Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для родителей
на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
История цивилизации сформировала у человека потребительское отношение к природе.
Люди подчас не осознают , как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде.
Долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Природа— не беспредельный склад , запасы ее истощимы.
Происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию того, что деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.
Прививать детям любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств , какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную , действенную позицию ребенка в отношении природных объектов ( помочь, защитить, позаботиться и т.д.)
Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными , любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : имея самые добрые намерения , дети тем не менее совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся им цветы, топчут насекомых , «ласкают» -- котенка и др.)
Живая природа воздействует на ребенка ,вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы.
Чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка, необходимо систематическое , воспитательное влияние со стороны взрослых . Ценными бывают не только их знания и опыт , но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Необходимо сделать , чтобы любовь к живому была осознанной , действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной. Зачастую отмечаем , что у детей недостаточно развито инициативное , самостоятельное отношение к объектам природы .
Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка , но и не поможет ему; не будет ломать ветку дерева , но и не подвяжет сломанную.
Решение таких задач , как воспитание действенного отношения к окружающему , развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей дошкольного возраста часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в коляске катаю») , тем не менее им доступны добрые поступки , бескорыстный труд.
Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом отношении ребенка к природе.
Поэтому так важно привлекать ребенка к каждодневной заботе о растениях и животных , находящихся дома : «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках?», «Приготовь корм для попугаев», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п.
Большое значение имеют семейные просмотры телепередач о животных, чтение познавательной литературы и т. д.
Во время прогулок интересно показать ребенку растения , занесенные в Красную книгу, познакомить ребенка с лекарственными травами, рассказать, почему они так называются.
Дети легко запоминают такие названия, как мать- и- мачеха, валериана , подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Важно , чтобы дети понимали истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила гуманного обращения с объектами природы.
Целесообразно , чтобы эти правила формулировались не в негативной форме ( «не рвать» , «не топтать», «не ломать» ), а в позитивной ( как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит , отыщет что- то необычное , тихо посидит на пригорке , послушает пение птиц или журчание ручья , просто поглядит во круг себя.
Конечно , эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого.
Хорошо , когда родители знают песни, стихи, загадки о природе , используют их во время прогулок и наблюдений. По мере усвоения детьми нравственно- этических норм можно судить о степени сформированности действенной любви к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »
История цивилизации сформировала у человека потребительское отношение к природе. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде. Долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Природа — не беспредельный склад , запасы ее истощимы. Происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию того, что деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы. Прививать детям любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную , действенную позицию ребенка в отношении природных объектов ( помочь, защитить, позаботиться и т.д.) Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными , любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки ( рвут понравившиеся им цветы, топчут насекомых, «ласкают» -- котенка и др.) Живая природа воздействует на ребенка ,вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка, необходимо систематическое, воспитательное влияние со стороны взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия. Необходимо сделать, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной. Зачастую отмечаем, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветку дерева, но и не подвяжет сломанную. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У детей дошкольного возраста часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в коляске катаю»), тем не менее им доступны добрые поступки , бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом отношении ребенка к природе. Поэтому так важно привлекать ребенка к каждодневной заботе о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках?», «Приготовь корм для попугаев», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п. Большое значение имеют семейные просмотры телепередач о животных, чтение познавательной литературы и т. д. Во время прогулок интересно показать ребенку растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребенка с лекарственными травами, рассказать, почему они так называются. Дети легко запоминают такие названия, как мать - и- мачеха, валериана , подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Важно , чтобы дети понимали истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила гуманного обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме ( «не рвать» , «не топтать», «не ломать» ), а в позитивной ( как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит , отыщет что- то необычное , тихо посидит на пригорке , послушает пение птиц или журчание ручья , просто поглядит во круг себя. Конечно , эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого. Хорошо , когда родители знают песни, стихи, загадки о природе , используют их во время прогулок и наблюдений. По мере усвоения детьми нравственно - этических норм можно судить о степени сформированности действенной любви к природе.