Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гудкова Марина Владимировна

Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проекта. Раскрыта реализация проекта через такие образовательные области как: коммуникация, социализация, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, познание, музыка, художественное творчество. Подробно описано итоговое мероприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол.

Тема: Русские обычаи – гостеприимство. Традиции разных народов.

Дата проведения: 20.01. 2012 года.

Составитель: воспитатель Гудкова М. В.

Цели проекта:

  1. Приобщение детей к русскому обычаю – гостеприимство.
  2. Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.
  2. Воспитывать у детей дружеские чувства, эмоционально положительное отношение к народам Узбекистана, Киргизи.
  3. Дать представление о национальных костюмах этих народов.
  4. Познакомить с особенностями Русского гостеприимства.
  5. Дать представление об особенностях гостеприимства народов Узбекистана и Киргизии.
  6. Развитие навыков творческого рассказывания.

Реализация проекта через образовательные области:

  1. Коммуникация: разучивание пословиц и поговорок о Русском гостеприимстве; беседа на тему «Старинный русский обычай – гостеприимство»; придумывание сказки «О том, как дружба в беде помогла»; разгадывание загадок на тему гостеприимство; разучивание стихотворения А.Усачесва «Если вы собрались в гости»; викторина на тему «Печка – матушка».
  2. Социализация: сюжетно – ролевые игры «Мы идем в гости», «Встречаем гостей».
  3. Безопасность: беседа на тему «К чему могут привести разговоры во время еды?».
  4. Здоровье: беседа на тему «Что мы делаем, когда едим? – чтоб расти и развиваться ребенку необходима пища».
  5. Чтение художественной литературы: Захаровская Л.Е. «Сказка про медведя, который обладал Добродетелями»; русская народная сказка «Лиса и Журавль»; индийская сказка «Два дерева»; стихотворение С. Маршака «Урок вежливости»; стихи А. Усачева «Главное правило вежливости», «Незванная компания», «Приглашение улитке».
  6. Познание: работа с палочками Къюизенера – чайный сервиз; выкладываем из счетных палочек цифры до 5; оригами – стаканчик; дидактическая игра «Сложи узор»; измеряем величину предмета условной меркой; развиваем навыки ориентировки на листе бумаги.
  7. Физическая культура: Подвижные игры, эстафеты.
  8. Музыка: Разучивание с детьми русского народного танца «Кадриль», хоровода «Каравай», песни «Самовар» (автор слов Н. М. Савельев, музыка А. С. Шаинского) и частушек. Слушаем песню «Сюрприз» из т/ф «Незнайка с нашего двора» композитора М. Минкова.
  9. Художественное творчество: Аппликация «В гостях у народных мастеров – украсим чайный сервиз» ; Рисование «Самовар – хозяин стола» (Городецкая роспись); Лепка: «Ждем гостей – чайный сервиз» (коллективная работа).

Реализация проекта через работу с семьей:

  1. Информирование родителей о теме проекта и итоговом мероприятии.
  2. Проводим беседы с родителями, принимающими активное участие в итоговом мероприятии (рекомендации, советы).
  3. Оформление народных костюмов.
  4. Оформление пригласительных билетов для гостей.
  5. Оформление информационного уголка для родителей : «Русский обычай – гостеприимство», «Традиции гостеприимства у разных народов».

Продукт проекта:

  1. Для детей и родителей:

Итоговое мероприятие – семейный досуг. Круглый стол «Традиции разных народов. Русский обычай –гостеприимство».

  1. Для педагогов:

Обмен опытом, представление презентации на семинаре – практикуме «Включение родителей в проектную деятельность старших дошкольников».

Ход мероприятия.

В группе накрыты столы пирогами, блинами, вареньем (все напекли родители группы).  Во главе стола стоит самовар.

Гости и родители заходят в группу, где их встречают девочки одетые в русские народные костюмы (сарафан, кокошник) и мальчики, одетые в шелковые рубахи повязанные поясом. Одна из девочек на рушнике держит каравай хлеба с солью. И со словами угощают гостей и родителей:

Рады мы Вас встретить, дорогие наши

Доброе спасибо Вам от сердца скажем.

В нашей группе «Знайки» мы Вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!

В: «Без соли, без хлеба худая беседа». Примите наше угощение и проходите к столу.

После этого гости поочередно отламывают кусочек хлеба, солят его, съедают и их провожают к накрытому столу.

В: Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольства хозяев при приеме гостей. Гостеприимство является старинным русским обычаем.

Давайте послушаем русские народные пословицы о гостеприимстве. (Дети читают пословицы):

  1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
  2. Много гостей – много новостей.
  3. Гостю щей не жалей – погуще налей.
  4. С миру по нитке – голому рубаха.
  5. Со всякого по крохе – голодному пироги.
  6. Гость доволен – хозяин рад.
  7. Доброе дело два века живет.
  8. Делай добро и жди добра.

Хозяйка – воспитатель вместе с помощниками – ребятами разливают всем гостям чай из самовара и предлагают испробовать угощение. И начинает беседу с гостями о русском обычае – Застолье.

В: Застолье устраивалось во время заветных праздников, для приходивших в гости родственников. А также и коллективные, в которых участвовали все жители деревни, улицы. Трапеза проводилась всегда за столом. Принято было считать, стол – как ладонь Бога, протянутая людям. Стол покрывали чистыми, белыми скатертями – принимать пищу за голым столом считалось большим грехом.

Обряд встречи гостей с хлебом и солью символизирует приобщение к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть с ними «пуд соли», т.е. разделить все их беды и заботы. Отказ же от хлеба и соли расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба – соли и царь не отказывается». Хлебосольством и доныне называют радушие и щедрость.

В: Проводит викторину «Печка – Матушка».

Сегодня мы встречаем гостей пирогами и блинами – они считаются национальным русским блюдом. Скажите, а с чем на Руси пекли пироги? (ответы детей, родителей). Молодцы. А с чем ели блины? (ответы детей, родителей). Молодцы. А из чего варили варенье? (ответы детей, родителей). Молодцы. А кто знает, в чем раньше на Руси пекли пироги? (ответы детей, родителей). Правильно в печи и у нас в группе есть печь (показывает модель печи). В печи не только пироги пекли, а и еду готовили, печью дом обогревали. На печи одежду сушили и грибы, ягоды. А сколько сказок, историй разных внукам на печи бабушка рассказывала. А вы знаете сказки, в которых печь людям помогала? Назовите их. (ответы детей, родителей). Молодцы.

Еще очень много можно рассказывать о русских обычаях, костюмах, кухне, но сегодня ребята из нашей группы, вместе со своими мамами хотят рассказать о традициях, костюмах, кухне своего народа. Они приехали к нам из теплой Киргизии.

(Родители вместе с детьми демонстрируют национальные костюмы Киргизии и Узбекистана, рассказывают о национальной кухне.)

В завершении мероприятия дети приглашают родителей поиграть в русские народные игры и поводить с ними хороводы «Каравай».  

Хозяйка – воспитатель провожает гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Обычаи и традиции калмыцкого народа"

Тип проекта: познавательно - исследовательский, краткосрочный, групповой....

Проект "Обычаи и традиции моего народа"

Расширить представление детей о традициях и обычаях народной культуры Кавказа. Воспитывать детей в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

Конспект НОД «Старинные русские обычаи –гостеприимство» (интегрированное занятие) в подготовительной группе.

Цель:- Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа....

Конспект НОД ко дню республики Адыгея «Обычаи и традиции адыгского народа. Гостеприимство» в младшей группе.

Конспект НОД ко дню республики Адыгея «Обычаи и традиции адыгского народа. Гостеприимство». Цель:- воспитывать чувство патриотизма у детей.- познакомить детей с национальными обычаями...

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»

Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к историинародов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальнымипраздниками, традициями и обычаями....

Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Русская изба и традиции русского народа»

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следу...