Конспект "Снежная королева"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Халиулина Светлана Викторовна

как животные готовятся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_snezhnaya_koroleva.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 350

г. Челябинска

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема недели: «Кто как готовятся к зиме»

Тема дня: «Дикие животные»

(образовательная область «Познание»)

Конспект разработали:

 С.В.Халиулина, воспитатель        первой квалификационной

категории,

Н.В.Андрюшина, старший

воспитатель.

Челябинск, 2013

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

«В поисках кристаллов Снежной Королевы»

Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье».

Формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,  двигательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Задачи:

Образовательные

-Познакомить детей с особенностями обитания и питания, подготовке к зиме (заяц, лиса, белка);   расширять представления об условиях необходимых для жизни диких животных;  (ОО «Познание»)

-Формировать обобщающее понятие «Дикие животные», актуализировать и обогащать словарь детей: мышкование, линька; формировать умение высказывать своё мнение, не перебивая товарищей; (ОО «Коммуникация»)

-Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворений, умению отгадывать загадки; (ОО «Чтение художественной литературы»);

-Формировать интегративные качества детей: аккуратность, желание добиться качественного выполнения задания, активность, умение планировать свои действия, обращаться за помощью к взрослому, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.  (ОО «Социализация»)

-Формировать интерес к окружающему миру, через  аппликацию различным приемам работы с нитью; обучать следовать устным инструкциям и последовательности действий.  (ОО «Художественное творчество»)

Развивающие

-Развивать диалогическую речь детей. (ОО «Коммуникация»)

-Развивать игровую деятельность через знакомство с новыми игровыми ситуациями; развивать уверенность в собственных силах. 

(ОО «Социализация»)

-Развивать художественный вкус, мелкую моторику рук,

творческие способности, фантазию.  (ОО «Художественное творчество»)

-Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением. (ОО «Физическая культура»)

Воспитательные

-Воспитывать доброе отношение к животным; воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность;  желание и умение работать группой,  подгруппами; способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга. (ОО «Социализация»)

-Воспитывать интерес к художественному слову; (ОО «Чтение художественной литературы»)

-Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. (ОО «Музыка», «Здоровье»)

Предварительная работа:

-Наблюдение за изменениями в природе осенью; беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных.

-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение рассказов и сказок Бианки.В «Хвосты», «Тайна ночного леса», Краснопевцев. В. П «Как животные служат людям».

- Дидактические игры: «Какое время года хозяйничает в лесу?»,  «Когда это бывает», «Дикие животные», «Времена года».

-Тематические физкультминутки «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и Волк».

Методы и приемы:

 - практические: мотивация, погружение в игровую ситуацию, Д/игра «Сложи силуэт животного», аппликация «Ниткография», поиск конвертов и  кристаллов, изготовление «воздушного шара», динамическая пауза «Три медведя».

- наглядные: рассматривание воздушного шара, рассматривание иллюстраций, картины леса, силуэты животных.

- словесные: использование художественного слова (загадывание загадок, чтение стихотворений), ситуативные беседы, напоминание, уточнение, обобщение, игровые,  голосовая и эмоциональная модуляция, обсуждение «Как звери готовятся к зиме» (установка на сезонные изменения), поощрение, похвала, рефлексия.

Материалы и оборудование:

-Воздушные шары  (надутые гелием), снежинка, эмблемы по количеству детей, конверты с набором разрезных картинок, иллюстрации с изображением диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, ёж, лось, белка), иллюстрация «Осенний лес»;

 -Игрушка – кристаллы, магнитофон  с вход USB, флешкарта с записью произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года»;

- На каждого ребенка: силуэты животных, пряжа или шерсть (для аппликации); клейстер, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

        Программное обеспечение: 

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобидзе, З.А. Михайлов и др. – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.-528с.;

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры: Сценарии занятий.  М., Сфера, 2004 г.;

 Т.А. Сидорчук « Система творческих заданий как средство обучения детей 4-7 лет в работе с противоречиями»;

С.Л.Гин « ТРИЗ в детском саду»;

И.А.Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду».

        

        Последующая деятельность

Варианты организации ОД в режимных моментах:

-Продолжать закреплять умение у детей решать противоречия в природе: «Что случится если…?», «Листья опадают: хорошо – плохо» и т.д.;

-Игра «Разбежались» на прогулке;

-На прогулке: игра «Как живешь колючий ёж?»;

-Оформление в группе «Дикие животные».


Взаимодействие с родителями с семьями воспитанников:

Чтение: И. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Бианки «Синичкин календарь», С. Козлов «Ежикина скрипка», К Коровин «Белка», Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», Р. Погодин «Откуда идут тучи», Я. Сладков «Разноцветная земля».

Создание совместных творческих проектов:

 «Писатели о диких животных»;

«Как вести себя в лесу»;

«Перелетные и зимующие птицы».

План НОД

1.Вводная часть.    

                                                       

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть.

Поисковая деятельность детей.

Д/и «Сложи силуэт животного».

Показ иллюстраций и картинок с дикими животными, комментирование,  дискуссия.

Загадки.

Физкультурная пауза «Три медведя».

Аппликация «Ниткография».

3.Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Сюрпризный момент.

Длительность НОД

2 мин.

20 мин.

    3 мин.

25мин.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 Вводная

часть

В группу залетают воздушные шары, а к ниточке белого привязана снежинка, внутри шара эмблемы.

Затем в группу входит воспитатель.

-Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!

К вам не залетали воздушные шары, я видела, как они пролетали мимо вашего окна? Извините, я забыла представиться.

Меня зовут Светлана Викторовна, я воспитатель подготовительной группы «Журавушки».

А ваши имена я прочитала на бейджиках.

- Ребята, может шарики неслучайно залетели в вашу группу? Прочитаем, что написано на снежинке?

дети в произвольном порядке стоят на ковре,

исследуют воздушный шар, снежинку.

- Ответы детей

Организационный момент

«Здравствуйте дети! В лесу случилась беда, Снежная королева, потеряла 3 волшебных кристалла  и сильно разозлилась. Она заколдовала лесных животных  и забрала у них шубки. Звери забыли свои названия, забыли, что им нужно готовиться к зиме. Помогите, пожалуйста, лесным жителям, найдите кристаллы снежной королевы. А я вам буду помогать. Внутри шара вы найдете  мою первую подсказку. Удачи!».      

                                                Мудрая сова                                                                                 

-Что же делать, ребята?

Как  мы, такие маленькие, справимся со Снежной королевой?

И кристаллы надо искать, чтобы спасти зверей!

Мы забыли о подсказке М.С. внутри шара.

-Как же её достать?

-Может,  произнести Волшебные слова! Вы их знаете?

-Вот, что нам поможет!

(распределение детей на две команды: спасатели и кристаллоискатели)

Воспитатель желает удачи спасателям.

- Рассуждение детей, предлагаемые варианты

поиски способов достать подсказки из шара.

-Дети произносят волшебные слова, шар лопается, дети разбирают наклейки, делятся на команды.

(спасатели отправляются за помощью с педагогом по физ. культуре)

Мотивация к познавательной деятельности.

-Кристаллоискатели  должны найти волшебные кристаллы, выполнив для этого сложные задания. Если хотя бы один кристалл не будет найден, то Снежная королева не расколдует лесных жителей.

- Ну что, ребята, начнем поиски? Присаживайтесь на ковер.

-Ответы детей

дети располагаются на ковре

Ситуативный 

разговор

 -Мы знаем, что Снежная Королева заколдовала лесных жителей. А как называются животные,  которые живут в лесу?

-Я с вами согласна.

Предлагаю вернуться к подсказкам Мудрой Совы и найти следующую.

- дикие животные

-они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами заботятся о себе и своём потомстве, их тело покрыто густой шерстью.

1 задание

Проблемные вопросы.

 

Показ, рассматривание иллюстраций.

Проблемные вопросы.

 

 (обращает внимание на конверт с логотипом Совы)

-Посмотрите что за  конверт лежит и на нас глядит!

(Выкладывание изображение животных)

-Это что еще за чудо - звери! "Волколис", "Белкоёж", "Медвелось"

-Ребята, а разве такие животные существуют в природе? Давайте исправим ошибку, соберем правильно животных.

Д/игра «Сложи силуэт животного»

-Умнички, справились с заданием.

А в конверте, что то лежит!!

 

дети на ковре выкладывают изображения животных (разрезные картинки).

Работа по подгруппам,

после выполнения задания дети находят первый кристалл

2 задание

Загадки Снежной Королевы

Показ, рассматривание иллюстраций.

-Предлагаю вернуться к подсказкам Мудрой Совы и найти следующую.

(Находят следующий конверт)

"Для того чтобы найти следующий кристалл, отгадайте загадки Снежной Королевы" и расскажите, как животные готовятся к зиме".

Загадки:

1. Кто по ёлкам ловко скачет 
  И взлетает на дубы? 
  Кто в дупле орехи прячет, 
  Сушит на зиму грибы?   
(Белка).

Кто из вас знает, как белка готовится к зиме?

Белка устраивает убежище в дупле или строит на дереве из ветвей шарообразное гнездо с крышей и боковым входом.

На зиму она делает запасы кормов: прячет орехи в лесной подстилке,  укрепляет в развилке ветвей грибы. Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.

2.Что за зверь лесной,

встал, как столбик под сосной

и стоит среди травы;

уши больше головы. (Заяц).

-Ребята, а заяц запасы корма на зиму делает? Почему не делает?

К зиме лапы зайца обрастают шерстью, которая увеличивает их общую поверхность и предохраняет ноги от увязания в рыхлом снегу.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю?

 Она не только теплее, но и другого цвета. 
- Какого?

- Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Ребята, вы знаете, как называется изменение густоты и окраски шерсти у животных?

(Рисунки зимних зверей: белочка, заяц)

2.Хвост пушистый, мех золотистый,

 в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса).

(Рисунки лисы).

Кто из вас знает, как лиса готовится к зиме?

Очень своеобразна охота лисы на мышей в зимнее время, так называемое «мышкование». Зверь бежит по снегу и вдруг внезапно останавливается, наклонив голову и прислушиваясь к писку мышей. Затем делает красивый прыжок и падает на все четыре лапы, настигая добычу или выкапывая ее из-под снега. 

 

-Возможные варианты ответов детей:

-заяц не делает запасов, т.к. и зимой отыскивает себе достаточно корма.

-он питается корой деревьев, молодыми ветками деревьев и кустарников.

- Ответы детей

-Возможные варианты ответов детей:

-изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название линька.

-Ответы детей

(после выполнения задания дети находят второй кристалл)

Физкультминутка

Предлагаю вернуться к подсказкам Мудрой Совы и найти следующую. А пойдем мы, как медведи.

Три медведя

Три медведя шли домой

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок — малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

дзинь-дзынь-дзынь.

Дети шагают на месте вперевалочку.
Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Руки на уровне груди.
Присесть.
Присев, качаться по-медвежьи.
Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Практи-

ческая

часть

 

Работа по подгруппам.

(во время деятельности звучит спокойная тихая музыка)

И  вот перед вами сказочный лес. Посмотрите внимательно, каких вы видите животных?

А что с ними случилось?

Заморозила их снежная королева, холодно им без шубок. Как мы можем их оживить?
Где же нам можно взять тёплые шубки? 
предлагаю вам раскрасить и утеплить шубки для зверей с помощью ниток. Выбирайте, кому вы подарите теплую шубку.

Воспитатель предлагает им пройти к столу и выбрать все необходимое для работы.

(воспитатель показывает схему последовательности работы с нитками)

Индивидуальные вопросы:
- Что сначала мы делаем?

- Какого цвета шубка у белочки? 


Какие замечательные, теплые шубки подарили вы диким животным.

И все кристаллы собрали.

Сколько мы собрали кристаллов? Столько потеряла С.К.? Правильно!

-Зайцев, медведя, белок, волков и т.д, дети замечают, что животные белые.

-Высказывание детей

Ребята выбирают силуэты животных

На картонные силуэты животных дети кистью  наносят клей, и посыпают соответствующими по цвету нитками.

Дети находят последний кристалл

Рефлексия (самоанализ).

Какие же вы молодцы ребята! Сумели освободить диких животных из ледяного плена.

Что случилось в лесу?

Кто нам помогал советами?

Что мы сделали вначале? Потом?

Каким образом мы оживили животных?

Что вам больше всего запомнилось?

Теперь отправим Кристаллы Снежной Королеве,  чтобы она не злилась. Вы пойдете гулять? Отправите шары с кристаллами?

(воспитатель привязывает мешок с кристаллами к воздушным шарам)

Вы молодцы, помогли лесным жителям,

возьмите на  память от Мудрой Совы раскраску с наклейками про животных для вашей дружной группы.

 

- Ответы детей

Сюрпризный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний праздник "В гостях у Снежной королевы"

Новогодний праздник для старшего дошкольного возраста с веселыми играми, хороводами, сказочными первонажами....

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Новогодний утренник «Снежная Королева» Новогодний утренник «Снежная Королева»

Педагог дополнительного образования Плотникова О.Л.НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИКПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»(старшая и средняя группы)В зале приглушенный свет. На сцене ёлка, камин, кресло, сто...

«Снежная королева» Снежная королева Вариация сказки Г. Х. Андерсена

laquo;Снежная королева»Конец формыСнежная королеваВариация сказки Г. Х. Андерсена...