Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
консультация (старшая группа) по теме

Доронина Светлана Владимировна

Консультация  для  родителей                            

на  тему  «Природа  и  нравственное  воспитание  детей старшего  дошкольного  возраста»

История  цивилизации  сформировала  у  человека  потребительское  отношение  к  природе.                                            

Люди  подчас  не осознают , как  пагубен  ограниченно-утилитарный  подход  к   природной    среде.                                            

Долгое   время   существовало  мнение   о  неисчерпаемости    и   вечности  природы.  Природа—  не  беспредельный    склад ,  запасы  ее  истощимы.          

Происходящие  на  наших  глазах  глобальные  экологические  изменения    привели  людей  к  пониманию   того,  что  деятельность  человека  в  природе  должна  быть разумной:   охраняющей  и  созидающей.                               

Это   отношение  к  природе  необходимо  воспитывать  у  детей  с  ранних  лет.  Именно  с  этих  лет  человек  начинает  познавать  красоту  и  разнообразие  природы.        

  Прививать  детям  любовь  к  природе  необходимо  по  двум  причинам:  во- первых,  для  воспитания  заботливого  отношения  к  животному  и  растительному  миру;  во-вторых,  для  развития  более  сложных  нравственных  чувств , какими  являются  гуманизм  и  справедливость,  предполагающие  активную ,  действенную  позицию  ребенка  в  отношении   природных   объектов ( помочь,  защитить,  позаботиться  и т.д.)                                     

Необходимо  предупреждать  в  детях  такой   порок,  как    бессердечное  обращение  с  животными ,  любое  проявление  черствости  и  жестокости  по  отношению  к  живым  существам.           Поведение  ребенка  в  природе  порой  противоречиво : имея       самые  добрые  намерения  ,  дети  тем  не  менее  совершают      отрицательные  поступки ( рвут  понравившиеся  им  цветы,  топчут  насекомых ,  «ласкают»  --  котенка  и  др.)                                    

 Живая  природа  воздействует  на  ребенка  ,вызывая  у  него     эмоциональный  отклик.     Но  этой  естественной, самопроизвольной   основы  недостаточно  для  воспитания    гуманного  отношения  к   объектам  природы.                                           

Чтобы   внешнее  эмоциональное  отношение  к  природе  переросло  в  нравственно-эстетическое  чувство,  предполагающее  активную,   действенную  позицию  ребенка,  необходимо  систематическое  , воспитательное  влияние  со  стороны   взрослых .   Ценными  бывают   не  только  их   знания  и  опыт , но  и  личный  пример  проявления  доброты,        великодушия,  сочувствия.                                                                              

Необходимо   сделать ,  чтобы   любовь  к  живому  была   осознанной ,  действенной,  а  не  стихийно  развивающейся,          созерцательной.   Зачастую   отмечаем ,  что  у  детей  недостаточно  развито  инициативное ,  самостоятельное  отношение  к  объектам   природы .                                          

Ребенок  не  обидит  увиденного  на  улице  одинокого   котенка  ,  но  и  не  поможет  ему;  не  будет  ломать  ветку  дерева  ,  но  и   не  подвяжет  сломанную.                                                                 

Решение  таких  задач , как  воспитание  действенного  отношения        к  окружающему  ,  развитие  навыков    ухода    за  животными  и  растениями,  зависит   от   согласованности  усилий  и  единства  требований  детского  сада  и  семьи.                                                     

У    детей   дошкольного  возраста  часто  преобладают  эгоистические  и  утилитарные  мотивы  общения  с  объектами   природы  («Люблю  с  собакой  играть»,  «Я   свою  кошечку  в  коляске катаю») ,  тем  не  менее  им   доступны   добрые  поступки ,  бескорыстный  труд.                                                                  

 Наличие  знаний  еще  не  говорит  об  осознанном  и  устойчивом    отношении   ребенка  к  природе.                                                                

Поэтому  так  важно  привлекать   ребенка  к  каждодневной  заботе  о  растениях  и  животных ,  находящихся  дома :  «Посмотри, не  сухая  ли  земля  в  цветочных  горшках?»,   «Приготовь  корм  для  попугаев», «Покорми  собаку»,            «Смени  воду  кошке» и  т. п.                                                                         

 Большое  значение  имеют  семейные  просмотры  телепередач   о  животных,  чтение  познавательной  литературы  и  т. д.                              

Во  время  прогулок  интересно  показать   ребенку  растения ,    занесенные  в  Красную  книгу,  познакомить  ребенка  с  лекарственными   травами,   рассказать,  почему  они  так  называются.                                                                                                    

Дети  легко  запоминают  такие  названия,  как  мать- и- мачеха,  валериана ,  подорожник  и  др. После  таких   бесед  они  бережно        относятся  к  растениям,  даже  широко  распространенным.  Важно ,  чтобы  дети  понимали   истинное  значение   природы  для  жизни  человека   и  необходимость  ее   защиты  и  охраны.  Таким   образом,  каждый  ребенок   должен  хорошо  знать   правила  гуманного    обращения  с  объектами   природы.                      

Целесообразно  ,  чтобы  эти  правила   формулировались  не  в  негативной   форме  ( «не  рвать» ,  «не  топтать»,  «не  ломать» ),  а   в   позитивной  ( как   помогать,  заботиться,  оберегать).                Важно  создать  эмоциональный  контакт  ребенка  с   природой :     пусть  самостоятельно   побродит ,  отыщет  что- то  необычное ,    тихо  посидит  на  пригорке ,  послушает  пение  птиц   или  журчание   ручья , просто  поглядит  во  круг  себя.                                  

Конечно ,  эмоциональное  отношение  ребенка  к  природе  во  многом  определяется   и  отношением  самого   взрослого.           

Хорошо ,  когда  родители  знают  песни,  стихи,  загадки  о  природе ,  используют  их  во  время   прогулок  и  наблюдений.  По  мере  усвоения  детьми   нравственно- этических    норм  можно   судить   о  степени   сформированности    действенной   любви  к  природе.                                                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей  на  тему                             «Природа  и  нравственное  воспитание  детей              старшего  дошкольного  возраста »

История  цивилизации  сформировала  у  человека  потребительское  отношение  к  природе.                                               Люди  подчас  не осознают, как  пагубен  ограниченно-утилитарный  подход  к   природной    среде.                                            Долгое   время   существовало  мнение   о  неисчерпаемости    и   вечности  природы.  Природа —  не  беспредельный    склад ,  запасы  ее  истощимы.          Происходящие  на  наших  глазах  глобальные  экологические  изменения    привели  людей  к  пониманию   того,  что  деятельность  человека  в  природе  должна  быть разумной:   охраняющей  и  созидающей.                               Это   отношение  к  природе  необходимо  воспитывать  у  детей  с  ранних  лет.  Именно  с  этих  лет  человек  начинает  познавать  красоту  и  разнообразие  природы.                                                            Прививать  детям  любовь  к  природе  необходимо  по  двум  причинам:  во- первых,  для  воспитания  заботливого  отношения  к  животному  и  растительному  миру;  во-вторых,  для  развития  более  сложных  нравственных  чувств, какими  являются  гуманизм  и  справедливость,  предполагающие  активную ,  действенную  позицию  ребенка  в  отношении   природных   объектов ( помочь,  защитить,  позаботиться  и т.д.)                                      Необходимо  предупреждать  в  детях  такой   порок,  как    бессердечное  обращение  с  животными ,  любое  проявление  черствости  и  жестокости  по  отношению  к  живым  существам.           Поведение  ребенка  в  природе  порой  противоречиво : имея       самые  добрые  намерения,  дети  тем  не  менее  совершают      отрицательные  поступки ( рвут  понравившиеся  им  цветы,  топчут  насекомых,  «ласкают»  --  котенка  и  др.)                                     Живая  природа  воздействует  на  ребенка  ,вызывая  у  него     эмоциональный  отклик.     Но  этой  естественной, самопроизвольной   основы  недостаточно  для  воспитания    гуманного  отношения  к   объектам  природы.                                           Чтобы   внешнее  эмоциональное  отношение  к  природе  переросло  в  нравственно-эстетическое  чувство,  предполагающее  активную,   действенную  позицию  ребенка,  необходимо  систематическое, воспитательное  влияние  со  стороны   взрослых.   Ценными  бывают   не  только  их   знания  и  опыт, но  и  личный  пример  проявления  доброты,        великодушия,  сочувствия.                                                                              Необходимо   сделать,  чтобы   любовь  к  живому  была   осознанной,  действенной,  а  не  стихийно  развивающейся,          созерцательной.   Зачастую   отмечаем,  что  у  детей  недостаточно  развито  инициативное,  самостоятельное  отношение  к  объектам   природы.                                           Ребенок  не  обидит  увиденного  на  улице  одинокого   котенка,  но  и  не  поможет  ему;  не  будет  ломать  ветку  дерева,  но  и   не  подвяжет  сломанную.                                                                 Решение  таких  задач, как  воспитание  действенного  отношения        к  окружающему,  развитие  навыков    ухода    за  животными  и  растениями,  зависит   от   согласованности  усилий  и  единства  требований  детского  сада  и  семьи.                                                      У    детей   дошкольного  возраста  часто  преобладают  эгоистические  и  утилитарные  мотивы  общения  с  объектами   природы  («Люблю  с  собакой  играть»,  «Я   свою  кошечку  в  коляске катаю»),  тем  не  менее  им   доступны   добрые  поступки ,  бескорыстный  труд.                                                                   Наличие  знаний  еще  не  говорит  об  осознанном  и  устойчивом    отношении   ребенка  к  природе.                                                                Поэтому  так  важно  привлекать   ребенка  к  каждодневной  заботе  о  растениях  и  животных,  находящихся  дома:  «Посмотри, не  сухая  ли  земля  в  цветочных  горшках?»,   «Приготовь  корм  для  попугаев», «Покорми  собаку»,            «Смени  воду  кошке» и  т. п.                                                                          Большое  значение  имеют  семейные  просмотры  телепередач   о  животных,  чтение  познавательной  литературы  и  т. д.                               Во  время  прогулок  интересно  показать   ребенку  растения,    занесенные  в  Красную  книгу,  познакомить  ребенка  с  лекарственными   травами,   рассказать,  почему  они  так  называются.                                                                                                     Дети  легко  запоминают  такие  названия,  как  мать - и- мачеха,  валериана ,  подорожник  и  др. После  таких   бесед  они  бережно        относятся  к  растениям,  даже  широко  распространенным.  Важно ,  чтобы  дети  понимали   истинное  значение   природы  для  жизни  человека   и  необходимость  ее   защиты  и  охраны.  Таким   образом,  каждый  ребенок   должен  хорошо  знать   правила  гуманного    обращения  с  объектами   природы.                       Целесообразно,  чтобы  эти  правила   формулировались  не  в  негативной   форме  ( «не  рвать» ,  «не  топтать»,  «не  ломать» ),  а   в   позитивной  ( как   помогать,  заботиться,  оберегать).                Важно  создать  эмоциональный  контакт  ребенка  с   природой :     пусть  самостоятельно   побродит ,  отыщет  что- то  необычное ,    тихо  посидит  на  пригорке ,  послушает  пение  птиц   или  журчание   ручья , просто  поглядит  во  круг  себя.                                   Конечно ,  эмоциональное  отношение  ребенка  к  природе  во  многом  определяется   и  отношением  самого   взрослого.            Хорошо ,  когда  родители  знают  песни,  стихи,  загадки  о  природе ,  используют  их  во  время   прогулок  и  наблюдений.  По  мере  усвоения  детьми   нравственно - этических    норм  можно   судить   о  степени   сформированности    действенной   любви  к  природе.