Главные вкладки

    Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»
    статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Крылова Татьяна Александровна

    Статья представляет практические советы по планированию целенаправленой работы по знакомству дошкольников 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx33.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья «Практические вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной русской культуре»

    "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"

    К.Д.Ушинский

    В настоящее время всё чаще поднимается вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения, в частности, дошкольников. Как научить маленького человека любить окружающий мир, понимать природу. Как объяснить ребёнку, что будущее зависит от отношения людей к бесценным дарам природы.

    Всем известно, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу: понимать некоторые происходящие в ней явления.

    Нужно показать дошкольнику, что человек является частью природы и не может без неё жить. Ведь всё необходимое для существования человека даёт природа: воздух, воду, пищу, сырьё для промышленности и строительства. Но человек не может пользоваться её богатствами бесконечно, неограниченно. Природу надо беречь!

    Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста хорошо знакомы задачи экологического воспитания дошкольников: «Знакомить детей с неповторимостью и своеобразием каждого живого существа и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе» … и ещё «помочь детям в понимании роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней». Трудности выполнения этих задач состоит в том, что современные городские дети почти не знают многих природных явлений, они крайне редко выезжают на природу. Наблюдения в городе за сезонными изменениями очень скупы и блёклы.

    Я предлагаю заинтересовать детей жизнью наших предков в далёкие времена в окружении дикой природы, когда не было городов. Лес кормил, поил и охранял русского человека.

    Русский лес! Значение его в жизни человека чрезвычайно велико и разнообразно. Как бережно, с какой любовью относились крестьяне на Руси к природе, в частности, к деревьям. Как наблюдения за погодой, явлениями природы помогали им выжить, добиться урожаев, жить в тепле и добре.

    Знакомство с ролью леса в жизни русского народа может помочь детям в понимании роли человека в природе. С жизнью крестьян на Руси дошкольники знакомятся в ходе совместной деятельности воспитателя и детей в детском саду, в ходе самостоятельных наблюдений на прогулках, во время экскурсий в стенах Российского Этнографического музея. Используя экспонаты, как редчайшие образцы, сохранённые трудом музейных работников, мы поможем детям не только приобрести знания по этой теме, но и сформировать выводы, сделать маленькие «открытия». Эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе изучения темы поможет в формировании нравственных качеств.

    Деревянные архитектурные сооружения, скульптура, мебель, разнообразные предметы быта из дерева занимают значительное место в культурном наследии нашей страны. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

    В Российском Этнографическом музее собраны прекрасные образцы народного творчества изготовленного из дерева: посуда, орудия труда, мебель, игрушки. Дети могут полюбоваться на настоящий короб, в котором пряталась Машенька из сказки «Маша и медведь». Можно посмотреть на миски и ложки «трёх медведей», на колыбельку Алёнушки, а вот и настоящие лапти! Все экспонаты доступны детскому восприятию, т.к. несут понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

    Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек, посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Изделия народных мастеров радуют детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты.

    Предметы, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. Возрастает познавательный интерес к миру. Рассказывая детям не только о деревьях русского леса, их строении, сезонных изменениях, но и о непосредственном использовании дерева, о важности существования окружающей природы, помогает им разобраться в важных вопросах. Устанавливая зависимость способов существования конкретных деревьев от условий окружающей среды.

    Ребёнок, узнав о том, как поклонялся русский человек берёзе, дубу, сосне, сам начинает задумываться о значении деревьев в жизни человека. Надо помочь ему придти к выводу, что человек – друг природе. Оберегать окружающую природу – прекрасное желание.

    Посещение музея вызывает у детей желание знакомиться с традиционной русской культурой, умение использовать эти знания в различных ситуациях. Мы помогаем детям освоить правила поведения в музее, воспитываем навыки взаимного общения по поводу искусства. Дети быстро овладевают терминологией музея.

    Целенаправленная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста 6-7 лет с деревьями русского леса и элементами традиционной русской культуры позволит решить многие задачи:

    Линии развития ребёнка

    Образовательная область

    Задачи

    Физическое развитие

    Физическая культура

    Гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

    • развитие координации движений, быстроты реакции в ходе проведения хороводов и народных подвижных игр;
    • накопление и обогащение как индивидуального, так и совместного двигательного опыта детей (овладение основными движениями) в ходе проведения совместных хороводов и подвижных игр.

    Здоровье

    • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Познавательно-речевое развитие

    Познание

    • сенсорное развитие во время исследования предметов народного быта;
    • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
    • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

    Коммуникация

    • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
    • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Чтение художественной литературы

    • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о народной культуре;
    • приобщение к словесному искусству, в том числе народному фольклору, позволяющему стимулировать развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Социально-личностное развитие

    Социализация

    • развитие игровой деятельности детей;
    • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
    • ознакомление с правилами поведения в общественных местах (в том числе, в музее);
    • формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

    Труд

    • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду крестьян и его результатам;
    • формирование первичных представлений о труде крестьян, его роли в жизни человека.

    Безопасность

    • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
    • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
    • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

    Художественно-эстетическое развитие

    Музыка

    • развитие музыкально-художественной деятельности; ознакомление с русскими народными инструментами;
    • приобщение к музыкальному искусству, ознакомление с русскими народными песнями, хороводами, закличками.

    Художественное творчество

    • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) через создание предметов народного быта и предметов декоративного искусства;
    • развитие детского творчества.

    Начинать работу по ознакомлению детей 6-7 лет с традиционной русской культурой имеет смысл с организации экскурсий в Российский Этнографический музей по темам, которые помогли бы детям разобраться в сложных вопросах темы.

    1. «Как избу строили и украшали»
    2. «Деревянных дел мастер» (посуда, предметы быта)
    3. «Игрушки из дерева»

    Планирование работы по ознакомлению дошкольников 6-7 лет с ролью русского леса в жизни народа осуществляется в трёх направлениях:

    1. Знакомство с деревьями (выделение основных качеств и свойств деревьев; определение сезонных изменений, происходящих с деревьями; выделение необходимых условий для нормального роста деревьев)
    2. Использование деревьев в каждодневной жизни на примере экспонатов Российского Этнографического музея (использование деревьев как строительного материала, для изготовления домашней утвари, игрушек)
    3. Знакомство с элементами традиционной русской культуры (знакомство с бытом крестьянских детей и взрослых в русской деревне; проведение хороводов, закличек, русских народных игр; знакомство с народным фольклором (потешками, закличками, песнями, приметами, пословицами, поговорками)

    Работы ведётся в четырёх взаимосвязанных областях образовательного процесса:

    Непосредственно образовательная деятельность

    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    • интегрированная совместная деятельность воспитателя и детей;
    • экскурсии в Российский Этнографический музей (темы экскурсий: «Как избу строили и украшали», «Деревянных дел мастер» (посуда, предметы быта), «Игрушки из дерева»);
    • рассматривание предметов, изготовленных из древесины;
    • чтение детям художественной литературы (К.Ушинский «История одной яблоньки», Н.Павлов «Деревья зимой», «Зелёный друг», П.Воронько «Липка», «Берёзка», И.Бунин «Листопад»);
    • просмотр видео-роликов по теме;
    • дидактические игры;
    • игры-драматизации;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • беседы;
    • наблюдения.
    • сюжетно-ролевые игры в группе и на прогулке;
    • дидактические игры;
    • беседы;
    • проведение хороводных игр, русских народных игр; пение попевок, закличек;
    • наблюдения в природе
    • чтение художественной литературы;
    • рассматривание иллюстраций;
    • проговаривание потешек, использование загадок, докучных сказок.
    • сюжетно-ролевые игры;
    • дидактические игры;
    • рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, посвящённых народной тематике;
    • наблюдения в природе;
    • русские народные игры;
    • рисование, аппликация, лепка;
    • элементы трудовой деятельности.
    • посещение с детьми в Российского Этнографического музея в выходные дни по программе «Клуб выходного дня»;
    • участие в групповых конкурсах поделок по народному творчеству (плетение поясов, изготовление фенечек, т др.);
    • активное участие в досугах и праздниках, посвящённых русской народной культуре;
    • изготовление костюмов к народным праздникам.

    Для успешного освоения детьми 6-7 лет данной темы необходимо создание развивающей среды, а именно, создание развивающей зоны стилизованной под избу с необходимыми атрибутами: «красным углом», печью, женской и мужской лавками, столом, люлькой, различной утварью (коромыслом, прялкой, чугунами и др.). В избе присутствуют деревянная посуда, игрушки из дерева, соломы, тканные изделия (половики, полотенца, сшитые по росту взрослых и детей куклы, одетые в народные костюмы. Данная «изба» не является «закрытой зоной» для детей – здесь они играют, поют колыбельные, укладывают кукол спать, уединяются для размышлений. Есть одно правило: игра в «избе»: игра должна быть спокойной, размеренной, что определяется укладом того времени.

    Рядом с «избой» выделено место, где собраны книги и альбомы по теме, дидактические игры и музыкальные народные инструменты, куклы Лесовика и Домовёнка, которые знакомят детей с русским лесом и укладом народной жизни. Также, необходима специальная ширма, как бы маленький «балаган», где лежат пальчиковые куклы, куклы-перчатки – герои русских народных сказок.

    Знакомство детей с традиционной культурой, деревьями русского леса научит дошкольник любить родную землю, ценить историю своей страны, с уважением относиться к традициям и обычаям русского народа. Как писал Владимир Солоухин «Любовь к Родине и само чувство Родины возникает и сотворяется по мере проникновения в ту культуру, в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий, песен и языка, поэм и архитектуры, легенд и старины, которые Родина сотворила за все предшествовавшие века своего существования».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

     Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

    Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

    Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

    Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

    С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

    Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

    Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...