Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим «Как животные готовятся зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Занятие «Как животные  приготовились к зиме»

Целевая группа: дети дошкольного возраста 4-7 лет

Коррекционно - развивающие задачи:

Расширить и уточнить представления детей  о том, как звери  подготовились к зиме, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах в зимний период.

Закрепить:

  • название детенышей диких животных (медвежата,  бельчата, ежата, и т.д.);
  • умение обобщать животных по существенным признакам, используя модель, умение составить модель животного;
  • умение проводить карандашом линии, соединяя ими рисунки  по смыслу;

Формировать:

  • способность имитировать характерные движения для диких  животных, менять  в соот­ветствии с музыкой характер этих движений;
  • умение  менять силу голоса, говорить шепотом.

Расширять  словарь за счет имен  существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.);  глаголов (прятаться,  охотиться, притаиться  и др.);

Развивать:

  • логическое мышление - отгадывать загадки, устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение  анали­зировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов, делать умозаключения;
  • умение счетные навыки;
  • подбирать рифмы в двустишиях;
  • зрительное, слуховое  внимание, наблюдательности, мышление.

 Воспитывать   у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: динамичные модели  (медведь, белка, ежик),  демонстрационные картинки диких животных: (заяц, лиса, волк);    письмо,   два мольберта,  обобщенная модель «Звери»,  музыкальное сопровождение, загадки.

Раздаточный материал: карточки для составления обобщенной модели «Звери», контурные рисунки диких животных  и их жилища, предметные картинки для игр:  «Четвертый лишний», «Найди маму», простые карандаши по количеству детей, медальки, губки для пальчиковой  гимнастики.

Ход занятия:

I –часть Сюрпризный момент

 Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес письмо, зачитывает его.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Я вас сегодня приглашаю в мой лес. К сожалению, я не могу с вами встретиться,  так  как у меня много дел, но я приготовил  для вас много интересных заданий. А что бы вы  не заблудились в лесу, идите по дорожкам. Желаю удачи. До свидания».

II – часть Беседа о животных

Ребята, а вот и дорожка. Пойдем по ней,  чтобы  нам не заблудиться в лесу.

«Посмотрите, что это за большой сугроб?  Из  него, даже   пар идёт.

  Давайте присядем (шепотом) и посмотрим,  кто-то же здесь  живёт? Ребята, посмотрите,   и дверь здесь есть, но она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадку:

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)  (осторожно открываю дверь)

Вопросы к детям:

  • Ребята,  кто это? (медведь)
  • А что медведь делает зимой? (спит)
  • А почему он спит? (потому  что  с наступлением холодов медведь ложится спать,  и спит всю зиму);
  • А как называется жилище медведя? (берлога)

Медведь очень сильное животное. Питает­ся грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов мед­ведь засыпает в своей берлоге.

Давайте мы не будем его беспокоить, пусть спит, а мы с вами пойдем дальше.

 (За правильный ответ получите  фишки от Старика-Лесовичка)

(Подходим к мольберту, где находится  динамическая модель: дерево с дверкой)

Ребята, а здесь дерево  с дверью. Дверь откроется после того, как вы  отгадаете загадку.

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится,

Не большой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

Вопросы к детям:

  • Кто же это? (белка)
  • Где живёт белка? (в дупле)
  • Чем питается белка? (с осени запасает орешки, грибы, шишки);
  • А как белка зимует? (она меняет шерсть на серую)
  •  Большая белка  - это мама. Как ее называют?  (Бельчиха.)
  •  А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.)
  • А как белка спасается от врагов? (умеет быстро перебраться с дерева на дерево и это спасает её).

 Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём, на зиму делает запасы.

Давайте закроем белочке дупло, что б её не беспокоить (что б ей не было холодно) и пойдём дальше, но прежде, чем идти получите фишки.

- Ой, посмотрите, а тут пенёк; пенёк - то не простой, а с дверцей, а что бы дверца открылась, нужно отгадать загадку:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками

Вопросы к детям:

  • Кто это? (ёжик)
  • А что он делает? (спит)
  • А почему он спит зимой? (нет корма)

Еж  - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими игол­ками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жуч­ками, червячками, лягушками мелкими грызунами и даже  змеями. Зимой еж спит в норке под кор­нем большого дерева.

Ёжик  как и медведь, ищет себе укрытие, утепляет его и ложится  спать на всю зиму. (За  правильный ответ дети получают фишки)

- Ребята, давайте присядем.

  • А  это про кого загадка:

Летом серенький, зимой беленький.

Вопросы к детям:

  • Кто это? (заяц)
  • А как же заяц зимует? (заяц меняет  шерсть на белую, шубка у него становится густой и теплой).
  • Чем питается заяц? (корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
  • А есть ли у зайца враги? ( волк,  лиса, охотники, ястреб);
  • Как заяц от них спасается? (его спасают быстрые ноги)
  • А где же он спит? (на снегу, под ёлочкой; шубка у него тёплая, белая и его не видно).
  • А это кто? (волк) а это? (лиса)

Загадка:

 Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водо­ема, в глухом месте.

Загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

 А зовут ее ... (Лиса.)

У лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тон­кие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быст­ро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из кото­рых самый опасный - волк.

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, они ложатся спать зимой? (нет)
  • А как же они зимуют? (у них тоже шерсть становится очень густой и теплой, лапки покрываются  шерстью, в зимней шубе им не страшны сильные морозы.)
  • А чем они питаются? (они нападают на зайцев, птичек, мелких грызунов).
  • Как можно назвать одним словом медведя, зайца, лису, ёжика, белку? (дикие животные).
  • А можно ещё назвать зверями.

           Посмотрите, вот это модель зверей.

  • Что есть у всех зверей? (зубы, тело покрыто шерстью, детёнышей   мама кормит  молоком).

Составление детьми обобщенной модели «Звери»

Молодцы, ребята, за правильные ответы вы получаете фишки.

III – часть «Физминутка»

А сейчас давайте поиграем в игру

«Вокруг себя повернись и в медведя превратись» (лису, зайца волка)

IV – часть игра «IV - лишний»

Ребята, посмотрите,  нам Лесовичок приготовил,  еще одно задание, какие-то карточки (раздаются), а карточки не простые. Посмотрите, внимательно на карточки, скажите, кто на них изображен и кто лишний.

(За правильный ответ дети   получают фишки).

Посмотрите, куда же дальше ведет  дорожка   Лесовичка?   Давайте пойдём  дальше (доходят до стола).

Ой, а тут карточки с заданиями, но прежде, чем его выполнить, давайте с вами поиграем с пальчиками:

V – Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж!

                                             Я хочу тебя погладить

                                              Я хочу с тобой поладить! (повтор 2 раза)

VI- упражнение «Чего не хватает?»

А теперь давайте посмотрим на карточки.

Какие животные на них  изображены?

Что же здесь  не так? (нет хвостов).

Давайте дорисуем хвосты животным (дети выполняют задание)

Вопросы к детям:

  • Посмотрите,  хвосты у животных одинаковые или разные?
  • У  кого хвост самый длинный? (У лисы).
  • У  кого короткий? (у зайца, медведя) 
  • Самый пушистый хвост у кого? (У лисы, белочки)

(Кто быстрее выполнит,  получает фишку)

Вот мы и выполнили все задания Старичка - Лесовичка), давайте посмотрим,  кто больше порадовал Старичка - Лесовичка и набрал больше всех фишек (дети считают фишки).                 

Молодцы, а давайте возвращаться  в группу. Чтобы не заблудиться идем  по следам Старичка - Лесовичка. Вот мы и в группе. Ребята, устали? Давайте тихонечко ляжем на ковёр, закроем глазки и отдохнём, послушаем спокойную музыку.

VII – часть «Релаксация»  (Дети на ковре отдыхают)

VIII – Итог занятия

Ребята, где мы с вами сегодня были?

О ком в лесу говорили? (как животные зимуют)

 Вам понравилось путешествие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_tom_kak_zhivotnye_zimuyut.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Как животные  приготовились к зиме»

Целевая группа: дети дошкольного возраста 4-7 лет

Коррекционно - развивающие задачи:

Расширить и уточнить представления детей  о том, как звери  подготовились к зиме, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах в зимний период.

Закрепить:

  • название детенышей диких животных (медвежата,  бельчата, ежата, и т.д.);
  • умение обобщать животных по существенным признакам, используя модель, умение составить модель животного;
  • умение проводить карандашом линии, соединяя ими рисунки  по смыслу;

Формировать:

  • способность имитировать характерные движения для диких  животных, менять  в соответствии с музыкой характер этих движений;
  • умение  менять силу голоса, говорить шепотом.

Расширять  словарь за счет имен  существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.);  глаголов (прятаться,  охотиться, притаиться  и др.);

Развивать:

  • логическое мышление - отгадывать загадки, устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение  анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов, делать умозаключения;
  • умение счетные навыки;
  • подбирать рифмы в двустишиях;
  • зрительное, слуховое  внимание, наблюдательности, мышление.

 Воспитывать   у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: динамичные модели  (медведь, белка, ежик),  демонстрационные картинки диких животных: (заяц, лиса, волк);    письмо,   два мольберта,  обобщенная модель «Звери»,  музыкальное сопровождение, загадки.

Раздаточный материал: карточки для составления обобщенной модели «Звери», контурные рисунки диких животных  и их жилища, предметные картинки для игр:  «Четвертый лишний», «Найди маму», простые карандаши по количеству детей, медальки, губки для пальчиковой  гимнастики.

Ход занятия:

I –часть Сюрпризный момент

 Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес письмо, зачитывает его.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. Я вас сегодня приглашаю в мой лес. К сожалению, я не могу с вами встретиться,  так  как у меня много дел, но я приготовил  для вас много интересных заданий. А что бы вы  не заблудились в лесу, идите по дорожкам. Желаю удачи. До свидания».

II – часть Беседа о животных

Ребята, а вот и дорожка. Пойдем по ней,  чтобы  нам не заблудиться в лесу.

«Посмотрите, что это за большой сугроб?  Из  него, даже   пар идёт.

  Давайте присядем (шепотом) и посмотрим,  кто-то же здесь  живёт? Ребята, посмотрите,   и дверь здесь есть, но она откроется только тогда, когда вы отгадаете загадку:

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)  (осторожно открываю дверь)

Вопросы к детям:

  • Ребята,  кто это? (медведь)
  • А что медведь делает зимой? (спит)
  • А почему он спит? (потому  что  с наступлением холодов медведь ложится спать,  и спит всю зиму);
  • А как называется жилище медведя? (берлога)

Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

Давайте мы не будем его беспокоить, пусть спит, а мы с вами пойдем дальше.

 (За правильный ответ получите  фишки от Старика-Лесовичка)

(Подходим к мольберту, где находится  динамическая модель: дерево с дверкой)

Ребята, а здесь дерево  с дверью. Дверь откроется после того, как вы  отгадаете загадку.

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится,

Не большой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

Вопросы к детям:

  • Кто же это? (белка)
  • Где живёт белка? (в дупле)
  • Чем питается белка? (с осени запасает орешки, грибы, шишки);
  • А как белка зимует? (она меняет шерсть на серую)
  •  Большая белка  - это мама. Как ее называют?  (Бельчиха.)
  •  А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) 
  • А как белка спасается от врагов? (умеет быстро перебраться с дерева на дерево и это спасает её).

 Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём, на зиму делает запасы.

Давайте закроем белочке дупло, что б её не беспокоить (что б ей не было холодно) и пойдём дальше, но прежде, чем идти получите фишки.

- Ой, посмотрите, а тут пенёк; пенёк - то не простой, а с дверцей, а что бы дверца открылась, нужно отгадать загадку: 

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками

Вопросы к детям:

  • Кто это? (ёжик)
  • А что он делает? (спит)
  • А почему он спит зимой? (нет корма)

Еж  - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками мелкими грызунами и даже  змеями. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

Ёжик  как и медведь, ищет себе укрытие, утепляет его и ложится  спать на всю зиму. (За  правильный ответ дети получают фишки)

- Ребята, давайте присядем.

  • А  это про кого загадка:

Летом серенький, зимой беленький.

Вопросы к детям:

  • Кто это? (заяц)
  • А как же заяц зимует? (заяц меняет  шерсть на белую, шубка у него становится густой и теплой).
  • Чем питается заяц? (корой деревьев, ветками, молодыми побегами)
  • А есть ли у зайца враги? ( волк,  лиса, охотники, ястреб);
  • Как заяц от них спасается? (его спасают быстрые ноги)
  • А где же он спит? (на снегу, под ёлочкой; шубка у него тёплая, белая и его не видно).
  • А это кто? (волк) а это? (лиса)

Загадка: 

 Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

Загадка: 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса

 А зовут ее ... (Лиса.)

У лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, они ложатся спать зимой? (нет)
  • А как же они зимуют? (у них тоже шерсть становится очень густой и теплой, лапки покрываются  шерстью, в зимней шубе им не страшны сильные морозы.)
  • А чем они питаются? (они нападают на зайцев, птичек, мелких грызунов).
  • Как можно назвать одним словом медведя, зайца, лису, ёжика, белку? (дикие животные).
  • А можно ещё назвать зверями.

           Посмотрите, вот это модель зверей.

  • Что есть у всех зверей? (зубы, тело покрыто шерстью, детёнышей   мама кормит  молоком).

Составление детьми обобщенной модели «Звери»

Молодцы, ребята, за правильные ответы вы получаете фишки.

III – часть «Физминутка»

А сейчас давайте поиграем в игру

«Вокруг себя повернись и в медведя превратись» (лису, зайца волка)

IV – часть игра «IV - лишний»

Ребята, посмотрите,  нам Лесовичок приготовил,  еще одно задание, какие-то карточки (раздаются), а карточки не простые. Посмотрите, внимательно на карточки, скажите, кто на них изображен и кто лишний.

(За правильный ответ дети   получают фишки).

Посмотрите, куда же дальше ведет  дорожка   Лесовичка?   Давайте пойдём  дальше (доходят до стола).

Ой, а тут карточки с заданиями, но прежде, чем его выполнить, давайте с вами поиграем с пальчиками:

V – Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж!

                                             Я хочу тебя погладить

                                              Я хочу с тобой поладить! (повтор 2 раза)

VI- упражнение «Чего не хватает?»

А теперь давайте посмотрим на карточки.

Какие животные на них  изображены?

Что же здесь  не так? (нет хвостов).

Давайте дорисуем хвосты животным (дети выполняют задание)

Вопросы к детям:

  • Посмотрите,  хвосты у животных одинаковые или разные?
  • У  кого хвост самый длинный? (У лисы).
  • У  кого короткий? (у зайца, медведя)  
  • Самый пушистый хвост у кого? (У лисы, белочки)

(Кто быстрее выполнит,  получает фишку) 

Вот мы и выполнили все задания Старичка - Лесовичка), давайте посмотрим,  кто больше порадовал Старичка - Лесовичка и набрал больше всех фишек (дети считают фишки).                 

Молодцы, а давайте возвращаться  в группу. Чтобы не заблудиться идем  по следам Старичка - Лесовичка. Вот мы и в группе. Ребята, устали? Давайте тихонечко ляжем на ковёр, закроем глазки и отдохнём, послушаем спокойную музыку.

VII – часть «Релаксация»  (Дети на ковре отдыхают)

VIII – Итог занятия

Ребята, где мы с вами сегодня были?

О ком в лесу говорили? (как животные зимуют)

 Вам понравилось путешествие?

БУ ХМАО - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси»

Комплексное занятие  по ознакомлению с окружающим

«Как животные готовятся  зиме»

Подготовила:  воспитатель Сергиенко Н.В..

г. Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детеныши»

Занятие способствует воспитанию звуковой выразительности речи: произношению звукоподражаний громко - тихо;закрепляет знания детей о домашних животных,использ...

Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.

Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...

Комплексное занятие (ознакомление с окружающим + рисование) "Русские матрешки"

Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой....