Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Что такое вода?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рюшенкова Ольга Викторовна

Данный конспект является первым этапом проекта "Вода - это жизнь", разработанного мной для детей разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksper.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей в старшей группе «Что такое вода?»

Цель:  расширить представления детей о воде, в частности, о свойствах воды.

Задачи:  

  1. Закрепить знания о свойствах воды (цвет, вкус, запах), формировать понятия растворимость, плавучесть предметов, сила натяжения поверхности воды.
  2. Развивать познавательные способности, навыки экспериментирования, познавательную активность.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, побуждение к самостоятельному творчеству.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, экспериментальная, продуктивная, художественная.

Организационный момент.

Воспитатель показывает детям фотографию водомерки, полученную письмом, и спрашивает детей, что они думают по поводу этой способности жука. Выслушав ответы, воспитатель предлагает детям проделать ряд экспериментов, чтобы решить этот вопрос с научной точки зрения.

Ход занятия.

Дети садятся за столы, где для них приготовлены подносы с оборудованием: пластиковые прозрачные стаканчики, камушки, гайки или болты и кусочек пробки или дерева.

По просьбе воспитателя дети набирают воду в стаканы, затем нюхают её, пробуют на вкус, затем бросают в неё камушек и смотрят на него сквозь воду. После чего делается вывод, что вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачна. Данные выводы подкрепляются моделями органов чувств (нос, язык и глаз), которые прикрепляются к магнитной доске-мольберту.

Затем воспитатель показывает детям фокус с моментальной окраской воды в бутылке и просит детей подумать и сказать, как можно придать воде окраску, после чего детям даются кисти и краски,  и они опытным путем реализуют эту идею.

Для следующего опыта берется пипетка с маслом и соль. Дети растворяют соль в воде и видят, что внешне с водой ничего не происходит. Но, если капнуть в воду масло, то заметно, как масляные круги и шарики плавают в воде, не растворяясь в ней. Можно предложить детям также песок и сахар, йод и манную крупу. Дети должны сделать вывод о разной степени растворимости различных веществ в воде.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,                                              шагаем на месте
Наклонились и умылись.                                     
наклоны вперед, руки на поясе
Раз, два, три, четыре,                                                                 
хлопаем в ладоши
Вот как славно освежились.                                                
встряхиваем руками
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.                                              
круги двумя руками вперёд
Одной, другой – это кроль.                              
круги руками вперёд поочерёдно
Все, как один, плывём как дельфин.                                        
прыжки на месте
Вышли на берег крутой                                                               
шагаем на месте
Но не отправимся домой.  

Продолжение экспериментов.

Теперь детям предлагается проделать опыт по определению плавучести тех или иных предметов. После этого они должны сделать вывод о способности разных материалов плавать или тонуть (железо, дерево, пластмасса).

Теперь воспитатель рассказывает о том, что железные предметы тоже способны оставаться на поверхности воды и не тонуть. В подтверждение своих слов, воспитатель демонстрирует опыт с иголкой, лежащей на воде. Детям предлагается совместно с родителями провести дома подобный эксперимент. Воспитатель обращает внимание детей на то, как вода прогибается под иголкой, словно пленка. Далее демонстрируется ещё один опыт со стаканом, полным до краев. После опускания в стакан мелких монет можно заметить, как вода поднимается над краем стакана дугой, не выливаясь. Дети должны постараться объяснить эти два опыта и сделать вывод о наличии у воды пленки на её поверхности. После этого становится понятно, почему водомерка может скользить по воде и не тонуть.

Результат деятельности воспитатель просит оформить в виде «научного дневника», где будут последовательно зарисованы эксперименты  с помощью моделей и просто рисунков. Дети проговаривают, что они будут изображать, и получают поощрительные призы от водомерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные книги в сказочном сундучке»

Конспект НОД «Такие разные книги в сказочном сундучке» старшая группаЦель: Способствовать обобщению представлений детей о книгах: видах, жанрах, назначении.·Развитие интереса детей к сказкам;·Расширен...

Конспект занятия по математике для старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Число и цифра 9»

Познакомить с числом и цифрой 9, научить соотносить количество предметов с цифрой....

Конспект занятия по здоровьесбережению в старшей группе "Что такое здоровье?"

Конспект занятия по здоровьесбережению, предназначенный для детей 5-6 лет. Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие. Включены: чтение художественной литературы, экспериментирова...

Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе «Что такое режим дня»

Задачи: Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья; развивать представление о здоровом образе жизни. Материал: презентация «Режим дня», картинки...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»

Занятие  поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека;  -сформировать  навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выв...

Конспект занятия-беседы для детей старшей группы «Что такое Красная книга?»

Конспект занятия-беседы для детей старшей группы  «Что такое Красная книга?»Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о ...