Экологический проект «Выращиваем бархатцы и астры»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Доронина Светлана Владимировна

Экологический проект «Выращиваем бархатцы и астры»

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, он и приумножать.

Идея проекта: Создание на территории  участка клумбы.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Автор проекта: Доронина С.В.

Сроки реализации проекта: апрель – сентябрь

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.

Задачи:

1) Образовательные:

Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

2) Развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:

Бережное отношение к природе.

Методы проекта:

1. Беседа

2. Развивающие игры

3. Наблюдения

4.Опыты, исследовательская деятельность

5. Труд

Материалы и оборудование:

1. Пакетированная почва

2. Семена

3. Вода

4. Контейнеры под рассаду

 Этапы работы:

 Подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.

Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов,  сбор  семян.

 Заключительный – итоговый.

Ожидаемые результаты.

1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают  красоту растительного мира.

2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют   устанавливать причинно-следственные связи.

3. Сформированы трудовые  умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей,  желание общаться с природой.

4.  В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- целевые прогулки по территории детского сада;

- беседы о цветах;

- рассматривание фотографий и картинок цветов;

- подготовка контейнеров с землей,  семян.

2. Этап – исследовательский. В группе детского сада разбили садик  на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов (бархатцы и астры). Посадка цветов 2 апреля, первые всходы 19 апреля.

  • Уход за растениями и полив.
  • Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.
  • Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Беседы:

  • «Цветы»;
  • «Какие бывают цветы? »;
  • «Охраняемые цветы».

Упражнение «Отгадайте»

О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?

О чем говорят полевые цветы с бабочками?

О чем говорят полевые  цветы с пчелками?

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Условия, необходимые для жизни растений»

1. «Солнце и растение»

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»

 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

2. «Вода и растение»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Опыт: «Растения «пьют» воду»

 Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

3. «Земля и растение»

Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.

Опыт:  « Влияние состава почвы на рост растений»            

Набрали для опыта в ведерках песок, глину, почву чернозем. Рассмотрели семена  фасоли.  Затем посадили фасоль в три горшка в песок,  в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем  песок сразу весь намок  хорошо пропускает воду ,глина почти не пропускает воду , а чернозем пропускает воду хуже , чем песок , но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках,  но результат будет разный.

НОД с детьми: «Посев семян бархатцев и астры»

Цель: Уточнить представления  детей о том, что растения (бархатцы, астры) выращивают из семян; учить различать семена бархатцев и астры по форме и размеру; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

 

Дидактические игры:

«Магазин цветов»

«Сложи цветок»,

«Собери цветы в вазу»,

«Садовник» и т.д.

3 Этап – заключительный.

  • Фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и астры»
  • Выставка рисунков «Любимые цветы»
  • Сбор семян цветов.
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

                       Анализ работы по проекту.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

 Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

           

                      Наблюдения

                                                                              Наблюдение 1 « Что цветет на нашем участке»                                              Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.                                                                                                                 Наблюдение 2 « Какие  они – цветущие растения?»                                            Осмотр растений с целью определить их строение ( найти стебель, листья, цветки, корни ). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.                                 Наблюдение 3 «Кто помогает цветам расти?»                                                Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения:  корень впитывает из земли влагу, питательные вещества;  стебель переносит их к листьям,  цветам, семенам;  листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.  Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в  котором  есть питательная почва,  вода, тепло, свет.  Расти цветам « помогают»:  солнце,  дождь, земля и люди.                                       Наблюдение 4 «Кто прилетает и садится на цветы?»                                Развивать умение замечать,   что растения стали крупнее,  появилось больше цветов, что на них садятся насекомые.                         Наблюдение 5  «Где еще растут садовые цветы?»                                          Целевая  прогулка за  пределы детского сада ( в соседнюю школу, детский сад,  парк и др.).  Рассматривание цветов, любование их красотой,  определение названий.                                                                          Наблюдение 5 « Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»                                                                                                                Дети  находят на участке семена созревающих трав ( подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они  сами опадают,  разносятся  ветром,  цепляются за одежду,  шерсть животных,  что семена можно собирать  для  зимней подкормки  птиц.                                            Наблюдение 6 «Как одуванчик ложиться спать?»                                      Обратить внимание на интересное явление - цветы  открыты в полдень  и  закрыты  вечером. Воспитатель  рассматривает с детьми  на прогулке  многочисленные одуванчики  на  газоне, отмечает,  как красивы их  желтые головки в зеленой траве.  Обращает   внимание детей на то, что крупные, выпуклые цветки раскрыты  навстречу  солнцу.                                                                            Наблюдение 7 «Как  выглядят одуванчики во влажную погоду и во  время дождя?»                                                                                                    Воспитатель,  в  соответствующую погоду дает  детям задание для  самостоятельного  наблюдения: посмотреть, как  «ведут» себя одуванчики,  как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с  ними  то, что они увидели.                                                                             Наблюдение 8 «Соберем  семена  садовых  цветов»                                     Осмотр цветов,  выявление  зрелых семян, сбор их в коробочки  или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один,  а семян много. Значит,  на будущий год можно вырастить много цветущих растений.                                                              Наблюдение 9 «Украсим группу,  детский сад красивыми цветами»        Дети любуются цветами: красотой астр, настурций, бархатцев, яркостью ноготков.  Называют, что красиво каждое растение. Срезают  цветы для украшения  группы, раздевалки,  для подарков малышам, заведующему. 

                               Все о цветах

Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. И мелкие «карлики» обладающие тонким листом, и отклоненные «середнячки» и прямостоячие великолепные «гиганты» прекрасно будут смотреться в любом из цветников, как на солнечном месте, так и в полутени.

Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Срезанные соцветия способны прекрасно дополнить букет. В срезанном виде они достаточно долго сохраняются. Достаточно просто поставить их в воду.

Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barkhattsy.docx721.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Выращиваем бархатцы и астры»

Актуальность проекта

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, он и приумножать.

Идея проекта: Создание на территории  участка клумбы.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Автор проекта: Доронина С.В.

Сроки реализации проекта: апрель – сентябрь

Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.

Задачи:

1) Образовательные:

Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

Дать понятие – комнатные растения, садовые, луговые.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

2) Развивающие:

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:

Бережное отношение к природе.

Методы проекта:

1. Беседа

2. Развивающие игры

3. Наблюдения

4.Опыты, исследовательская деятельность

5. Труд

Материалы и оборудование:

1. Пакетированная почва

2. Семена

3. Вода

4. Контейнеры под рассаду

 Этапы работы:

 Подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.

Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов,  сбор  семян.

 Заключительный – итоговый.

Ожидаемые результаты.

1. Дети самостоятельно наблюдают и замечают  красоту растительного мира.

2. У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют   устанавливать причинно-следственные связи.

3. Сформированы трудовые  умения и навыки по уходу за растениями, бережное отношение к труду людей,  желание общаться с природой.

4.  В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- целевые прогулки по территории детского сада;

- беседы о цветах;

- рассматривание фотографий и картинок цветов;

- подготовка контейнеров с землей,  семян.

2. Этап – исследовательский. В группе детского сада разбили садик  на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов (бархатцы и астры). Посадка цветов 2 апреля, первые всходы 19 апреля.

  • Уход за растениями и полив.
  • Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.
  • Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Беседы:

  • «Цветы»;
  • «Какие бывают цветы? »;
  • «Охраняемые цветы».

Упражнение «Отгадайте»

О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?

О чем говорят полевые цветы с бабочками?

О чем говорят полевые  цветы с пчелками?

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Условия, необходимые для жизни растений»

1. «Солнце и растение»

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»

 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

2. «Вода и растение»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Опыт: «Растения «пьют» воду»

 Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

3. «Земля и растение»

Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.

Опыт:  « Влияние состава почвы на рост растений»             

Набрали для опыта в ведерках песок, глину, почву чернозем. Рассмотрели семена  фасоли.  Затем посадили фасоль в три горшка в песок,  в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем  песок сразу весь намок  хорошо пропускает воду ,глина почти не пропускает воду , а чернозем пропускает воду хуже , чем песок , но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках,  но результат будет разный.

НОД с детьми: «Посев семян бархатцев и астры»

Цель: Уточнить представления  детей о том, что растения (бархатцы, астры) выращивают из семян; учить различать семена бархатцев и астры по форме и размеру; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

Дидактические игры:

«Магазин цветов»

«Сложи цветок»,

«Собери цветы в вазу»,

«Садовник» и т.д.

3 Этап – заключительный.

  • Фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы и астры»
  • Выставка рисунков «Любимые цветы»
  • Сбор семян цветов.
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

                       Анализ работы по проекту.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

 Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

           

                      Наблюдения

                                                                              Наблюдение 1 « Что цветет на нашем участке»                                              Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.                                                                                                                 Наблюдение 2 « Какие  они – цветущие растения?»                                            Осмотр растений с целью определить их строение ( найти стебель, листья, цветки, корни ). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.                                 Наблюдение 3 «Кто помогает цветам расти?»                                                Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения:  корень впитывает из земли влагу, питательные вещества;  стебель переносит их к листьям,  цветам, семенам;  листья поглощают свет; из цветов потом будут семена.  Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в  котором  есть питательная почва,  вода, тепло, свет.  Расти цветам « помогают»:  солнце,  дождь, земля и люди.                                       Наблюдение 4 «Кто прилетает и садится на цветы?»                                Развивать умение замечать,   что растения стали крупнее,  появилось больше цветов, что на них садятся насекомые.                         Наблюдение 5  «Где еще растут садовые цветы?»                                          Целевая  прогулка за  пределы детского сада ( в соседнюю школу, детский сад,  парк и др.).  Рассматривание цветов, любование их красотой,  определение названий.                                                                          Наблюдение 5 « Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»                                                                                                                Дети  находят на участке семена созревающих трав ( подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они  сами опадают,  разносятся  ветром,  цепляются за одежду,  шерсть животных,  что семена можно собирать  для  зимней подкормки  птиц.                                            Наблюдение 6 «Как одуванчик ложиться спать?»                                      Обратить внимание на интересное явление - цветы  открыты в полдень  и  закрыты  вечером. Воспитатель  рассматривает с детьми  на прогулке  многочисленные одуванчики  на  газоне, отмечает,  как красивы их  желтые головки в зеленой траве.  Обращает   внимание детей на то, что крупные, выпуклые цветки раскрыты  навстречу  солнцу.                                                                            Наблюдение 7 «Как  выглядят одуванчики во влажную погоду и во  время дождя?»                                                                                                    Воспитатель,  в  соответствующую погоду дает  детям задание для  самостоятельного  наблюдения: посмотреть, как  «ведут» себя одуванчики,  как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с  ними  то, что они увидели.                                                                             Наблюдение 8 «Соберем  семена  садовых  цветов»                                     Осмотр цветов,  выявление  зрелых семян, сбор их в коробочки  или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один,  а семян много. Значит,  на будущий год можно вырастить много цветущих растений.                                                              Наблюдение 9 «Украсим группу,  детский сад красивыми цветами»        Дети любуются цветами: красотой астр, настурций, бархатцев, яркостью ноготков.  Называют, что красиво каждое растение. Срезают  цветы для украшения  группы, раздевалки,  для подарков малышам, заведующему.  

                               Все о цветах

Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. И мелкие «карлики» обладающие тонким листом, и отклоненные «середнячки» и прямостоячие великолепные «гиганты» прекрасно будут смотреться в любом из цветников, как на солнечном месте, так и в полутени.

Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Срезанные соцветия способны прекрасно дополнить букет. В срезанном виде они достаточно долго сохраняются. Достаточно просто поставить их в воду.

Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.
Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Астра – слово греческое, означает "звезда". Согласно легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.

 

                 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Выращиваем астры"

Обогащения и расширения знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями....

Экологический проект "Выращиваем фасоль"

Экологическое воспитание у детей старшего возраста...

Экологический проект «Выращивание бархатцев».

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.Дети испытывают потребность в общении с при...

Проект "Выращиваем бархатцы"

Цель: обобщение и расширение знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями, привлечь к работе проекта как можно больше детей....

Экологический проект "Выращиваем витамины"

Идея оформления выращивания лука в стаканчиках с водой...

Проект: «Выращиваем бархатцы»

Исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом воспитании детей. Дети, которые живут в городе, не тесно соприкасаются с природой. Умение самостоятельно выраст...