборку участка. Наблюдения труда взрослых имеют большое образовательное значение: они уточняют представления ребят, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. Признавая ценность специально организованных наблюдений за трудовыми процессами, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Второй путь ознакомления с трудом взрослых - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у ребят, обычно привлекает их внимание, вызывает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд. Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Сильное влияние на детей младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи), а также различные действия мед. работников. Этот труд понятен ребятам, т. к. он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, моментов, связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. В сюжетно —ролевых и самостоятельных играх дети по собственной инициативе подражают труду взрослых. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского учреждения, которые трудятся на глазах у детей. Например, труд няни содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемых детям (соблюдение чистоты и порядка). Все, что потенциально содержится в труде взрослого,  не оказывает видимого воздействия на воспитанников, т. к. детям Зх — 4х лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает ребят в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда малыш имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Если действия были для детей посильными, то они с точностью воспроизводят то, что делает взрослый. Большое влияние на ребят оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду (стремление детей к трудовым действиям за счет бодрого, энергичного темпа работы взрослого). Например, няня вытирая пыль в групповой комнате, привлекает к труду 1-2х ребят. Еще кто-то из ребят с интересом наблюдает за действиями няни, та в свою очередь предлагает ребенку помочь ей. При таком подходе не бывает случаев отказа детей от предложения трудиться, часто дети сами просят дать им какое либо поручение. Чтобы привлечь ребенка к труду необходимо словесное пояснение своих действий взрослым.

Слово помогает ребенку лучше разобраться в характере действий в производимой работе (например,  косвенный прием приговаривания: воспитатель вытирает листья растений, дети не обращают внимания. Воспитатель начинает приговаривать, какие будут чистые и красивые листья после обтирания. Дети прислушиваются, сами изъявляют желание трудиться). Также необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие (посмотрите, как тетя Зина чисто моет стекла, они блестят, сверкают). При ознакомлении с трудом важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Если дети за раз получили много информации, то их знания будут поверхностными, что в свою очередь слабо воздействует на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых умений и навыков. Очень важно, чтобы содержание было с постепенным усложнением, тогда качество знаний и умений будет результативным. Постепенное расширение и углубление знаний детей о труде взрослых можно проследить на примере неоднократного наблюдения с детьми одного и того же объекта, например, строящегося. В первый раз дети наблюдали работу каменщиков: кладку стен, подноску кирпича. На следующий день дети увидели продвижение строительства: - объект вырос. Затем они наблюдали,  как работали кровельщики, маляры. И вот, в результате слаженной общей работы, объект готов. Наблюдение за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это усиливает стремление детей сохранить возможно дольше результат трудового действия: блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной скатерти. Детей поражают ловкие движения полотера, умелость телемастера, чудесные превращения вещей, которые происходят в результате труда людей. Все это вызывает симпатии ребят к тем, кто трудится. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они сами примут в нем хотя бы небольшое участие ( кладут в лунку семена, кормят рыбок, помогают няне убрать посуду со столов, вытирают пыль с детской мебели). Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить труд взрослых. У ребят постепенно начнет формироваться психологическая готовность к труду.

Литература, использованная для написания доклада:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой. Программа развития и воспитания детей в детском саду: «Детство». В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина.

«Воспитание дошкольника в труде» В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик,

 



Предварительный просмотр:

Доклад  по теме: «Ознакомление с миром взрослых людей, их профессиями с позиции развивающей программы: «Я-Человек».

Одним из четырех разделов программы является большой раздел под названием: «Кто такие взрослые люди».

«Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы-люди. Но дети и взрослые отличаются друг от друга. Дети маленькие,, еще мало знают, мало умеют, а взрослые большие, сильные, умеют читать, писать, готовить пищу, защищать слабых, работать. Взрослые, как и дети, могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать... Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете взрослыми и будете умными и умелыми».

Вот примерно так дети знакомятся с миром взрослых. Задачами раздела «Кто такие взрослые люди» являются: поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности, познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Мир взрослых привлекает ребенка. Он видит во взрослом человеке, конечно еще не осознавая этого, перспективу собственного развития, ищет свой идеал, выбирает для подражания из многообразия наблюдаемой деятельности вполне определенную и присущую конкретному человеку. Он подражает не всем и всему, а тем и тому, кто ближе его подсознательному идеалу, который и служит своеобразной призмой восприятия окружающего. Следует отметить, что дети видят взрослых с той стороны, которая ярко проявляется именно в момент восприятия, - с личностной или деловой (если знакомим с профессиями). И хотя такое разделение очень условно и, как правило, эти две стороны тесно переплетены, все же можно выделить то, что доминирует. Например, говоря о маме, ребенок, прежде всего отмечает ее личностные черты: веселая, добрая, хорошая, а о шофере, враче, дворнике - характер и процесс их деятельности.

Когда начальное знакомство с миром взрослых (их различия и сходства с детьми) состоялось, следует переходить к следующему этапу этого знакомства - образу жизни взрослых: они работают, отдыхают и зачем трудятся? И как отдыхают? Главное здесь сформировать у детей представления о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись, может ли взрослый человек не трудиться, может ли труд быть радостным или он только тяжелый. Дети узнают, что каждая профессия на земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям. Одни профессии очень древние, а другие молодые, но каждая из них удовлетворяет какие то потребности людей. Дети знакомятся с человеком, который трудится, а процесс его труда и его содержание является фоном, средством для показа человека творческого, изобретательного, добросовестного, ответственного. Ознакомление с трудом взрослых обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей желания и умения трудиться.

Многие малыши не всегда четко различают труд и игру. Необходимо убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться (провести беседу на тему: «Как живется в стране бездельников», чтобы дета сами сделали выводы о результатах труда и последствий безделья). Несомненно, совершенно необходимо обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Работать можно по-разному: хорошо и добросовестно, творчески относясь к своему делу, радуя своим трудом других людей. О таких говорят-это «Мастер - золотые руки». Если человек с детства привык любое дело выполнять как следует, то он обязательно услышит эти слова о себе, когда вырастет и станет взрослым. Но бывает так, что люди работают плохо и лениво. От этого всем плохо: поленился повар-еда оказалась приготовлена невкусно; поленился воспитатель —занятие прошло неинтересно для ребят и т. д. В оценке трудовой, изодеятельности и других видов деятельности детей стоит прибегнуть к таким оценкам: «Я вижу, что ты очень старался. Сразу видно, что ты с любовью выполнял работу. Я по вашим работам постараюсь сейчас угадать, у кого какое было настроение во время работы». Вслушиваясь в такие оценки, ребенок приучается за предметом видеть человека, сделавшего этот предмет. Ребенок учиться смотреть на себя как на взрослого и привыкает к тому, что деятельность человека, независимо от его возраста, всегда подвергается оценке. Еще одним важным подразделом программы «Я-Человек»

является подраздел: «Как и зачем люди отдыхают». Его содержание впервые включено в программу работы с детьми. Ни в одной из прежних и новых программ данная тема в таком аспекте не рассматривается. А между тем, формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, - это значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, замечать красоту жизни, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека. В работе по этому подразделу можно выделить несколько направлений: познакомить с самим понятием отдыха и показать его необходимость; раскрыть возможное содержание активного отдыха; обучать ребят способам организации самостоятельной деятельности.

Развивающая программа «Я- Человек» в полном объеме формирует знания и представления детей о их взрослой жизнедеятельности, ведь когда-то и дети станут взрослыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

Проект "Мир лекарственных растений". Методическая разработка для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

В проекте описана работа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с лекарственными растениями Республики Коми....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...