Доклад из опыта работы "Игровые обучающие ситуации с использование литературных персонажей в экологическом воспитании детей"
консультация (окружающий мир) по теме

Перова Ирина Анатольевна

В данной статье представлены различные формы организации работы с детьми с использование сказочных и литературных героев по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_liter.personazhi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

«Игровые

 обучающие ситуации

с использованием литературных персонажей

в экологическом воспитании дошкольников»

Воспитатель:

               Перова Ирина Анатольевна

МДОУ детский сад №2 «Мишутка»

2009 год.

     У детей дошкольного возраста много любимых героев сказок и популярных мультфильмов. Эти персонажи можно использовать для создания игровых ситуаций, которые позволяют расширить представления детей о растениях и животных, вызовут добрые чувства к ним. Особенно важны такие герои, которые представлены куклами. При разработке игровых обучающих  ситуаций нужно использовать характерные. Примечательные черты сказочных героев, особенности их поведения помогут создать интересные игровые обучающие ситуации на занятиях экологического содержания.

Игровые обучающие ситуации с Карлсоном.

     Карлсон, герой известной сказки Астрид Линдгрен, хорошо знаком детям по книге и мультфильму. Он живет на крыше, имеет пропеллер за спиной и летает где хочет. Этот сладкоежка, очень любит свежие пышки и варенье, он ужасный баловник, часто устраивает беспорядок. Он очень смелый и любит приключения, но ему одиноко, поэтому он хочет дружить с мальчиком. Эти особенности и выразительность образа куклы Карлсона могут широко использоваться на занятиях, позволяют создавать различные игровые обучающие ситуации при работе с детьми дошкольниками.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Карлсон выращивает овес на крыше», знакомящее детей среднего дошкольного возраста с правилами посева и выращивания овса, дающее представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.
  2. «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», уточняющим представления детей старшего дошкольного возраста о том, как и для чего птицы устраивают гнезда.
  3. «Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями», воспитывающее бережное отношение детей среднего дошкольного возраста к комнатным растениям, знакомящее с новыми видами растений и способами ухода за ними.
  4. «Карлсон выращивает зеленый лук», расширяющее представление детей среднего дошкольного возраста о росте и развитии растений.

Игровые обучающие ситуации с Айболитом.

     С образом доктора Айболита у дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них. Этот игровой персонаж можно включать в игровые обучающие ситуации для работы с детьми разного возраста. В рамках игровых действий Айболит может выполнять роль, важную для экологического воспитания детей. Он показывает, как нужно осматривать пациентов, ставить диагноз, устанавливать причину отклонения от нормы, определять способы лечения. Большое значение имеют и атрибуты этого игрового персонажа: белый халат, очки и борода; рецепты и ручка; чемоданчик с необходимыми атрибутами для занятия. Доктор может приезжать к больным на машине и увозить на ней пациентов в лечебницу.

     Важно иметь в виду следующее – в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и их средой обитания. Настоящая обязанность врача – выяснить состояние пациента, условия, при которых возникло заболевание, дать соответствующие оценку и рекомендации, Авторитет Айболита очень велик, поэтому такая игра всегда проходит на сильном эмоциональном впечатлении.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Айболит осматривает комнатные растения», побуждающее детей среднего дошкольного возраста внимательно относиться к внешнему виду комнатных растений, знакомящее со способами помощи при нездоровом состоянии.
  2. «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с благотворным влиянием комнатных растений на здоровье человека, закрепляющее навыки по уходу за ними.
  3. «Айболит осматривает животных – обитателей уголка природы», знакомящее детей среднего и старшего дошкольного возраста с признаками плохого самочувствия питомцев живого уголка, способами помощи.
  4. «Айболит рассказывает о лекарственных растениях». Знакомящее детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями, произрастающими вблизи детского сада, правилах сбора и хранения, их пользе для здоровья человека.
  5. «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни», дающем представления детям старшего дошкольного возраста о правильном питании, закаливании, значении прогулок на свежем воздухе и физических упражнений, положительном эмоциональном состоянии и влиянии всех этих факторов на здоровье человека.

Игровые обучающие ситуации с Колобком.

     Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается с лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Эти особенности биографии героя могут быть использованы в игровых обучающих ситуациях с детьми разного возраста.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей», цикл занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста, дающий представления о жизни животных в лесу.
  2. «Колобок отправляется в лес», уточняющее представления детей старшего дошкольного возраста о жизни животных в лесу, формирующее представление о лесе, как сообществе
  3. «Колобок учит ребят выпекать булочки», уточняющее представление детей старшего дошкольного возраста о хлебобулочных изделиях, процессе их изготовления.
  4. «Колобок рассказывает как получается мука», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с процессом изготовления муки из пшеницы и ржи, выращивании злаков.

Игровые обучающие ситуации с Вини - Пухом.

     Вини – Пух – один из самых любимых литературных героев детворы, которая знает о его приключениях по книге и мультфильмам. Он толстый, добродушный, очень любит ходить в гости, любит покушать и полакомиться медом.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Вини – Пух идет на луг за медом», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с лугом, как сообществом светолюбивых травянистых растений, жизнью насекомых, поведением пчел.
  2. «Вини – Пух знакомит ребят с растениями медоносами», знакомящем детей старшего дошкольного возраста с медоносными растениями.
  3. «Вини –Пух пришел к обеду», знакомящее детей среднего дошкольного возраста о продуктах, из которых готовят обед.

Игровые обучающие ситуации с Чиполлино.

     Чиполлино, герой сказки Джанни Родари, очень нравится детям. Он смел, находчив, дружелюбен. Есмли дети незнакомы с содержанием, следует сначала прочитать им эту сказку. Во всех игровых ситуациях кукла Чиполлино проявляет большую активность: приносит или привозит овощи и фрукты, раздает их детям, рассказывает о них много интересного, рассуждает, учит, удивляет. Такое поведение легко разыгрывать с подвижной куклой би-ба-бо.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Чиполлино помогает выращивать лук», уточняющее представления детей среднего и старшего дошкольного возраста об условиях, необходимых для роста растений, о содержащихся в них витаминах.
  2. «Чиполлино проводит опыты с луком», формирующее у детей старшего дошкольного возраста представлений о комплексе условий, необходимых для роста растений, значимости каждого из них.
  3. «Чиполлино разводит огород на окне», знакомящее детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами посадки корнеплодов, луковиц и клубней растений, правилами ухода за ними.
  4. «Чиполлино учит детей выращивать картофель», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с особенностями выращивания картофеля на огороде.
  5. «Чиполлино готовит винегрет», закрепляющее знания детей среднего и старшего дошкольного возраста об основных овощных культурах, различении сырых и отварных овощей.
  6. «Чиполлино и его друзья рассказывают об овощах и фруктах», закрепляющее представления детей среднего дошкольного возраста об овощах и фруктах, особенностях их произрастания. Пользе для здоровья человека.

Игровые обучающие ситуации с Незнайкой.

     Дети любят Незнайку, героя сказок Н.Носова, несмотря на то, что он постоянно хвастается своими удивительными способностями. На самом деле он беспомощен, часто попадает в нелепое положение. Ему постоянно нужна помощь друзей. Эту особенность Незнайки легко использовать в различных игровых обучающих ситуациях, в которых кукла будет давать заведомо неверные ответы, строить неправильные предложения. Особенно успешными игровые ситуации будут в том случае, если все же Незнайка будет проявлять старание и хоть иногда, на радость детям, отвечать правильно.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Незнайка знакомится с комнатными растениями», уточняющее представления детей среднего дошкольного возраста о комнатных растениях и условиях их жизни
  2. «Что мы знаем о лете», уточняющее знание детей старшего дошкольного возраста о летнем периоде в жизни растений и животных, трудовой сезонной деятельности людей.

Игровые обучающие ситуации с Дюймовочкой.

     Дюймовочку, героиню одноименной сказки Г.-Х.Андерсена, знают многие дети. Это прелестная маленькая девочка появилась из большого чудесного цветка. Вся ее жизнь связана с растениями и некоторыми животными, о которых она может рассказать дошкольникам. В игровых ситуациях может быть использована маленькая, красиво одетая куколка.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами», знакомящее детей среднего и старшего дошкольного возраста с ранними цветочными растениями, их характерными особенностями, отличиями живых и искусственных растений, растениями, занесенными в Красную книгу.
  2. «Дюймовочка рассказывает об основных правилах посадки цветочных растений», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с процессом выращивания растений из семян, клубней, луковиц и рассады, основными способами посадки и правилами ухода за растениями.
  3. «Путешествие по сказке «Дюймовочка».», формирующее представления детей старшего дошкольного возраста о жизни животных – героев сказки в природе, особенностях питания, биоценозах.

Игровые обучающие ситуации с Котом Матроскиным.

     Веселый и остроумный, с ярко выраженным характером Кот Матроскин, герой сказки Э.Успенского, удивительно практичен. В своей деревне Простоквашино он мечтает обзавестись домашним хозяйством. Его «голубая мечта» может стать сюжетом для интересных экологических занятий с детьми. Куклу Кота Матроскина можно сделать самим, нарядив обыкновенную мягкую игрушку в тельняшку или сделать игрушку би-ба-бо.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Кот Матроскин обзаводится хозяйством», закрепляющее знания детей среднего и старшего дошкольного возраста о домашних животных, их пользе для человека, особенностях ухода.
  2. «Кот Матроскин учится ухаживать за домашними животными», уточняющее представления детей старшего дошкольного возраста об особенностях ухода за домашними животными.
  3. «Кот Матроскин рассказывает о домашних водоплавающих птицах», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с водоплавающими домашними птицами, условиями их содержания, пользе для человека и особенностями ухода.

Игровые обучающие ситуации с Буратино.

     Деревянный мальчик Буратино хорошо знаком детям. Он никогда не унывает, поэтому у него много друзей: Мальвина, Артемон, Пьеро. Игровые обучающие ситуации с участием Буратино можно организовать в зависимости от дидактической цели занятия, которая так или иначе будет связана с его «деревянным происхождением». Лучше если и сама кукла будет деревянной.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Буратино беседует с детьми о деревьях», уточняющее представления детей старшего дошкольного возраста о деревьях и кустарниках, их разновидностях, условиях произрастания, знакомящее с ролью дерева в жизни человека.
  2. «Буратино знакомит детей с резьбой по дереву», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с различными предметами, изготовленными из дерева: посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами.
  3. «Пожар в лесу», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с разными свойствами дерева, закрепляющее знания о правилах поведения в лесу и пожарной безопасности.
  4. «Буратино знакомится с бумагой», уточняющее представления детей старшего дошкольного возраста о бумаге, ее назначении, происхождении и производстве.

Игровые обучающие ситуации с Красной Шапочкой.

     Красная Шапочка очень популярна среди детей. Её любят за то, что она добрая, навещает бабушку, носит ей угощение. Её жалеют, потому что волк ее обманывает. Красная Шапочка ходит через лес – это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций. Кукла Красная Шапочка есть в любом детском саду, ей только необходимо сделать дополнительную атрибутику: разнообразную одежду, корзину, грибы, ягоды, цветы.

     С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Красная Шапочка встречает лесных животных», уточняющее представления детей среднего и старшего дошкольного возраста о жизни животных в лесу, особенностях их питания, передвижения, защиты от врагов, выведения потомства.
  2. «Красная Шапочка собирает грибы», уточняющее представления детей среднего и старшего дошкольного возраста о лесе, съедобных и несъедобных грибах.
  3. «Красная Шапочка лечит бабушку», знакомящее детей старшего дошкольного возраста с лекарственными растениями, плодами и семенами и правилами их применения.

     Перечисленные игровые обучающие ситуации, подробно

описанные в книге С.Н.Николаевой и И.А.Комаровой «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» успешно, в течение нескольких лет, применяются мной на практике при проведении занятий по Экологии, Ознакомлению детей с окружающим миром, ОБЖ и дают значительные результаты в усвоении детьми материалов по данным разделам программы. Привлечение игровых литературных персонажей повышает внимание и активность детей, позволяет создать неординарную обучающую игровую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Доклад :«Использование игровых технологий в экологическом воспитании детей»

Цель работы – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение....

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет

Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет...