Конспект занятия "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!»
Программное содержание:
Обучающие задачи: Обогатить знания детей о хлебе. Закрепить представления о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Развивающие задачи: Развивать у детей представление о ценности хлеба, мышление, память. Закрепить знание народных пословиц, поговорок, стихотворений о хлебе.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb_vsemu_golova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Хлеб - всей жизни голова!»
Программное содержание:
Обучающие задачи: Обогатить знания детей о хлебе. Закрепить представления о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Развивающие задачи: Развивать у детей представление о ценности хлеба, мышление, память. Закрепить знание народных пословиц, поговорок, стихотворений о хлебе.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.
Интеграция образовательных областей:
«Музыка»: Песня о хлебе
Цель: Развивать музыкальный слух, песенные навыки детей.
пантомимическую выразительность, умение импровизировать.
«Художественное творчество» (Лепка): Печенье
Цель: Создание условий для творчества, поиск изобразительно – выразительных средств, моторику пальцев рук. Сформировать эстетический вкус.
«Коммуникация»: Беседа о хлебе, кроссворд: «Зернышко»
Цель: Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, связную речь.
«Чтение художественной литературы»: Стихи о хлебе, пословицы, поговорки
Цель: Закрепить знание народных пословиц, поговорок, закличек. Развивать Память, умение выразительно читать стихи. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
«Социализация»: Игры: «Отгадай, что это?», «Кто с нами?», « Что сделано из муки?»
Цель: Развивать творческий потенциал, выразительность, умение соотносить свои действия и фразы с действиями и репликами партнеров.
«Здоровье»: Игры на дыхание, упражнение на развитие координации движений
Цель: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности.
Материал: Мультимедийная система. Иллюстрации о хлебе, баночки с зерном, хлебобулочные изделия, хлебные колосья, поварской колпак, шапочка свинки, костюм «тесто». Дощечки для лепки, скалки, фартуки, формочки для печенья, большая ложка...
Ход НОД:
Путешествие в гости к дедушке - Хлебушко
(Дети под музыку входят в музыкальный зал)
Зал оформлен в виде русской избы
Дедушка Хлебушко: Здравствуйте гости дорогие!
(Дети здороваются)
Воспитатель: А кто Вы, наш уважаемый гость?
Дедушка Хлебушко: Рос сперва на воле, в поле, летом цвел и колосился, а когда обмолотился и в зерно я превратился. Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место. Что это? (Хлеб)
Хлеб у нас – самая главная пища. Вот я и есть тот самый дедушка по имени Хлебушко.
Воспитатель: У нас в народе есть слова: «Хлеб - всей жизни голова»
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
Ребенок: 1.Велика и необъятна наша русская земля
Урожаями богаты наши нивы и поля.
2.По полям, садам и селам, по стране из края в край,
Загорелый и веселый ходит новый урожай.
3.Хочет он, чтоб полной чашей
Наша жизнь с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина была.
Воспитатель: Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей
Песня о хлебе
Воспитатель: С древних времен для земледельца главным сокровищем и другом была земля, на которой он жил, старался вырастить свой урожай пшеницы, ржи, овса и проса. Эти зерна потом смелют в муку, а из муки потом испекут для нас хлеб. Давайте посмотрим иллюстрации и вспомним как выращивают хлеб.
Фильм: «Как хлеб на стол приходит»
Игра: «Отгадай что это?» (в баночках ячмень, рожь, пшеница, овес и просо, дети называют зерно)
Воспитатель: Ребята, а чем отличается зерно пшеницы и овса? (размером и формой)
Дедушка Хлебушко: Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе?
Поговорки о хлебе: 1. Хлебушек ржаной – наш отец родной.
2.Всем знакомые слова: «Хлеб всему голова!» Счастлив край – где хороший урожай.
3. Хлеба ни куска – так и в горнице тоска.
4. В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба!
Воспитатель: Ребята, чем украшен наряд гостя? (Хлебными колосьями)
Воспитатель: Чтобы выросли колосья, надо много трудиться.
Дедушка Хлебушко: Давайте немного потрудимся.
Игра «Кто с нами?» (стоя в кругу)
Пословицы о труде: 1.Когда человек трудится – земля не ленится.
2.День прозевал, урожай потерял.
3.Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
4.Паши под осень глубже – уродится хлеб лучше.
5.Поклонись матушке землице, наградит тебя сторицей!
6. Упорно трудиться - будет хлеб в закромах родиться.
Дедушка Хлебушко: А среди вас нет лентяев? (ответы детей)
Воспитатель: Всякий человек у дела познается. Сейчас расскажу вам про одного лентяя. Жил был мальчик Тит.
Сценка: (В середине зала лежит мальчик – Тит, 2 девочки подходят к нему.)
1 девочка: Не колода – лодырь, не пень, а лежит целый день.
2 девочка: Не жнет, не косит, а обедать просит.
1 девочка: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит!
2 девочка: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка?
Обе: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Воспитатель: Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Ребенок: Ветер спросил, пролетая,
Отчего ты рожь золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки нас растят!
Воспитатель: Любовь к труду - у людей на виду.
Дедушка Хлебушко: От труда здоровеют, а от лени болеют. А чтобы урожай был богатым, люди придумали заклички о дождике и солнышке, чтобы и солнце в меру согревало колоски, и дождик в меру лил.
Закличка: «Дождик»
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Закличка: «Солнышко, выгляни»
Солнышко, выгляни,
Красное, высвети,
К нам на нивку иди,
Ладить косы и серпы!
Солнышко, оглянись,
Красное повернись,
Посвети нам в лесок,
Покажи нам грибок.
Воспитатель: Прошел дождик, пригрело солнышко, и стали в поле колоски расти.
Упражнение на развитие координации движений: «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянем руки вверх, встаем на носочки)
И красавцем обернулся. (2 раза кружимся)
Воспитатель: Какие замечательные колоски у нас выросли, как много муки из них получится.
Что можно испечь из муки? (Хлеб, булки, торты, пирожки…).
Игра « Что сделано из муки?» (Дети выбирают только те продукты питания, в состав которых входит мука)
Игра на дыхание (дети стоят в кругу)
Дедушка Хлебушко: Дрожжи воздух собирали. Дрожжи тесто раздували!
Вдох и выдох; выдох – вдох! Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну – ка, тесто, вширь и ввысь! Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли и веселкой повзбивали. (сели)
Сценка:
Воспитатель: Замесил пекарь тесто и сел ждать, пока тесто поднимется.
Пекарь: Было тесто бело, дулось и пыхтело, фыркало, шипело. Тесто песню пело.
Тесто: (вылезая из кастрюли) Уползу я из кастрюли. Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой, быть ватрушкой с творогом.
Пекарь: (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю) Стой, стой, не беги, я спеку пироги. Будешь ты с начинкой. С ягодкой малинкой. Будешь кулебякой и коврижкой с маком.
Тесто: (вываливается из кастрюли на пол) Мне в кастрюли мало места. Мне в кастрюле стало тесно. В печку лезть не интересно! Уползу я из кастрюли. Я не буду пирогом. Не хочу я быть ватрушкой, быть ватрушкой с творогом!
Воспитатель: На пороге свинка, розовая спинка. Свинка хрюкает, визжит. К тесту белому спешит (Свинка подбегает к тесту)
Тесто: Ты меня не трогай. Подожди немного. Буду я с начинкой, ягодкой малинкой, буду кулебякой и коврижкой с маком.
Свинка: Мне не нужен мак, съем тебя и так (свинка бегает за тестом)
Тесто: Ой, спасите, пропаду! Ой, спасите, караул!
Пекарь: Будешь ты с начинкой, с ягодкой малинкой?
Тесто: Буду!
Пекарь: Будешь кулебякой и коврижкой с маком?
Тесто: Буду! Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным! И ребят всех угощу!
Пекарь: Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Тесто: На чужой каравай рот не разевай,
А пораньше вставай да свой затевай!
Свинка: Где работано, там и густо,
А в ленивом дому пусто.
Воспитатель: Ребята, а вы видели как мама и бабушка пекут пироги, хлеб, печенье? Давайте сами испечем печенье.
Пальчиковая гимнастика: «Тесто»
Ой, ладушки, ладушки, мы печем оладушки (хлопки руками)
Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно (имитируем помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол, тесто шлепнулось об пол (присели)
Тесто убежало, начинай сначала (легкий бег по кругу)
(Дети стоят возле столов в фартуках, лепят из теста печенье, затем кладут их на поднос.)
Дедушка Хлебушко ставит печенье в печь (Хлебушко обыгрывает как печь разгорается)
Воспитатель: А пока наши печенья пекутся давайте поиграем.
Кроссворд «Зернышко»:
- ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок,
в землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду,
в нем таких, тогда как я, будет целая семья (зернышко)
- весь из золота отлит, на соломинке стоит,
вырос в поле дом, полон дом зерном… (колосок)
- он идет, волну сечет, из трубы зерно течет… (комбайн)
-из меня пекут ватрушки и оладьи, и блины,
если делаете тесто положить меня должны… (мука)
- я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня (тесто)
- на сметане мешен, на окошке стужен,
круглый бок, румяный бок покатился (колобок)
Словесная игра: «Какой бывает хлеб?»(игра с мячом в кругу)
Педагог передает детям мяч и предлагает подобрать слова к слову «Хлеб», которые отвечают на вопрос «какой?» (вкусный, ароматный, чёрствый, душистый, пышный, мягкий, ржаной, пшеничный, отрубной и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, недаром говорят: Умей дело делать, умей и позабавиться.
Воспитатель: Хлебушко, а наши дети знают стихи о хлебе.
(Дети читают стихи о хлебе.)
«Пшеница» Я. Аким
* * *
«Ломоть хлеба» Т. Шорыгина
* * *
«Хлеб» Н. Рубцов
* * *
«Что такое хлеб» И. Токмакова
Воспитатель: Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Вот только незадача, у меня есть коробочка, в которую я собираю остатки и крошки хлеба после завтрака, обеда, и полдника. Подскажите, что мне с ними сделать? Может быть выбросить?
Дети: Нет. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.
Воспитатель: Пока мы с вами играли, наше печенье испеклось. (Достает печенье из печи)
Воспитатель подводит итог НОД:
- Ребята, как вы думаете, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)
- Как надо относиться к хлебу? (ответы детей)
- Что для вас было самое трудное? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось? (ответы детей)
Дедушка Хлебушко: Вот и время пришло проститься. Теперь вы знаете, с каким трудом выращивается хлеб, и будете бережно к нему относиться. Приходите еще в гости! (дети под музыку уходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Хлеб всему голова"
Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Закреплять знания послов...
Конспект «Хлеб - всему голова».
Конспект...
Конспект (Хлеб всему голова)
Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению...
Конспект "Хлеб-всему голова"
Его величество ХЛЕБ...
конспект "Хлеб всему голова"
формирование нравственных ценностных ориентаций...
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....
Конспект "Хлеб всему голова"
Конспект "Хлеб всему голова"...