Методическая разработка по теме"Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Воронцова Галина Алексеевна

"Знакомство дошкольников с родным городом" - этот материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитателя подготовительной логопедической группы ГБДОУ № 14 Курортного района  Санкт - Петербурга 

Воронцовой Галины Алексеевны

 по теме: «Развитие интереса дошкольников к истории и культуре

Сестрорецка и Курортного района»

Тему углублённой педагогической работы «Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района», я выбрала не случайно. Она стала одной из составляющих проекта «Маленькие граждане», который разработан в Программе развития учреждения до 2020 года.

Актуальность. Воспитание нравственных патриотических начал и основ формирования толерантности у дошкольников – тема известная педагогике. Однако, и в настоящее время актуальность её бесспорна. Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования, ей уделяется всё больше внимания.

Как показывают результаты исследований, большинство современных детей дошкольного возраста имеют достаточно скудные представления об особенностях своей страны, её истории и культуре. Вместе с тем они достаточно тепло относятся к своей Родине. Таким   образом  назрела необходимость более углублённой работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств дошкольников. И она должна  строится  на  основе интеграции образовательных областей с государственными требованиями.

Мы знакомим детей не только с культурой, историей и традициями города, страны; но и затрагиваем их социальные чувства ( чувство гордости за своих предков, сопереживание , уважение к труду взрослых). Важно соблюдать принцип от ближайшего окружения дошкольников к более далёкой перспективе. От знакомства с семьёй, родным городом, к познанию культуры, традиций, истории родной страны.

Достижению целей способствует решение ряда задач, которые направлены на содержание образовательной работы с детьми, воспитание их активной  жизненной позиции и плодотворное сотрудничество с родителями. Системность работы, взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентир на развитие интегрированных качеств ребёнка – вот необходимые условия успеха.

Можно выделить три основных этапа работы. Каждый из них имеет свои задачи, содержание и ключевые мероприятия.

На первом этапе, для того чтобы определить содержание работы, я провела диагностику представлений детей о родном городе. С помощью анкет, вопросников и индивидуальных бесед изучала образовательные запросы родителей и их затруднения в воспитании детей. Внимательно пришлось изучить имеющуюся литературу о Сестрорецке и Курортном районе в прошлом и настоящем. Однако книг, написанных для дошкольников по этой теме ещё нет. Поэтому в содержание я выбрала наиболее яркие факты истории, которые могут быть интересны детям 5 – 6 лет. Продумала, что целесообразнее  показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашего района, города. Мы  показывали   детям , что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями ,памятниками, лучшими людьми. При этом учитывали, какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети. Было разработано перспективное планирование, построенное на календарно-событийном принципе. А так же создан банк информации: наглядный, фото, аудио, видео материал для работы с детьми и родителями. Оформлены стенды: «Любимый сердцу уголок» ,»Посмотри, как  хорош мир в котором ты живёшь», где дети и родители делились впечатлениями о прогулках по родному городу.

В группе появился интересный географический  уголок  где ребёнок с удовольствием рассматривает картины Сестрорецка, находит свою улицу, детский сад, знакомые места. Книжные экспозиции и  выставки посвящённые нашему городу, его истории, событиям, знаменитым людям, детскому творчеству. В студию изобразительного искусства приходило множество гостей, чтобы увидеть родной город в рисунках наших детей.

Ключевыми мероприятиями, оставившими яркие впечатления, на этом этапе, у детей и родителей стали праздники «День рождения детского сада», «День города Сестрорецка», «Осенние посиделки». Дети увидели, что самый знакомый им праздник день рождения, оказывается  может отмечать и детский сад и даже  город. Они с интересом знакомились с историей  Сестрорецка, вместе с родителями создавали фотоколлажи о городе, газеты – поздравления. На «Осенних посиделках» оказалось, что в большой детсадовской семье так много ребят разных национальностей и все они живут в нашем Сестрорецке и все мы – земляки и друзья.

На втором этапе работы уточнялся календарь проведения мероприятий и был включён в общую систему образовательной работы. Тщательно и более детально были проработаны план подготовки их проведения: от создания имидж – проектов оформления, до разработки сценариев и конспектов.

Очень интересным в этот период работы, стало воспитанников в разнообразных творческих выставках, которые проводились в районе и городе. А так же совместные досуговые  мероприятия, которые мы готовили и проводили вместе с родителями. Это викторины и угадай – ки «Знаешь ли ты свой город». Создание фантастического  проекта »Город будущего». В трогательной обстановке проходили мероприятия героико – патриотической тематики: «День снятия Блокады Ленинграда», «День Защитника Отечества», «9 Мая». Тематика непосредственно образовательной деятельности была посвящена героям ВОВ – нашим землякам: Леониду Борисову, Фёдору Чистякову.

Организуя встречи детей с ветеранами, на конкретных фактах из жизни старших членов семей (дедушек, бабушек – участников Великой Отечественной  войны,  их трудовых и фронтовых подвигах) мы старались привить детям важнее понятия как, «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Необходимо подвести ребёнка к пониманию, наш народ победил, потому что мы любили свою Отчизну.

 Ярким эмоциональным откликом детей можно считать это письмо в прошлое, написанное детьми нашей группы.

« Здравствуй, неизвестный далёкий солдат!»

Пишут тебе дети подготовительной группы детского сада №14. Мы приглашаем тебя  к нам в детский сад, на праздник посвящённый Победе в Великой Отечественной войне. Ты, наверное, о ней ещё ничего не знаешь, ведь до Победы ещё целых 65 лет. А сейчас идёт война и тебе очень трудно. Мы для тебя смастерили поделки из бумаги и пластилина: танки,  пушки, самолёты, «катюши», пограничников. Нам очень интересно был ли ты ранен, ведь на войне страшно, там стреляют. Помнишь ли ты своих родных: маму, папу. Нам бы хотелось угостить тебя вкусной едой, ты  наверное ешь один хлеб. Мы очень хотим чтобы война поскорее кончилась, и ты вернулся домой с победой. Желаем тебе выжить, и не погибнуть в следующем бою! Спасибо за победу!!

Юля, Алёша, Валера, Лиза, Федя ,Дима,  Вика, Карина, Маша, Ваня.

Отдавая дань памяти и подвигу наших земляков , вместе с родителями и ветеранами мы возлагаем цветы 9 Мая к мемориалу «Защитникам  Отечества».

С успехом наши воспитанники выступали на районных фестивалях: «Юные голоса России», «Многонациональный Петербург», «На земле друзьям не тесно» . Когда , после участия в этих конкурсах, мы обменивались впечатлениями, дети были уверены, что они своими победами то же

 прославили свой родной город, родителей, детский сад. Как и их знаменитые земляки. В этот период появился самиздат нашей группы: книжки, стихи, юмористические рассказы, наблюдения наших детей связанные с родным городом.   Например, немного шуточное стихотворение, которое написал Юра Б. о Сестрорецке

Я по городу иду

Вправо, влево я гляжу

Слева – озеро Разлив,

Справа – Финский залив.

Я на море не поеду,

Мне и здесь неплохо летом.

Третий этап. На заключительном этапе можно было увидеть первые итоги работы. Это обогащение представлений старших дошкольников об истории и культуре родной страны;

- развитие гордости за своих знаменитых земляков, за родную страну, за её героев, событий прошлого, культурные достижения;

-возникновение уважительного отношения к истории страны, желание быть достойным продолжателями  дел своих предков;

- осознание себя, как гражданина России, понимание причастности к жизни большой страны нашей Родины.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Меняется не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше знаем о себе и о своей стране, больше видим, поэтому происходит переосмысление содержание патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине, одно из самых сильных чувств, поэтому важно чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за себя, родную семью, свой город и Родину, за её будущее. А это стихотворение сочинил мальчик нашей группы Валентин вместе со своей бабушкой.

Любимая моя, Россия,

Великая моя страна

О тебе пишу стихи я,

Посвящаю тебе песни я.

Города твои красивы,

Славны их места,

Ты красивая моя Россия-

Красная Москва.

Петербург мы уважаем

Славим мы Петра

Он воздвиг наш город славный,

Где течёт Нева!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»

в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  Каждая прогулка структурирована по определенному...

Методическая разработка на тему:"Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке"

Познавательное развитие дошкольника – это совместная деятельность (сотрудничество) взрослого и ребенка, направленная на постепенное освоение окружающей действительности, раскрытие в ребенк...

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательных интересов дошкольников на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Методическая разработка на тему: "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

  Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качес...