Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сергеева Дина Николаевна

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Д.Н. Сергеева

ГБДОУ№8 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

     Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Дети гораздо быстрее усваивают знания и выполняют учебные задания, если они переводятся в практическую плоскость или в игру.

     Современное общество нуждается в активной творческой личности,  способной самостоятельно изучать важные проблемы и принимать решения. Активная жизненная позиция личности должна начать формироваться уже в дошкольном возрасте. По Федеральным Государственным Требованиям  одно из интегративных качеств дошкольника – любознательный, активный, интересующийся неизвестным в окружающем мире. Это и подвело нас к необходимости вести нашу работу по воспитанию и развитию ребенка более расширенно. Целью ее явилось изучение развития исследовательской активности  детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

     Воспитание познавательной активности детей стало одной из главных задач познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому мы направили свою работу на развитие исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования.

     Исследованием детского экспериментирования занимались многие ученые: Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков,  Л.А. Парамонова, Г.В. Уродовских, Н.Е. Веракса, Е.В. Бодрова, И.С. Фрейдкин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Совгир, Д.Б. Эльконин и многие другие. Мы разделяем мнение авторов о том, что основой экспериментирования является исследовательская активность самого ребенка. А успешность экспериментирования зависит от создания правильной предметной развивающей среды и организации совместной деятельности педагога и детей.

     Наиболее активно такое любознательное отношение к миру проявляется на ступени старшего дошкольного возраста. Но мы начинали эту работу с нашими детьми с младшего возраста по трем этапам, опираясь на исследования И. Ильницкой и Л. Остапенко.

     На первом этапе мы побуждали детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное. Активно наблюдать не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы. И вызывать потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения. Например, при знакомстве детей с песком, в ходе экспериментирования с ним, мы выявили следующие свойства: цвет, сухой - сыпучий, мокрый – лепится.

     На втором этапе мы создавали такие условия, которые способствовали бы развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. Наиболее активно экспериментирование мы проводили на прогулках. Например: положили один камешек на солнце, а другой в тень. Через некоторое время дали детям потрогать камешки и спросили, что же произошло с камнями. Зимой проводили интересные эксперименты: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы; где быстрее тают снежинки – на руке или на варежке; что произойдет с бутылкой воды, если оставить ее на некоторое время на участке.

     На третьем этапе мы организовывали деятельность таким образом, в процессе которой дети учились анализировать условия и находить самостоятельное  решение, и в соответствии с этим организовывать свою деятельность. Успешность третьего этапа зависит от правильной организации педагога, взрослый может в нем участвовать косвенно, создавая благоприятные условия для детского экспериментирования. Большое значение в этом процессе имеет создание оптимальной развивающей среды, а также собственная исследовательская активность детей.

     В ходе диагностических бесед, получив общее представление о содержании детского экспериментирования нам важно было оценить каждого ребенка, с позиции его исследовательской активности. Какие он предпочитает объекты для экспериментирования, проявляет ли настойчивость  в исследовательском поиске, умеет ли выдвигать разные варианты решения проблемы.

     Проводя диагностику с детьми нашей группы, мы поставили перед собой следующие задачи:

-выявить наличие интереса к экспериментированию с предметами и материалами;

- выявить особенности исследовательской активности в процессе экспериментирования

- определить уровень развития исследовательской активности.

     В ходе диагностического обследования мы выявили, что дети проявили себя, как исследовательски – активные, но показатели этой активности,  к сожалению,  проявляются по разному. Некоторые не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположение о возможных способах решения проблемы, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования.

     В процессе наблюдений нами было установлено, что условно детей можно разделить на две группы:

- исследовательски мало активные;

- исследовательски активные.

     Для повышения исследовательской активности детей необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знаний самим ребенком, через исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез,  наблюдения, опыты и эксперименты. Все это возможно в специально созданных условиях воспитателем.

     Мы в нашем детском саду создали такое развивающее пространство, которое направленно на развитие исследовательской активности детей: «Лаборатория живой и неживой природы», «Тропа наших открытий»,  «Мастерская природы», «Метеобюро», «Мини-музей Солнца», «Мини-музей Леса», «Зимний сад», «Познай себя». Особенностью этих зон является то, что исследовательскую деятельность дети могут осуществлять как с помощью взрослого, так и самостоятельно.  

     Планируя свою работу в данном направлении мы основывались на модели исследовательской технологии.

     Первым нашим шагом стало выявление проблемы, которую нужно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Анализ детских вопросов показал: у детей есть потребность в новых знаниях, но не в абсолютно новых, а в уже в какой-то мере им известных. Там где все ясно, не над чем думать, где все не ясно, думать трудно, фактически невозможно. В нашей практике у детей возникали такие вопросы: «Почему одни предметы прилипают к магниту, а другие нет?», «Почему воздушный шарик улетает?», «Зачем нужна вода растениям?», «Сколько весит воздух?», «Бывает ли воздуху холодно?», «Как достать монету из воды, не замочив рук?».

     Второй шаг – выбор темы исследования, исходя из интересов детей.

     Третий шаг – определение цели исследования (выявить, определить, изучить).

     Четвертый шаг – выдвижение гипотезы, на данном этапе важно научить детей, предлагать  как можно больше гипотез.

     Пятый шаг – составление предварительного плана исследования, для этого детям необходимо ответить на вопрос: как мы можем узнать, что-то новое об изучаемом объекте. Возможные пути: подумать самому, прочитать в книге, обратиться к компьютеру, провести эксперимент.

     Заключительный шаг – провести эксперимент, проверить гипотезу, сделать выводы. Какие возможны пути для дальнейшего исследования проблемы.

     Для того чтобы работа в данном направлении продолжалась и дома для родителей нами были разработаны рекомендации по развитию исследовательской активности детей, а также картотека «Рассуждалок».

     Целью нашей работы являлось изучение развития исследовательской активности  детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования и можно  сказать, что цель практически достигнута. Результаты рассмотренных в работе исследований показывают, что в экспериментировании происходит развитие познавательных процессов и мыслительных операций, а также формируется самостоятельность, способность преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Все это способствует формированию активной личности, способной самостоятельно изучать важные проблемы и принимать решения. Таким образом, экспериментирование является важным условием развития исследовательской активности детей, что подтверждает  правильность решения  нашей проблемы.

     Мир познания для детской любознательности безграничен. И нам, воспитателям, еще предстоит найти много интересных приемов,    которые позволят дошкольнику получить ответы на множество волнующих его «почему».

  Список использованных источников и литературы.

  1. Бабаева Т.И., Киреева О.В. Условия развития исследовательского опыта старших дошкольников в детском саду.
  2. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности у детей. // Дошкольное воспитание. – 1986. - №1.
  3. Поддьяков Н.Н. Творчество и проблемное обучение дошкольников. // Образование: исследовано в мире. – 2002.
  4. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие.  Часть 3. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
  5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал  личности ребёнка. Учить  выделять проблему.Развивать мышление, творчес...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Статья "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование как процесс познавательной активности ребенка.Принципы эксперимента для детей, как организовать экспериментирование.Использование картотеки опытов с работе по познавательному разви...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...