Главные вкладки

    Статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

    Новикова Людмила Валериевна

    В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dlya_nsportala.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Некоторые методы и приёмы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР, из опыта работы воспитателя ГБДОУ детский сад №70

    Кировского района Санкт-Петербурга Новиковой Людмилы Валериевны.

    Воспитатели нашей группы работают вместе уже много лет. Сообща мы ищем и внедряем в свою работу интересные методы и приёмы, которые помогают нашим деткам лучше освоить

    новый материал.

    Произвольное внимание у детей с диагнозом ОНР недостаточно развито. Поэтому, мы через непроизвольное внимание прокладываем путь к развитию произвольного внимания.

    В этом нам помогает наглядный приём -  «проблемная ситуация».

    Придуманные и изготовленные воспитателем, совместно с детьми, плоскостные фигурки девочек, которых зовут «Ошибка» и мальчика «Навредилки» появляются в различных зонах группы. Это означает: Здесь что-то не так!

    Ребёнок, непроизвольно заинтересовавшись ситуацией, включив произвольное внимание, отыскивает ошибки, неточности и устраняет их. Объяснив всё детям и воспитателю, ребёнок убирает фигурку на место, в коробочку, где она хранится. Например: перепутана последовательность цифр в «гусенице» или на доске; переставлены месяцы в календаре природы; неправильно составлен герб

    города Санкт- Петербурга; в уголке  «Наши эмоции» у всех деток выставлены грустные пиктограммы и т.п.

    Для детей речевых групп важно развивать мелкую моторику рук.

    В этом нам помогают «обводки» и приём – «давайте вместе».

    Воспитатель начинает обводить трафарет сам, стараясь заинтересовать детей. Дети подключаются и тоже выбирают себе «обводку». Важно, чтобы работа имела смысл – обведем, раскрасим, придумаем сказку, рассказ. В этом речевом творчестве принимают участие все выполнившие работу.

    Сказки и рассказы записываем, пополняем копилку речевого материала.

    Этот же приём используем для приобщения детей к изобразительной деятельности.

    Сказки для наших деток имеют огромное значение. Они многому учат, помогают многое понять о взаимоотношениях, учат сочувствовать и сопереживать. Сказки помогают решать задачи по эмоциональному развитию дошколят.

    Наряду с приёмами «чтения», «прослушивания», «обыгрывания» сказок мы используем приём – «моделирования сказок» в соединении с развитием графомоторной функции.

    Уже познакомившись со сказкой, например, «Колобок», ребёнок обводит трафареты, по лексической теме, в предложенной воспитателем карточке, с уже нарисованной ситуацией из знакомой ребёнку сказки. Ребёнок сам выбирает трафареты по лексической теме, ориентируясь на заданный ему звук, обводит их в свободных местах карточки, с уже прорисованными воспитателем элементами ситуации, по внешнему или внутреннему контуру на выбор.

     Рассказывая видоизменённую знакомую сказку, опираясь  на созданную новую картинку-схему, ребёнок развивает своё речевое творчество, закрепляет лексическую тему, автоматизирует звуки в словах и в речи; развивается фантазия ребёнка.

     У детей с диагнозом ОНР бывают проблемы с памятью. Им сложно запоминать стихи, тексты песен. Детям неинтересно по несколько просто так периодически повторять слова стихов и песен. Очень продуктивным оказывается приём - «погружение ребёнка в звуковую среду». Дети играют, занимаются своими делами. Воспитатель включает магнитофон, и дети слышат стихи, которые выразительно читает воспитатель или песню, которую они поют на музыкальном занятии

    (стихи и песни, записываются на специальном устройстве, не искажающем звук).

     Запоминание материала происходит значительно быстрее.

    В своей работе широко используем мнемотехнические таблицы и коллажи. Применяем их при составлении рассказов по всем лексическим темам, при обучении детей составлению вопросов.

    Применяем  при разучивании и сочинении стихов, загадок, скороговорок.

    Приобщаем детей к изготовлению этих схем и коллажей.

    Имеются стихи, сочинённые нами о нашем городе, выучив которые, дети узнают много нового о конкретном памятнике или достопримечательности Санкт-Петербурга.

    Имеются стихи и загадки, сочинённые  и «зашифрованные» детьми вместе с родителями при использовании этих схем.

    Используем в работе и мнемотехнические таблицы, разработанные другими педагогами.

    Очень широко применяем в работе «Игровой» метод.

    Используем приём – «обучение игрушки» или «обучение игрушкой». Дети лучше усваивают материал, крепче запоминают, если им даёт советы кукла, а не воспитатель. Иногда куклы учат детей, а иногда дети учат кукол, доказывая тем, что они в чём-то ошибаются, причём, делают это очень увлечённо.

    Используем в работе разнообразные  обучающие игры и игрушки, созданные руками педагога и родителей вместе с детьми. В группе есть куклы: «Гусарик», «Поварёнок», «Знайка», «Незнайка», «»Светофорик», «Страшила», «Медуница», «Карандаш» и другие.

     Обучающие пособия «Светофоры» создавались вместе с детьми. Теперь они помогают в работе по ознакомлению с правилами перехода через проезжую часть.

    Важное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование занимательных игр и заданий. Они стимулируют развитие у детей самостоятельности, активности, развивают умение сосредоточиться, способствуют развитию произвольного внимания. Такие игры и задания способствуют развитию аналитического и логического мышления у детей.

    В нашей группе имеется очень много ребусов,  кроссвордов по лексическим темам и по ознакомлению с Санкт – Петербургом. Многие из них мы составили сами.

    После ознакомления  с достопримечательностями нашего города предлагаем читающим детям подготовительной группы закрепить свои знания при решении филвордов. В работе применяем филворды, разработанные и изготовленные нами.

    Предлагаем детям вычеркнуть заданные слова и ответить на вопрос, какому памятнику или какой достопримечательности нашего города посвящён данный филворд.

     Филворды, ребусы и кроссворды используются многократно, т.к.  при этом используется игровизор. Материал служит намного дольше.

    В своей работе мы стараемся использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют всестороннему развитию детей, прочному усвоению детьми знаний, развитию у детей связной речи, произвольного внимания, памяти, с помощью которых мы можем вызывать и поддерживать интерес детей к  новым, ещё не освоенным знаниям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

    Использование магнитных досок в процессе занятий с дошкольниками с нарушениями речи (из опыта работы)

    Данный материал рекомендуется для использования в работе учителей-логопедов и воспитателей,работающих с детьми старшего дошкольного возраста..предложенные задания для детей помогут дошкольникам с нару...

    Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

    Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При раз...

    Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

    Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

    «Предметно развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста» (материал из опыта работы).

    Идея развивающей среды не нова. Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал еще Фридрих Фребель.Особую популярность эта идея приобрела в начале ХХ  века среди т...

    Использование словесных игр и игр-превращений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

    Текст любой игры можно использовать для развития у ребёнка чувства ритма. Главное условие – это ритмичное, чёткое произношение текста педагогом. Народные тексты, которые лежат в основе большинст...