Проект "Леди и джентльмены"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Барбаянова Елена Михайловна
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности. Расширить гендерные представления у детей и родителей. Формировать представления детей о своем месте в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-ledi_i_dzhentlmeny_.docx81.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС ОВ №35 «Ручеек»

Проект

по социально – нравственному воспитанию

«Леди и джентльмены»

в старшей группе

Составили:

Барбаянова Е.М.

Басаман О.В.

2013г

Вид проекта:

Социально - нравственный.

Продолжительность проекта:

Средне-срочный

Образовательная область:

Социально – личностное развитие

Актуальность проект:

Необходимость дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков с дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Задачи проекта:

  • Расширить гендерные представления у детей и родителей.
  • Формировать представления детей о своем месте в обществе.
  • Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных);
  • Осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье,
  • Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек;
  • Углубить представления детей о семье, о работе родителей;
  • Формировать умения выполнять постоянные обязанности по дому.
  • Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей

Участники проекта. 

Дети старшей группы, родители, педагоги.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям;
  • Осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;

У родителей:

  • Активно способствовать благоприятному протеканию процесса половозрелой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
  • Так как семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

У педагогов:

Разработка консультативно-практического материала для родителей

Продукт проектной деятельности:

  • Предметно-пространственная среда – дидактические игры:
  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
  • Художественная литература:

План реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Вводный:

1. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания.

1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка.

2. Накопление и систематизация информации по проблеме:

Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков и девочек?»

3. Рисуночный тест для детей

4. Сбор фотографий на тему «Моя семья»;

5. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек»;

6. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек».

Основной:

1. Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.

2. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни. Формирование у детей гендерной устойчивости. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена семьи.

3. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ

Сотрудничество с семьей:

Фото выставка «Моя дружная семейка»

Фотовыставка «Мисс шляпка»

Фотовыставка «Руки папы, руки мамы и мои ручонки»

Памятка: «Пять заповедей отцовства»

Консультация «Как воспитывать мальчиков и девочек?»

«Мамы по-прежнему много знают», «Будущая женщина», «Будущий мужчина».

Оформление книги творческих рассказов «Я и моя дружная семья»

Итоговый:

Презентация проекта.

Подведение итогов

Приложение

Художественная литература:

«Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Иван-царевич»,

«Лягушка-царевна», «Финист-ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец», «Храбрый мальчик», «Крошечка – Хаврошечка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; »; К.И. Чуковский «Айболит»; Г.Х. Андерсен «Свинопас», братья Гримм «Гензель и Гретель»), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кощей бессмертный», «Пожар» С. Маршак, и д.р.

В.В. Маяковского «Кем быть?», «Если был бы я девчонкой», «Царевна не Смеяна», «Дядя Степа» С. Михалков, «Кто построил этот дом?» С. Баруздин, «Наша армия», «Рассказ о неизвестном герое» С Маршак,

Чтение стихотворения С. Я. Маршака:

«Из чего сделаны мальчики и девочки? »

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек

И зеленых лягушек,

Вот из этого сделаны мальчики.

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных,

Вот из этого сделаны девочки.

«Конкурс чтецов(стихов) о маме, о папе»

Пословицы и поговорки про маму:

  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
  • Птица рада весне, а младенец - матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  • Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.
  • Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.
  • Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца- матери и в сказке не найдешь.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
  • Материнское слово мимо не молвится.
  • Родных много, а мать роднее всего.
  • С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
  • Материнским словом Бог правит.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
  • Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
  • Маменька родимая - свеча неугасимая.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.

  • Пословицы и поговорки об отце:
  • Отец и мать - священные слова.
  • Отец рыбак — и дети в воду смотрят.
  • Бог до людей, а отец до детей.
  • Для дитяти отец всегда сильнее всех.
  • Каков отец, таков и сын
  • Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
  • Благословил отец деток - до чужих клеток.
  • В глупом сыне и отец не волен.
  • Валяй, дети: отец в ответе.
  • Вдовец - деткам не отец, а сам круглый сирота.
  • Где отец пьет, там дитя мрет.
  • Глупому сыну и родной отец ума не пришьет
  • Дети крадут, а отец прячет
  • Дурному сыну и отец ума не купит.
  • И отец не поможет, когда сын занеможет.
  • Каждый думает, что у него больше ума, чем у соседа, точно так же, как каждый отец считает своих детей самыми красивыми в околотке.
  • Каков ясень, таков клин, какой отец, такой сын.
  • Толковый сын - правый глаз отца.
  • Из-за плохого сына бранят и отца.
  • На что отец, коли сам молодец?
  • Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.
  • Не женит отец - ин хоть словом потешит.
  • Дитя хоть и криво, а отцу с матерью дивоэ
  • Не надо тем кичиться, что мудр отец, пускай отец гордится, что сын мудрец.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.
  • Сын-то он мой, да ум-то у него свой.
  • Умный сын - отцу замена, а глупый - не в помощь.
  • Послушному сыну отцов приказ не ломит спину.
  • У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло.
  • От худого дитяти у отца голова седеет.
  • За что отец, за то и детки.
  • Отец про походы, а мать про расходы.
  • Отец наказывает, отец и хвалит.
  • Отец сына не на худо учит.
  • Про нашего батьку много молвы, да мало доброго.
  • И от доброго отца родится бешена овца.
  • Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.
  • Всегда отец веселится, когда сын родится.
  • Слава сына - отцу отрада.
  • Сын запоет – и отец не уймет.
  • Отец богатый - да сын неудатый.
  • Отец мой не кланялся, да и мне не велел.
  • Отец накопил, а сын распустил.
  • Коли есть отец да мать, так ребёнку благодать.

Поговорки и пословицы о семье:

  • Мальчик— утеха отцу,
  • А девочка радость матери.
  • Отец и мать — священные слова.
  • Все купишь, только отца с матерью не купишь.
  • При солнышке тепло, а при матери добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Роднее матери родни нет.
  • Родную мать никем не заменишь.
  • Ближе матери друга нет.
  • Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота.
  • Материнская ласка конца не имеет.
  • В материнском сердце про всех детей ласки хватит.
  • Всякой матери свое дитя мило.
  • Родная мать и высоко замахивает, да не больно бьет.
  • Материнский гнев — что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает.
  • Птица рада весне, а дитя — матери.
  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
  • Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
  • Слава сына — отцу отрада.
  • От худого дитяти у отца голова седеет.
  • Толковый сын — правый глаз отца.
  • Доброта отца, как гора, высока; любовь матери, как море, глубока. (Япон.)
  • Материнская любовь всегда нова. (Литое.)
  • Мать любит нежно, а отец крепко. (Итал.)
  • Материнское терпение все перетерпит. (Азерб.)
  • У курицы не бывает трех ног; у матери бывает два сердца. (Кит.)
  • У хорошей матери и дети хорошие. (Вьетн.)
  • Мать ляжет на мокром, а детям постелит сухое. (Вьетн.)
  • Медведица назовет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ежонка — мягоньким. (Азерб.)
  • Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона принесла своего детеныша. (Чечено-ингуш.)
  • Поросенок и хрюкать учится у матери. (Азерб.)
  • Любящий свою мать не бросит и чужую. (Азерб.)
  • Оскорбивший своего отца будет презираем народом; оскорбивший свою мать будет нуждаться в куске хлеба. (Узбек.)
  • Для дитяти отец всегда сильнее всех. (Азерб.)
  • Отец — сокровище, брат — опора, а друг — и то и другое. (Англ.)
  • Ребенок без отца, что дом без крыши. (Афр.)
  • Дети — украшение дома. (Азерб.)
  • Родительская доброта безмерна, как море. (Япон.)
  • Дом украшают дети, стол — гости. (Азерб.)
  • Дети без воспитания несчастнее круглых сирот. (Азерб.)
  • Сын — опора, дочь — украшение. (Азерб.)
  • Вырастишь сына — обеспечишь старость, соберешь зерно — предотвратишь голод. (Кит.)
  • Старшая дочь — нянька для младших. (Вьетн.)
  • У кого есть младший брат, у того есть и отдых, у кого есть старший, у того есть счастье. (Кирг.)
  • Без брата брат, что сокол без крыла. (Чечено-ингуш.)
  • Кошка привязывается к дому, собака — к хозяину, ребенок — к матери. (Кит.)
  • Если для матери сделаешь яичницу даже на своей ладони, и тогда у нее будешь в долгу. (Арм.)
  • У сына болит пальчик, а у матери сердце. (Белорус.)

Дидактические игры и упражнения:

«Дорожные знаки», «Профессии», «Одень куклу», «Магазин», «Прически», «Военная техника», «Назови смелую профессию»

«Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка - Мальчик

Вышивает - Строит

Плачет - Копает

Шьет - Пилит

Варит - Режет

Прыгает через скакалку - Носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание - определить, что делают девочки, а что — мальчики.

«Поймай — скажи»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых. Оборудование: мяч.

Описание игры: дети становятся в крут, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач - лечит, художник - рисует, повар - варит, пожарный - тушит, плотник - строгает.

«Про Олю и Колю»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что он мальчик. Оля любит шить, потому что она девочка.

«Скажи, где правильно»

Оборудование: набор карточек. Образец:

1 карточка — мальчик в автобусе сидит, а девочка стоит;

2 карточка — девочка в автобусе сидит, а мальчик стоит.

Где правильно?

«Рассеянный художник»

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах. Оборудование: набор картинок.

Описание игры: на карточках изображены люди разных профессий, в руках у них перепутаны инструменты. Необходимо исправить ошибку художника.

Описание карточек: у врача - молоток, у плотника - градусник.

«Кому что нужно для игры»

Оборудование: лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

Описание игры: определить, какие игрушки нужны мальчику, а какие - девочке. Образец:

«Кто работает в детском саду»

Цель: закрепить знания о профессиональной деятельности сотрудников детского сада (заведующий, методист, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед, кастелянша-швея, кладовщик, повар, младший воспитатель) .

Оборудование: альбом с фотографиями сотрудников детского сада во время работы (кастелянша шьет, музыкальный руководитель играет на пианино, повар готовит, воспитатель гуляет с детьми) .

«Кому что нужно для работы»

Цели: закрепить знания о профессиях мужчин и женщин. Называть инструменты и оборудование для профессиональной деятельности.

Оборудование: большие карточки (30x12 см) с изображением женских и мужских профессий (врач, учитель, парикмахер, пожарный, капитан, летчик); несколько маленьких карточек (10x12 см) с изображением градусника, шприца, глобуса, книги, тетради, ручки, расчески, ножниц, лака для волос, фена, огнетушителя, пожарной машины, самолета, парохода и т. п.

Описание игры: воспитатель на столе раскладывает большие карточки, маленькие перемешивает, предлагает детям найти необходимые инструменты и оборудование для каждого работника, изображенного на больших игровых полях, соотнести изображенные предметы с профессией.

«Кто что носит»

Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Оборудование: фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона; предметы одежды.

Описание игры: нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Воспитатель достает по очереди разные предметы одежды, которые принадлежат либо девочке, либо мальчику. Воспитатель может показать ребятам юбку и как бы по ошибке приложить ее к фигурке мальчика. Дети исправляют ошибку. Воспитатель специально допускает ошибки, мальчику предлагает завязать бант, вызывая у детей смех. Дети вместе с воспитателем одевают кукол. Дополнительно можно предложить детям выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле - машинку, удочку, лошадку.

«Наши прически»

Цели: рассказать детям о такой детали внешнего вида, как прическа. Развивать фантазию, воображение.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки; принадлежности для ухода за волосами: расческа, заколки, резиночки, бантики; зеркало.

Описание игры: воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Воспитатель рассказывает о разной длине и цвете волос, деталях и особенностях причесок. Дети угадывают, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких - девочку.

Короткая стрижка.

Длинная стрижка.

Но кто здесь девчонка?

И кто здесь мальчишка?

После небольшой беседы и чтения стихотворения воспитатель приглашает мальчика и девочку выступить в роли парикмахеров. Остальные дети садятся вокруг маленьких парикмахеров и помогают им сделать прическу мальчику. В конце игры все дети вместе обсуждают результаты работы каждого.

«Кто что делает? »

Цель закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.

Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома, л гниет. .(что делает) ; писатель —. ; парикмахер —. ; милиционер -, архитектор -. ; стюардесса —. .

«Сундучок русской хозяйки».

Цель: расширение представлений дошкольников о быте русского народа, развитие ценностного отношения к труду женщины, желание во всем ей помогать, развитие интереса к истории и культуре своего народа.

«Мама».

Цель — развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.

Игровой материал: набор открыток с изображением букетов цветов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».

Ход игры, педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры) », «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор.

«Настроение».

Цель — формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду.

Игровой материал: набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.

Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе раз-вертывания сюжетной линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитатель может использовать графические модели различных эмоций.

«Кем я буду и каким?»

Цель — осмысление ребенком планов на будущее, формирование. умения делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.

Игровой материал — картинки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Педагог задает детям следующие вопросы: «Сколько профессий может освоить человек? От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему? Какие профессии называются женскими, какие мужскими? »

Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;

Самолетом правит. (летчик,

Трактор водит. (тракторист,

Электричку —. (машинист,

Стены выкрасил. (маляр,

Доску выстрогал. (столяр,

В доме свет провел. (монтер,

В шахте трудится. (шахтер,

В жаркой кузнице -. (кузнец,

За прилавком —. (продавец) .

Кто все знает —. (молодец! .

После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской? » Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.

Игры-состязания

  • «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»
  • «Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»
  • «Кто больше назовет имен мальчиков (девочек) »
  • «Назови смелую профессию».
  • «Напиши словесный портрет девочки (мальчика) ».
  • «Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве и т. д. ».
  • «Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений».
  • «Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения».
  • «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и т. д. ». (Например: веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь) .

Игры-занятия с куклами

  • «Накормим куклу Машу»
  • «Оденем куклу Машу на прогулку»
  • «Куклы ждут гостей»
  • «Куклы заболели»

Символические игры

«Предмет — мужчина, предмет — женщина».

Педагог предлагает рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш и др.) и представить, каким бы он был, если бы был человеком (мужчиной или женщиной). Дети обыгрывают эти предметы, изображая их взаимодействие, посредством жестов или речью.

Имитационные игры

Детям предлагается исполнить роль того или иного персонажа, показать жестами, мимикой эмоциональное состояние героя: «Рассердившаяся девочка», «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Веселый папа», «Обиженная дочка», «Уставшая бабушка», «Злобный мальчик» и т. д.

Сюжетно – ролевые игры:

Цель - овладение полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения. Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности

«Дочки-матери», «Семья», «Показ моделей», «Салон красоты», «Магазин», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Моряки», «Шоферы», «Пожарные на учении», «Военные на учении», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру», «Дети заболели», «В семье именины», «Стирка кукольной одежды»: мальчики носят воду (девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки вывешивают).

Игры-драматизации

«Спящая красавица».

Цель — формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; развитие способности и желания говорить красивые слова своим товарищам.

Мальчикам и девочкам предлагают по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать такие хорошие, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящих принца или красавицу.

«Сказка наоборот».

Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.

Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка — Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Беседы:

  • «Каким должен быть папа, какой должна быть мама»
  • «Кем я хочу стать»
  • «Мамочка любимая»
  • «Мой папа самый лучший»,
  • «Как работают пожарные»
  • «Бравые солдаты»
  • «Мальчик и девочка – такие разные и такие похожие»
  • «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины»
  • «Мальчики и девочки в совместной деятельности»
  • «Мальчик и девочка –  будущая семья»
  • «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)»
  • «Мальчики — маленькие рыцари»
  • «Мальчики - юные мастера»
  • «Мальчики – будущие папы»
  • «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы»
  • «Девочки - маленькие принцессы»
  • «Девочки – будущие мамы».

Беседа о мальчиках и девочках.

Цель: уточнить разницу в манере поведения мальчиков и девочек.

Педагог находит сходства и различия в видах деятельности детей, которыми они занимаются (футбол, борьба, танцы) .

Стихотворение о мальчиках:

Ах, эти вездесущие мальчишки!

За ними нет возможности угнаться.

Сидели б дома, да читали книжки,

Но нет, им надо в море собираться.

Один из них откроет Антарктиду,

Другой изобретёт велосипед,

А третий вовсе пропадёт из виду,

Чтобы в Китае встретить свой рассвет.

Исколесят моря и океаны,

Им небольшой покажется земля,

И в космос выйдут гордо капитаны,

стоявшие когда-то у руля.

Ах, эти вездесущие мальчишки!

И хоть проходит детства полоса,

И пишутся уже другие книжки,

В душе у них всё те же паруса!

Е. Долгих

О девочках:

Две сестренки платья шили

Кукле Даше, кукле Миле,

Разложили на диван

Старый мамин сарафан.

Раскроили, платья сшили,

Всех подружек удивили:

Куклы, словно две сестры,

Как две капельки воды!

То ли Мила, то ли Даша,

Не поймут сестренки наши,

Долго длился это спор

У двойняшек, у сестер.

Игра-беседа «Чем же мы отличаемся?».

Цель: в игровой форме обобщить представления детей об отличиях мужского и женского организма.

Педагог делит детей на две группы. Выставляются два контура фигур: мужской и женский. Задача детей по очереди называть признаки, по которым они различаются. За каждый признак педагог ставит балл, выигрывает та команда, у которой больше баллов (у м. голова более массивная, грудная клетка крупная, таз более узкий, сильные руки и ноги и т. д.).

Специально-организованные проблемные ситуации.

Например.

1. Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Алеша из старшей группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых мальчиках мы читали в книжках? (Глушнев Г. Защитник; Даг. нар. сказка «Храбрый мальчик» и др.). Кого должны защищать мальчики и почему?

2. Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили — плачет, платьице испачкала — плачет, рисунок не получился — плачет. Знаете ли вы таких девочек? Как их называют? А книжки мы читали про таких девочек? (Барто А. «Девочка-ревушка»; Прокофьева С. «Когда можно плакать»; рус. нар. сказка «Царевна-Несмеяна» и др.) .

3. Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям. (Варткинаян А. «Помощницы»; Воронько П. «Мальчик-Помогай»; Люшнин Г. «Мастерица»; Александрова 3. «Сережа моет калоши» и др.)

4. В нашей группе все девочки красивые, аккуратные, опрятные. И я очень рада, что у нас нет таких девочек, о которых написано в книжках (Барто А. «Девочка чумазая»; Благинина Е. «Как у нашей Ирки», Воронкова Л. «Маша-растеряша» и др.) . Нравятся ли вам героини этих книжек? Почему?

Модели поведения в ситуации для мальчиков:

1. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула.

Ты: уступишь ей свой стул;

скажешь воспитателю;

будешь кушать, не замечая девочки.

2. Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка.

Ты: бежишь впереди, разглядывая витрины;

громко требуешь купить поправившуюся игрушку;

предлагаешь маме помочь донести сумку.

3. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу.

Ты: просипишь Наташу угостить тебя конфетами;

подбираешь конфеты и отдаешь их девочке;

не обращаешь па Наташу внимания.

4. Миша забрал у Анечки игрушку. Анечка плачет.

Ты: отберешь у Миши Анечкину игрушку и вернешь ее девочке;

уступишь Анечке свою игрушку;

будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.

5. В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал толпа детей.

Ты: расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;

пропускаешь девочек вперед, потом входишь в зал;

заходишь в числе первых, занимаешь место себе и знакомой девочке.

Модель поведения в ситуации для девочек:

1. На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками.

Ты: говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;

отвечаешь, что у тебя есть и получше;

просишь поносить бантики.

2. В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет.

Ты: скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;

назовешь его «плаксой-ваксой»;

будешь играть с другими детьми.

3. На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку.

Ты: говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;

разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверное, интересная;

говоришь, что у тебя книжек и так полно.

4. После обеда мама просит помочь убрать со стола.

Ты: с радостью помогаешь маме;

говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;

отказываешься помогать.

5. Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой.

Ты: приносишь домой букет цветов из парка;

рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;

ничего не говоришь о прогулке.

Моделирование ситуаций

«Прими решение».

Цель — формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе.

Педагог читает детям сказку: «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Наконец, ключи были найдены и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было.»

Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются.

1. Алеша и Дима, играя, не поделили машину. Что может произойти, если никто из них не хочет уступить? Как решить конфликт по-мужски?

2. Мама просит Свету убрать игрушки за собой и положить их на место. Что будет, если Света выполнит мамину просьбу? А если откажется?

Модель поведения для мальчиков:

1. Ты едешь в трамвае, сидишь у окна. Входит женщина.

-Ты уступаешь ей место?

-Продолжаешь сидеть и смотреть в окно?

-Взбираешься на колени мамы?

2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Что ты делаешь в такой ситуации?

-Зовешь старшего брата или маму?

-Сам заступаешься за девочку?

Модель поведения для девочек:

  1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок.

-Ты помогаешь Алеше привести себя в порядок?

-Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика?

-Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?

  1. Мама заболела.

-Ты будешь заботиться о ней?

-Или продолжишь играть как ни в чем не бывало?

-Станешь капризничать?

Имитационные игры

«Любящие родители». Дети передают эмоции радости, нежное, заботливое отношение «родителей» к своим «детям», пользуясь мимикой.

«Гневная жена». Дети выражают и осуждают эмоции ярости.

«Бездомная кошка». Развиваем у детей умение жалеть и ласкать нуждающихся во внимании.

«Разъяренная медведица». Дети выражают эмоции гнева. Объясняют причины возникновения гнева у людей и животных и способы выхода из этого состояния.

«Охота Бабы Яги». Дети передают характер отрицательного сказочного героя с помощью выразительных движений, мимики.

Коммуникативные методы

«Подсказ на ушко». «Спроси у девочки, не помочь ли ей поднести корзину с игрушками». «Поинтересуйся у мальчика, сможет ли он сам красиво заправить постель».

«Посмотри в глаза». Детям предлагают разобраться по парам, посмотреть в глаза и представить, каким (какой) будет партнер (партнерша, когда вырастет. Рассказать об этом.

«Секретные совещания». Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки — аналогично.

Игра «Подарок». Все дети сидят в круге (мальчик — девочка — мальчик — девочка). Воспитатель предлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке). По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка.

«Сделай комплимент». Педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца или королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты?

Элементы театральной педагогики — проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми. (Случай на прогулке.

«Джентльмен» в раздевалке. Неприятность за столом. Мы в театре. Маленькая помощница.) Мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола.

Игры-состязания

«Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям и т. д. »

«Кто душевнее споет колыбельную песню для сына или для дочки».

«Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями».

«Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины) ».

«Кто больше назовет старинных предметов быта».

Русские народные игры:

Игра «Царевна-королевна»

Цель — овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребенка.

Ход игры. Участники игры становятся в хоровод, за кругом находится девочка («царевна», выбранная с помощью считалки. Все поют хором:

По за городу гуляет

Царевна-королевна.

Пожалуйте в городок,

(участники хоровода поднимают руки «арками»)

Царевна-королевна.

К кому хочешь подойди,

Царевна-королевна.

Да пониже поклонись,

Царевна-королевна.

Да по городу пройдись,

Царевна-королевна.

В соответствии с текстом песни «царевна» подходит к выбранному мальчику, кланяется, идет под руку с ним навстречу движению хоровода, затем выводит его за хоровод («за город»). Игра начинается снова, но со словами «царевич-королевич».

Игра «В хороводе были мы».

Цель — овладение нормами межполового общения.

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его становится «парочка» (мальчик и девочка, выбранные по жребию, которые затем, после окончания песни, выбирают себе новую пару (девочка — мальчика и наоборот) .

В хороводе были мы,

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись,

Ай-люли, покажись.

«Утка». 

Играющие становятся в круг попарно. В центре круга — «утка» (девочка, а за кругом мальчик — «селезень». По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

Продуктивная деятельность:

Ручной труд: «Машины», «Танк», «Самолет», «Роботы», «Матрешки», «Куколки», «Веночек для моей куклы»…

Рисование/ Аппликация: «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Букет Цветов», «Платочек для мамочки», «Моя семья», «Украсим посуду»

Выставка детских рисунков. «Мой папа (мама)», «Кем быть»…

Лепка: «Посуда», «Угощения», «Вкусное печенье», «Фрукты», «Овощи», «Танки», «Роботы», «Пограничник с собакой», «Самолеты»,

«Моя любимая кукла»…

Спортивные игры, досуги и развлечения:

«Рыцарский турнир»,

«Вперед, мальчишки»

«А ну-ка, девочки»

«Мама, папа и я – спортивная семья»

  1.  «Рыцарский турнир»

Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армрестлинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

  1. «Маленькая хозяйка»

Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

Эстафета «Девочки-белочки и мальчики-зайчики».

Цель: в игровой форме обобщить представления детей об отличиях мужского и женского организма.

Педагог делит детей на две группы. Выставляются два контура фигур: мужской и женский. Задача детей по очереди называть признаки, по которым они различаются. За каждый признак педагог ставит балл, выигрывает та команда, у которой больше баллов (у м. сильные руки и ноги, м. более ловкие, быстрые; разная одежда и т. д.) .

Спортивные соревнование «Белочки и Зайчики» (по парам) .

Цель: показать детям в ходе эксперимента, по каким показателям мальчики отличаются от девочек одного возраста.

1. «Кто более меткий? »

Дети выходят по парам (мальчик и девочка) и бросают мяч в кольцо, бросив мяч, пара отходит назад, подходит другая пара. Педагог записывает результат и вывод (пример) : мальчики попали 6 раз, девочки 4 раза, победили мальчики им балл.

2. «Кто самый быстрый и ловкий».

Перед командами стоят несколько кеглей, дети должны проползти между ними. Побеждает команда, которая меньше всего сбила кеглей.

3. «У кого сильнее руки? » (армрестлинг) .

4. «Кто более гибкий? »

Педагог натягивает веревку, а дети по очереди должны пройти под ней не дотронувшись.

5. «Снова сравним силу».

По команде воспитателя все дети одновременно становятся на одну ногу. Кто коснулся пола выходит из игры.

«Надень и попляши».

Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в цетре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, - влево.

Маша тапки примеряла,

Чуть надела — захромала.

Стала Маша выбирать

Кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши,

На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

«Утка и утята».

Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ответе! ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игровой материал: покрывало.

Ход игры. И игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детейl) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанною утенка коршун украсть не сможет. Когда псе утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

«Цветы и пчелки». Педагог предлагает детям распределиться на две команды — девочек и мальчиков. Девочки — пчелки, а мальчики — цветы.

Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головами, подражая жужжанию пчелы. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. По второму сигналу дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели, а девочки изображают красивые цветы.

«Море». Педагог просит детей сесть в круг и предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети вслед за педагогом изображают «ласковые» и «веселые» волны.

После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

Сказка про девочку, которая не любила причесываться

Жила — была девочка. Звали её Лора, и ходила она в детский сад.

Лора очень не любила причёсывать свои белокурые вьющиеся волосы. Каждое утро начиналось с капризов. Мама предлагала причесать Лору, завязать ей яркий бант, заколоть красивые заколки или просто закрепить волосы разноцветными резинками. Но Лора не хотела ни бантов, ни заколок, ни резинок. Ничего она не хотела. А вид расчёсок, гребешков и массажных щёток на туалетном столике всегда портил настроение.

— Какая же ты упрямая девочка! — огорчалась мама. Так, непричёсанная, Лора ходила в детский сад. А как вы думаете, ребятки, сколько времени можно не причёсываться, и как к вам станут относиться друзья?

Лора не очень расстраивалась оттого, что с ней не играют дети. Она сама придумывала себе игры и одна играла в них. Она и сама не понимала, почему так не любит причёсываться. Когда её об этом спрашивали, она только хмурила брови:

— Не люблю, и всё!

А надо вам сказать, что Лора очень любила ходить в парк, где для детей устроено много разных развлечений. Она обожала кататься на качелях, каруселях, горках и участвовать в других аттракционах. Но особенно она любила парк аттракционов- Супер Ленд! Каждый год мама с папой её водили в этот парк. Лора всегда с нетерпением ждала этого дня, как большого праздника.

Наконец, этот день наступил! Но утро, как всегда, началось с капризов и нежелания причёсываться. Мама с папой устали уговаривать Лору и отправились в Супер-Ленд без настроения. Да ещё при входе их ждал неприятный сюрприз. Лора выглядела очень неопрятно: она была лохматая, спутанные волосы торчали в разные стороны и всё время лезли в глаза, уши и рот. Поэтому контролёр, проверяющий входные билеты, стал расспрашивать Лориных родителей, кого это они хотят провести в парк.

— Если это маленькая собачка болонка, — то в парк с собаками вход запрещён! Они могут покусать посетителей!

— Это вовсе не собачка! Это наша дочка Лора! Она такая лохматая, потому что не любит причёсываться, — грустно сказала мама.

— Пожалуйста, пропустите нас в парк! — попросил папа. -Лора никого не укусит.

— Конечно, если у вас есть билеты, — проходите! Думаю, что Ваша дочка скоро захочет измениться. В нашем парке, — как в сказке, — всё может случиться, — загадочно произнёс контролёр.

Супер-Ленд — необычный парк. Много сказочных героев ждут детей, чтобы вместе повеселиться, покататься, поиграть в разные игры. Лора была в восторге, и от радости даже захлопала в ладоши. Мама вынула из своей сумочки красивый розовый гребешок и предложила Лоре причесаться, на что Лора топнула ногой, выхватила у мамы из рук гребешок и бросила его на газон. Затем , не оглядываясь, она побежала к каруселям. Карусель называлась «Русалочка». У входа стояла Русалочка и приглашала всех покататься на морских лошадках. Но перед Лорой она закрыла входную калитку.

— А как же я? — расстроилась Лора, — я тоже хочу покататься на морских лошадках!-

— Я не могу взять тебя кататься, потому что ты растрепанная, непричёсанная девочка. Мои друзья-лошадки испугаются, да и дети не захотят кататься с тобой,- погрустнела Русалочка.

— Ну и не надо! Не нужны мне твои морские лошадки, без них обойдусь!

Лора отвернулась и побежала к другой карусели. Там стояла Золушка в ослепительном бальном платье. Она приглашала детей поехать с ней на бал во дворец. На карусели стояли золочёные кареты, дети садились в них и под весёлую музыку отправлялись в круговое путешествие. Лоре тоже захотелось поехать в сказочной карете на бал. Но золушка преградила ей путь волшебной палочкой:

— Девочка, в таком виде не ездят на бал. Ты, видимо, ошиблась сказкой. Твоя сказка очень страшная. А в нашей тебе не найдётся места!

Лора очень рассердилась, оттолкнула Золушку и убежала. Бежала, бежала, смотрит,- впереди небольшое озеро. Вода в озере чистая, прозрачная, вся в солнечных зайчиках. На берегу стоит маленькая девочка с пышным бантом в волосах. Лора сразу узнала девочку. Это же Дюймовочка! Мама часто перечитывала Лоре эту сказку, и Лора её очень любила. Дюймовочка усаживала детей в маленькие лодочки необычной формы. Они напоминали водяные лилии. Дети плавали в них по озеру, и это была очень приятная прогулка. Дети собирали кувшинки, камыши, слушали кваканье изумрудных лягушек, брызгались водой и весело смеялись.

Лора подошла к Дюймовочке и неуверенно спросила:

— А можно и мне покататься по озеру?

Вместо ответа Дюймовочка вынула из кармашка платья маленькое зеркальце и протянула его Лоре. Ведь Дюймовочка была очень доброй и вежливой девочкой. Лора взяла зеркальце и стала вертеть его в руках, раздумывая, посмотреть в него или нет. Лора вообще зеркала не любила. Она считала, что они ей не нужны, ведь причёсываться она не любила, а одевала её всегда мама. Лора убежала на другой конец озера и спряталась в камышах. Немного помедлив, она всё же решила посмотреться в зеркало. Увидев в нём что-то взъерошенное, лохматое, Лора даже отшатнулась:

— Кто это там?

И вдруг с ужасом поняла, что видит в зеркале своё отражение! Да, да, это она, Лора, со спутанными, торчащими в разные стороны, волосами!

— Ох, какая я страшная! — заплакала Лора. И вдруг почувствовала, что кто- то трогает её за руку. Перед ней стоял маленький гном. Лора рассказала обо всём, что сегодня произошло, маленькому гному, проявившему сочувствие её горю.

— Что же мне делать? Ведь простым гребешком мои волосы уже не расчесать! Гномик, помоги мне! Я тебя сразу узнала, ты из сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями». Как ты сюда попал?

— Ты совершенно права, я друг Нильса. А здесь на озере я купался. Теперь возвращаюсь домой. О тебе я тоже слышал от сказочных героев. Говорят, ты не любишь ухаживать за волосами! Это плохо! У тебя такие красивые волосы! Если их вымыть и причесать, ты будешь похожа на сказочную принцессу. И все сразу тебя полюбят и захотят дружить с тобой. Пожалуй, я смогу тебе помочь, если ты сама этого очень захочешь.

— Да, милый гном, я согласна.

— Тогда слушай внимательно, Лора. Ты должна вспомнить всех, кого обидела сегодня, и исправить свои ошибки. Это и легко, и сложно. Но только так я смогу тебе помочь.

Сказав это, гном исчез. Лора присела на травку и стала вспоминать всё с самого утра. Она обидела своей грубостью мамочку и папочку! Нужно немедленно извиниться! И девочка побежала к ним. Затем она вспомнила о Русалочке, Золушке и Дюймовочке, — и тоже извинилась перед ними. Счастливая оттого, что все её простили, она стала ждать возвращения гнома.

Но гном всё не появлялся. Лора решила ещё раз вспомнить весь сегодняшний день, может быть, она что-то забыла? И вдруг она вспомнила о своём розовом гребешке! Как она могла забыть о нём?! Лора обидела его больше всех! Нужно срочно его разыскать, найти то место, куда его бросила. И девочка побежала к газону искать в травке свой розовый гребешок. Но гребешка нигде не было. Лора заплакала:

— Милый мой гребешок, я так плохо обошлась с тобой, прости меня, пожалуйста, я хочу быть тебе другом, где ты?

Только она это сказала, — сразу увидела гнома. Он сидел на пенёчке и улыбался ей. Но Лора оставалась грустной, ведь её розовый гребешок так и не нашёлся! Тогда гном загадочно произнёс:

— Твой розовый гребешок побывал в гостях у волшебных сказок и сейчас спешит к тебе. Он очень рад, что станет тебе другом.

И тут в руках у девочки появился её гребешок. Волшебные сказки наделили его волшебной силой, и он легко расчесал спутанные волосы Лоры.

Лора преобразилась. Её светлые вьющиеся волосы улеглись в красивейшую причёску, глаза заискрились радостью и весельем, а на её сияющую улыбку люди тоже отвечали улыбками и восхищёнными взглядами. У девочки появилось много друзей и подруг, и Лора никого больше не обижала. А с розовым гребешком и зеркальцем Дюймовочки она никогда не расстаётся.

И вы, девочки и мальчики, будьте всегда опрятными, аккуратными и вежливыми. Пусть у вас будет много друзей и подруг, слушайтесь своих родителей и не попадайте ни в какие неприятные истории, пусть даже сказочные!

Сказка Царевна - несмеяна

Русские народные сказки

Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные - и празднуют; живут горемычные - и трудятся; каждому своя доля!

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.

Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.

- Пускай, - говорит, - пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою.

Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут - и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды - царевна все не смеется.

На другом конце в своем уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пасал, в беспрестанных был трудах. Хозяин его - человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол:

- Бери ,- говорит, - сколько хочешь!

А сам в двери и вышел вон.

Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал ее в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь - денежка у пего выкатилась и потонула на дно.

Остался бедняк ни при чем. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.

- Все, - говорит, - бог посылает господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!

И снова за работу - каждое дело в его руках огнем горит!

Кончился срок, минул еще год, хозяин ему мешок денег на стол:

- Бери, - говорит, - сколько душа хочет!

А сам в двери и вышел вон.

Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошел напиться и выпустил невзначай из рук - денежка в колодезь и потонула.

Еще усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет; чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.

Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол:

- Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!

А сам вышел вон.

Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить - глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: “Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!”

Подумал и пошел куда глаза глядят. Идет он полем, бежит мышь:

- Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сама пригожусь! Дал ей денежку. Идет лесом, ползет жук:

- Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!

Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встрелся сом:

- Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!

Он и тому не отказал, последнюю отдал.

Сам пришел в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти - не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь.

Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.

Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.

- Кто, кто развеселил мою дочь? - спрашивает царь. Тот говорит: “Я”; другой: “Я”.

- Нет! - сказала Несмеяна-царевна. - Вон этот человек! - И указала на работника.

Тотчас его во дворец, и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь свое царское слово сдержал; что обещал, то и даровал.

Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была,- так надо верить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дамы и джентльмены

Сценарий утренника 8 Марта для детей подготовительной к школе группы...

Где же вы, джентльмены?!

Лучшие традиции в нашей группе....

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Юные леди и джентльмены или как правильно сформировать красивую осанку"

По тому, как стоит человек, можно судить о его воспитании, о культуре поведения и отношении к тому человеку, который находится рядом с ним....

Спортивное развлечение "Джентльмены удачи"10.08.16.

Сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать двигательные навыки и умения....

Спортивное развлечение "Джентльмены удачи" 14.08.16

Сохранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать двигательные навыки и умения....

Принцессы и джентльмены

Утренник, посвящённый дню восьмого марта в старшей группе...

Сценарий праздника, посвящённого 8 марта "Леди и джентльмены"

сценарий для дошкольников подготовительных к школе групп праздника мам...