Тематический проект "Хлеб- всему голова"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Подборка образовательного материала по теме "Хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_vsemu_golova.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический проект
«Хлеб – всему голова».
Педагог Шитякова А.Ю.
Цель:
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Обогащать словарный запас (названия злаковых культур, названия каш, которые готовят из злаков).
- Расширять представление о различных видах транспорта в сельском хозяйстве, о профессиях, связанных с ним.
- Дать понятие о с/х орудиях труда прошлого времени (серп, коса).
- Развивать творчество, фантазию, логическое мыш л ение^ интерес к экспериментированию.
- Совершенствовать эстетическое восприятие, интерес к художественной литературе, устному народному творчеству; помочь в постижении народной мудрости.
- Формировать бережное отношение к хлебу.
- Формировать уважение к труду окружающих.
Письмо к родителям.
Уважаемые родители!
Мы начинаем новую тему: «Хлеб - всему голова».Во время изучения этой темы дети узнают, как важен и необходим труд взрослых разных профессий для того, чтобы на столе всегда был вкусный хлеб.
Так же мы познакомимся с различными видами злаковых культур и с блюдами, которые можно из них приготовить. Узнаем, что каша тоже, «растёт» в поле. Дети разучат пословицы, поговорки; обогатится словарь. Совместно с вами, мы сможем помочь детям понять необходимость бережного отношения к хлебу. Надеемся на сотрудничество.
Домашнее задание: Пополнить групповую выставку макетами хлебобулочных изделий (из ваты, поролона, солёного теста).
Словарь по теме:
Названия злаков:
Овёс, рожь, пшеница, ячмень, гречиха. Названия каш:
Ячневая, пшеничная, пшённая, овсяная, гречневая, манная, перловая.
Названия с/х техники: Плуг, серп, коса, трактор, комбайн, веялка. Названия хлебобулочных изделий: Рогалик, булочка-витушка, крендель, каравай, пирог, сухарь, сушка, пряник, пышка, кулич.
КРУГОВОЙ СБОР
- «Похвалюшки».
- Приметы осени.
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
- Д/и «Третий лишний». Трактор, комбайн, зерно. Овёс, ячмень, василёк. Яблоко, пшеница, груша.
5.Загадки по теме.
- Д/и «Профессии на поле».
- Речевая гимнастика.
- Скороговорки.
- Д/и «Общие слова».
- Беседа «Зачем нам нужен хлеб».
11.Заключительная викторина по теме.
ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рассматривание фото-книги В. Дацкевича «От зерна до каравая».
2. Чтение русской народной сказки «Колосок», рассматривание иллюстраций.
3.Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Ломоть хлеба» (Т. А. Шорыгина «Злаки? Какие они?» стр. 9).
- Чтение и пояснение пословиц и поговорок о хлебе.
- Составление словаря «Новые слова», «Копилка слов». Чтение и заучивание скороговорок о хлебе.
- Печатание пословиц о хлебе.
- Пересказ по схеме (р.н.с. «Колосок»).
- Составление рассказов о хлебе.
- Чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб». Ответы на вопросы.
ЦЕНТР ИСКУССТВА
1 .Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий «Маленький пекарь».
- Рисование колосьев, (гуашь),
- Лепка «Колосок», (пластилин).
- Составление узора из макаронных изделий.
- Выкладывание узора на пластилиновом основании (гречка, перловка, пшено и т. д.).
- Аппликация из зёрен «Осенний лист». Т.Роспись-аппликация «Самовар», «Поднос», «разделочная доска».
- Аппликация «Каравай».
- «Укрась торт» (гуашь).
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА
- Постройка хлебозавода (по схеме).
- Строительство тележек, автомобилей для перевозки зерна, муки ( мелкий конструктор).
- «Пекарня». «Зернохранилище».Конструирование по
схеме.
ЦЕНТР МАНИПУЛЯЦИИ
- .Выкладывание по контуру из круп.
2.Выкладывание из семян изображений хлебобулочных изделий.
3.Штриховка «Мельница».
4.Обведение по точкам (с/х техника).
5.Д/и «Волшебный мешочек».
6.Обведение по точкам названия злаков (печатание).
ЦЕНТР НАУКИ
1 .Опыты с мукой.
- Рассматривание колосьев различных культур. Сравнить пшеницу и овёс.
- Д/и «Звучащая коробочка». Сравнение на слух разных круп.
ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ
1 .Кулинария. Печенье «Азбука» (песочное тесто).
2. Опыты с водой и мукой.
ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1 .Игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок».
- Театральная игра по русской народной сказке «Колосок».
- Сюжетно-ролевая игра «Булочная».
- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Маши».
Список художественной литературы:
1. В. Дацкевич «От зерна до каравая».
- Н. В. Елкина «1000 загадок».
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- И. Г. Сухин «Весёлые скороговорки для непослушных звуков».
- Русские народные сказки, пословицы, потешки. Сборник «Делу время, потехе- час».
- С.Е. Гаврина, И.Г. Топоркова «Развиваем руки- чтоб учиться и писать и красиво рисовать».
- О. В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».
- Т.А. Шорыгина «Злаки? Какие они?"
Круговой сбор
1.Приветствие.
Задача: - продолжать развивать дружелюбные отношения в коллективе, помочь в обогащении словаря.
Д/и «Поздоровайся разными словами» (здравствуй, доброе утро, я тебя приветствую, привет, я рад тебя видеть)
-Ребята, доброе утро! Мы рады вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга ласково, называя по имени и используя разные слова.
2.Работа со стендами.
Задача: - закрепление правила очерёдности в работе со стендами;
- повторение названия дней недели, времени года, месяца.
-А теперь дежурный по стендам расскажет нам, какое сегодня число, день недели и месяц. Все вместе проверяем и дополняем.
3.Речевая работа по теме.
-Вспомните, пожалуйста, как называется тема, над
которой мы сейчас работаем?
-Правильно, «Хлеб - всему голова».
-А что же это за выражение «Хлеб - всему голова»?
(пословица)
- Откуда же берутся пословицы? (придумывают люди)
- Как вы думаете, почему люди сочинили пословицы о хлебе?
(это важный продукт в жизни человека)
- Чем же так ценен хлеб?
- Давайте мы с вами сейчас вспомним- пословицы и тогда поймём, почему так важен хлеб на столе....
- Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
- Без хлеба нет обеда.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Земля кормит людей, как мать детей.
- Не в пору обед, как хлеба в дому нет.
- Хлеб на стол, так и стол престол и т. д.
Педагог вносит каравай.
-Посмотрите, что мы для вас приготовили. Как это называется? (каравай)
- А какими словами можно рассказать про этот каравай? Какой он?
Д/и «Подбери словечко».
(румяный, пышный, воздушный, душистый, красивый и
т. д.).
- На обед мы обязательно попробуем этот каравай. А сейчас нас ждёт ещё очень много интересного.
Сегодня работают три центра:
1.Центр искусства (украшаем разделочные доски).
2.Центр науки (эксперименты с крупами).
3.Центр драматизации ( сказка «Колобок»).
- Предлагаю сыграть в игру «Кто самый догадливый». Игра на смекалку, будьте внимательны.
(Детям раздают карточки со схематичным изображением центров, кто правильно угадал, идёт в свой угаданный центр, остальным помогает педагог.)
Дети встряхивают поочерёдно каждый свою коробочку, потом открывают и смотрят, какая крупа внутри.
Педагог добивается правильного ответа на
вопрос: «как звучала эта (манная, гречневая,
перловая и т. д.) крупа?».
(тихо, звонко, громко и т. д.)
-Молодцы! Все справились с заданием. Теперь
вы знаете, что каждая крупа имеет свой звук или
голосок, а ещё каждая крупа имеет свой набор
букв.
- Вот сейчас мы попробуем в тетради напечатать названия злаков, из которых получают крупу. Можно использовать подсказки, они на карточках.
Выполняется самостоятельная работа в тетрадях.
Центр науки
Задача: Учить находить отличительные признаки вещества, используя тактильные, зрительные, слуховые ориентиры; активизировать словарь.
-Посмотрите, ребята, что я для вас приготовила. Здесь в каждом мешочке насыпана разная крупа. Вспомните, пожалуйста, какие крупы вы знаете? (гречневая, манная, перловая, ячневая и т. д.) - Возьмите каждый по мешочку и попробуйте определить, не развязывая, у кого какая крупа. Догадались?
-А теперь давайте опустим руку в мешочек и проверим, кто правильно догадался.
Педагог спрашивает 2-3 детей, какая крупа в мешочке и как ребёнок это определил. Необходимо добиваться правильного ответа на вопрос: «крупа какая?».
(мелкая, овальная, круглая, сыпучая, твёрдая и т. д.)
-А вы знаете ребята, любую крупу можно не только потрогать, но и послушать. В этих коробочках также насыпана разная крупа. Как вы думаете, шуршать все коробочки будут одинаково, если их встряхнуть? А вот мы сейчас и узнаем...
Физминутки
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт
Щёчки моет, шейку трёт
Поднимает хомка лапку
И выходит на зарядку 1 2 3 4 5-
>
Хомка хочет сильным стать.
* * *
Каждый день- тут и там
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх)
Приседать и вставать (приседания)
Спинки выпрямлять!
Приложение
Скороговорки:
Пекарь пёк пирог. Пёк, пёк- недопёк, Пёк, пёк- перепёк.
Глеб ел хлеб,
А Галина уплетала малину.
Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом
Физкультминутки:
Каша в поле росла
(хлопаем в ладоши)
К нам в тарелку пришла
(хлопаем в ладоши)
Всех друзей угостим
(топаем ногами)
По тарелке дадим.
(топаем ногами)
Птичке - невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,
Всем дадим по ложке.
(загибаем пальцы на руках)
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле
зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь
неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один- Машеньке,
Один- Коленьке
и т. д., перечисляя всех детей и загибая поочерёдно пальцы на руках.
Видно, хочет каши манной «Кушай ,пальчик»,-
На ладошку
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают однорременно сгибать безымянные, касаясь подушечками соответствующей ладони.
«Ржаной хлеб»
Вот тебе ломоть ржаной!
Он душистый, он живой. Вкусен он с лучком зелёным
И с огурчиком солёным. Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придаёт,
Любит хлебушек народ!
Загадайте детям:
Один из братьев рос прямой,
Хлеба не принес домой,
А другой горбатый рос-
аравай домой принес.
(колосья)
Как во поле на кургане
Стоит девушка с серьгами (овес)
Ты не клюй меня дружок, Голосистый петушок, В зерню теплую войду,
Весь из золота отлит Он на солнышке стоит (колос)
В нем тогда тогда, Таких как я будет Целая семья (зерно)
Белая беляна по полю гуляла
Домой пришла, в сусек легла, (мука)
В поле метелкой, В мешке жемчугом (пшеница)
Промеж гор Печор,
Лежит бык печен,
А в брюхе мак толчен. А в боку нож вострен, (каравай)
Всем нужен
А не всяк сделает (хлеб)
На водопой не хожу,
Овса не прошу,
Коли хочешь, попашу,
Коли хочешь, помолчу, (трактор)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены,
Ставни заколочены. Ходит дом ходуном
На столе золотом (колос)
Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай, (плуг)
Сама длинная, нос длинный
А ручки маленькие (коса)
Лежит мужичок
В золотом кафтане Подпоясан, а не поясом
Не поднимешь» так не встанет (сноп)
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного.
Хлеба белого ломоть Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь Тесто замесить густое
И его поставить в печь. Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно, Летним днем трудиться дружно, Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый, Полон зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной. Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть, Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ
- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
- Без хлеба нет обеда,
- Баловством хлеба не добудешь.
- Книга питает разум, а хлеб питает тело.
- Земля кормит людей, как мать детей.
- Хлеб всему голова.
- Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.
- Не в пору обед, как хлеба в дому нет.
- Хлеб на стол, так и стол престол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально - тематической композиции на тему "Хлеб - всему голова"
Музыкально-тематический материал(стихи, танцы, инсценировка, логопедическая игра, песни) по теме "ХЛЕБ"....
Конспект музыкально - тематической композиции на тему "Хлеб - всему голова"
Музыкально-тематический материал(стихи, танцы, инсценировка, логопедическая игра, песни) по теме "ХЛЕБ"....
Конспект музыкально - тематической композиции на тему "Хлеб - всему голова"
Музыкально-тематический материал(стихи, танцы, инсценировка, логопедическая игра, песни) по теме "ХЛЕБ"....
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Календарно - тематическое планирование. Тематическая неделя "Хлеб- всему голова"(Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба)
Понедельник 10 октября. Тематическая неделя: «Хлеб – всему голова» Профессии людей, связанные с выращиванием и производством хлеба Закрепить знания детей о хлебе как одном ...
Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...