Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Веретенникова Елена Михайловна

Конспект комплексного занятия по формированию экологического сознания с элементами аппликации для детей среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1524






КОНСПЕКТ


комплексного занятия по формированию экологического сознания с элементами аппликации

для детей среднего возраста

"Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!"











                                            Конспект составила:                                       
                                   старший воспитатель

Веретенникова Е. М.



                                       



                     


Москва 2013 г.

Программное содержание

Образовательные задачи

1. Закрепление и уточнение знаний детей о сезонных изменениях в природе:

1.1. использование сезонных условных знаков;

1.2. обобщение понятия - перелётные и зимующие птицы;

1.3. изменения в жизни растений (набухание почек, появление листочков, первых весенних цветов: одуванчик, мать-и-мачеха, лютик желтый, медуница);

1.4. изменения в поведении диких животных.

2. Закрепление знаний по ориентировке в групповой комнате.

3. Совершенствование технических навыков по аппликации.

Воспитательные задачи

4. Воспитание у детей чувства сопереживания и желания прийти на помощь, умение работать в коллективе.

Ход занятия

Воспитатель. Ребятки, я сейчас загадаю вам загадку и, если вы её правильно отгадаете, узнаете, о чём мы с вами будем говорить. Послушайте:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня ....... (весна).

Дети отгадывают  загадку, и воспитатель сообщает, что говорить они сегодня будут о весне, о том, что занятие будет необычное потому что  "Вы сегодня не просто дети, а птички!" (предлагает надеть всем шапочки-атрибуты с изображением перелётных и зимующих птиц)

Далее воспитатель предлагает детям - "птичкам" пойти в "лесную школу" к мудрой сове: воспитатель надевает тоже шапочку с изображением совы.

Начинается занятие. На столах заранее разложены условные весенние знаки. Воспитатель обращает внимание детей на знаки и уточняет их значение. После этого предлагает необычную игру:

Воспитатель.  Ребята, вы будете молчать, а говорить за вас будут знаки. Я буду читать вам небольшие отрывки из стихотворений о весне, а вы будете показывать соответствующие знаки.

1. Уже тает снег, бегут ручьи   

2. Солнце яркое печёт, с крыши песенка течёт

3. Травка зеленеет, солнышко блестит 

4. Апрель, апрель, на дворе звенит капель

5. Зелёный мальчишка вышел из домишка

6. Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник

7. Носит одуванчик - желтый сарафанчик

8. Грачи прилетели, на крыльях весну принесли

9. Высохнут овражки, вылезут букашки

Воспитатель благодарит детей, хвалит тех, кто правильно показал все знаки и обращает внимание детей на круговую диаграмму времён года (волшебный круг - в нём живут времена года). Стрелка диаграммы поставлена на белый цвет - зиму. Дети замечают ошибку, исправляют её, поставив стрелку на зелёный цвет диаграммы - весну. Далее воспитатель предлагает вспомнить, как ведут себя весной животные, птицы, насекомые (медведь выходит из берлоги; просыпается ёж; заяц меняет свою шубку на более лёгкую - серенькую). Просыпаются деревья - появляются почки и первые листочки; молодая травка пробивается; появляются насекомые: бабочка-лимонница; выползают муравьишки, божьи коровки.

Воспитатель. Подумайте, какое ещё интересное событие мы можем наблюдать  даже у нас на участке? (Прилёт птиц). 

Начинается разговор о перелётных птицах.

- Почему их так называют?

- Почему они улетают в тёплые края? 

- Каких перелётных птиц вы знаете? 

- Назовите их (скворцы, грачи, утки, ласточки, журавли).

Воспитатель строит беседу таким образом, чтобы каждый ребёнок рассказал о своей птичке (на голове шапочка-атрибут).

Затем воспитатель предлагает послушать стихотворение - загадку и дети сами должны догадаться, о какой птичке идёт речь в этом стихотворении:

"А у нас в саду жилец

Бойкий маленький ....... (скворец)

Тихий сад повеселел

От того, что он запел"

Воспитатель. Скворушка обычно поёт, когда он сидит у своего домика. Как называется домик скворца? (скворечник). После ответов детей, воспитатель предлагает игру с пальчиками:

Скворец в скворечнике живёт

И песню звонкую поёт.

Воспитатель. Какие замечательные скворечники у вас получились!

- Ты бы хотел (а), чтобы в нём кто-то поселился? (ответы детей)

Далее воспитатель показывает детям большой  лист ватмана (размер выбирается с учётом коллективной работы) с наклеенным на нём весенним деревом и обращает внимание на одного скворца с опущенными вниз крылышками.

- Какой наш скворушка? (грустный, печальный, одинокий)

- Какое у него настроение?

- Почему он грустный?

- Как вы думаете, можем ли мы помочь нашему скворушке?

- Как мы можем помочь (ответы детей)

Воспитатель.  Я тоже об этом подумала и всё приготовила, чтобы сделать нашему скворушке домик, много друзей. Но где же всё это? Куда подевались и клей, и бумага, и кисточки, и салфетки? (воспитатель заранее прячет всё согласно приготовленным планам и отмеченным на них крестикам).

- Что же нам делать?

- Наверняка здесь кто-то побывал и всё спрятал. Чьи же это проделки? Как вы думаете? (ответы детей). Воспитатель "вспоминает", что слышала странную песенку и пела её какая-то старушка в шляпке.

- "Кто людям помогает, тот поступает зря. Хорошими делами прославиться нельзя!" Дети вспоминают старуху  Шапокляк, их давнюю знакомую.

Воспитатель находит планы. Дети узнают и называют условные обозначения окон, дверей, столов, стульев. После уточнения воспитатель просит детей пойти в те же места, которые отмечены на плане крестиком. Дети находят всё необходимое для работы, расставляют на столах и приступают к работе (они также находят готовые силуэты скворцов и скворечников). Сначала дети наклеивают скворечники, а затем скворцов. Пока дети заняты, воспитатель незаметно меняет "грустного" скворца на "весёлого" и обращает на это внимание детей (скворушка повеселел, потому что у него появились домик и друзья). Дети заканчивают работу, звучит музыка - пение птиц ("звуки природы").

После окончания работы обращается внимание детей на то, какое получилось чудесное дерево, как весело поют скворцы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть. Дети игру знают и любят. Игра построена на вопросах воспитателя и ответах детей:

В. - Птицы, птицы, как живёте?

       Птицы, птицы, что жуёте?

Д. - Хорошо пока живём,

       Но, простите, не жуём.

       Мы клюём проворно

       На тропинке зёрна.

В. - Птицы, птицы, как живёте?

      Птицы, птицы, что клюёте?

Д. - Хорошо пока живём

Но, простите, не клюём

А поём мы песни вам

По утрам и вечерам.

(Дети изображают летающих и поющих птиц).

Воспитатель благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли»

Форма организации – подгруппа. Использованы современные технологии: электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе, мнемотаблица.Цель: Формирование целостной картины мира. У...

"Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли" - календарный план в старшей группе

Обогащать знания детей о перелетных птицах, формировать представления о повадках, привычках, особенностях внешнего вида, способах приспосабливаться к окружающей среде;   воспитывать доброе о...

4 неделя "Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли"

Презентация для родителей по образовательной деятельности...

4 неделя "Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли"

Презентация для родителей по образовательной деятельности...