Дидактические игры с объектами природы
картотека по окружающему миру (старшая группа) по теме

Усынина Марина Викторовна

Игры для закрепления представлений о природном окружении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дид. игры с объектами природы21.17 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                              

                        «Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»

Дидактические игры

для ознакомления детей дошкольного возраста

с природным окружением

                                                                     Воспитатель: Усынина М.В.

                                                       г. Шадринск

                                    Игры с овощами и фруктами.      

Дидактическая игра  «Найди, о чем расскажу»

Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.

    Содержание игры. Овощи и фрукты лежат так, чтобы дети могли их видеть. Воспитатель описывает по очереди каждый предмет, лежащий у него на столе: называет его форму, детали, окраску, вкус (некоторых предметов).

Воспитатель объясняет, что должны делать дети: «Покажи на столе, а потом назови, о чем я рассказала». «Сначала назови, а потом покажи, о чем я рассказала».

Правила игры. «Выслушай все, что говорит воспитатель, потом найди то, что узнал».

                                        Дидактическая игра  «Угадай, что в руке»

Цель. Нахождение названного предмета с помощью одного анализатора.

Содержание игры. Дети стоят в кругу с отведенными за спину руками. Каждому в руки воспитатель кладет овощи и фрукты. Ребятам не разрешается смотреть, что у них в руках. Воспитатель показывает какой-либо предмет, дети, у которых в руках находится такой же, подбегают к нему. («У кого морковь, ко мне!»)

Правила игры. «Не смотри, что у тебя в руке. Узнай на ощупь».

                       Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Цель. Нахождение предмета при помощи одного анализатора.

Содержание игры. Для первых игр овощи и фрукты опускаются в мешочек при детях. В дальнейшем мешочек заполняется заранее. Сначала подбираются овощи и фрукты, ярко отличающиеся по форме и деталям, а затем - более похожие друг на друга.

Детям предлагается, не заглядывая в мешочек, найти какой-нибудь предмет и назвать его («Не глядя в мешочек, найди, что хочешь; скажи, что взял») или найти то, что назовет воспитатель («Найди, что назову»).

Правила игры. «В мешочек заглядывать нельзя. Сначала скажи, что в руке, потом покажи всем».

                 Дидактическая игра «Угадай, что съел»

Цель. Узнавание предмета при помощи одного анализатора.

Содержание игры. Овощи и фрукты нарезают маленькими кусочками и дают попробовать всем детям. Детям для зрительного контроля на столе лежат те же самые овощи и фрукты, только не нарезанные. Воспитатель говорит: «Хорошо разжуй, найди на столе и скажи, что ты ел». В последующих играх можно предложить детям назвать вкусовые ощущения («Как стало во рту: горько?.. сладко?.. кисло?»). Вопрос следует задавать в такой форме, чтобы дети имели возможность выбрать соответствующее название для определения вкуса.

Правила игры. «Не смотри, что тебе кладут в рот. Закрой глаза. Сначала разжуй, потом скажи, что съел».

                         Игры с комнатными растениями.

                      Дидактическая игра «Найди такой же»

Цель.         Нахождение предметов по сходству.

Содержание игры. Одинаковые комнатные растения (по три-четыре) стоят на двух столах. Воспитатель показывает растение на одном столе, а ребенок должен найти похожее на другом.

Второй вариант (более сложный) Найти все похожие растения среди растений в групповой комнате.                        

                        Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель. Нахождение предметов по сходству.

Содержание игры. На два стола ставятся одинаковые растения (по три-четыре) в одной и той же последовательности, например, фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань. Детям предлагается закрыть глаза. В это время воспитатель меняет местами растения на одном столе. Дети должны поставить растения на место. Зрительным контролем служат растения на другом столе. После нескольких игр можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Правила игры. «Не подсматривай, что делает воспитатель. Найди, что изменилось.

                       Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»

Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.

Содержание игры. Отбирается несколько комнатных растений (два-три) с заметными отличительными признаками. Воспитатель рассказывает: на что похоже то или иное растение («на дерево», «на травку»), есть ли у растения стебель, какой формы у него листья (круглые, овальные - «как огурчик», узкие длинные) , какая окраска цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Дети должны показать, а если смогут, то и назвать описанное воспитателем растение.

Второй вариант. Дети находят в группе все растения, похожие на то, которое описал воспитатель.

Правила игры. «Найди и покажи растение, когда воспитатель все о нем рассказал».

                                      Дидактическая игра «Найди, что назову»

Цель. Нахождение предмета по названию.

Содержание игры. Воспитатель называет комнатное растение, имеющееся в групповой комнате, дети должны найти его. Сначала такое задание дается всем детям («Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову»). Затем это же задание выполняют отдельные дети.

Второй  вариант. Проводится игра «Где спряталась матрешка?», только вместо описания комнатного растения воспитатель называет сам.

                                  Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель. Называние растения по памяти.

Содержание игры. На стол ставится два-три растения, которые хорошо знакомы детям по прежним играм. Воспитатель предлагает посмотреть, какие растения стоят на столе, а потам закрыть глаза. Одно растение воспитатель убирает (его место остается свободным), дети должны назвать, какого растения не стало. Воспитатель снова ставит растение на место, и игра повторяется.

Правила игры. «Не подсматривай. Правильно назови растение, которого не стало».

Игры с деревьями и кустарниками.

Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу»

Цель. Нахождение предметов по сходству.

Содержание игры. Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья дуба)». После этих слов дети с листьями дуба в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».

Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.

Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок, какой покажу»

 Цель. Нахождение предметов по сходству.

Содержание игры. Подбираются букеты из трех-четырех одинаковых листьев. Букеты раздаются детям, один остается у воспитателя. Воспитатель показывает один листок и говорит: «Раз, два, три — такой листок покажи!»

Правила игры. «Покажи листок после слов воспитателя».

Дидактическая игра «У кого такой же листок, ко мне!»

Цель. Нахождение предметов по сходству.

Содержание игры.   Детям раздаются резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины или других распространенных в окружающей природе деревьев. Дети прогуливаются по поляне. Воспитатель поднимает лист и говорит: «У кого такой же листок, ко мне!». Если подбежал ребенок с другим листком, воспитатель дает ему свой для сравнения.

Правила игры. «Подбегать к воспитателю только по его сигналу и с таким же точно листком, как у него».

 Дидактическая игра «Найди листок»

Цель. Нахождение части по целому.

Содержание игры. Воспитатель рассматривает с детьми листья на невысоких деревьях (чтобы дети могли хорошо их видеть), затем предлагает внимательно посмотреть листья на одном из деревьев и найти такой же на земле.

П р а в и л а игры. «Внимательно посмотри листья на дереве. Найди такой же на земле. Искать можно только после слов воспитателя».

Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»

Цель. Нахождение предметов по описанию взрослого.

Содержание игры. Игра проводится в естественных условиях. Воспитатель описывает дерево (окраска ствола, форма листьев, на-

звание и описание семян и плодов). детям,

узнавшим дерево, предлагается бежать к нему после слов: «Раз, два, три — беги!».

П р а в и л а игры. «Сначала послушай, о чем говорит воспитатель, бежать можно только по сигналу».

Дидактическая игра  «Найди свой дом»

Цель. Нахождение целого предмета по его части.

Содержание игры. Игра проводится в парке или в лесу. Детям раздаются ветки с листьями разных деревьев. Все дети изображают зайчиков. Чтобы зайчата не потерялись, мама-зайчиха дает им ветки от дома-дерева. Все прыгают, бегают на поляне, а по сигналу («Все домой, волк близко») бегут к себе в домик, т. е. под определенное дерево. Чтобы дети не потеряли интерес к игре, можно предложить им поменяться ветками («переехать в новый дом»).

Правила игры. «Бежать в свой домик можно только по сигналу. Посмотри на свой листок и сравни его с листьями на дереве (чтобы были похожи) ».

          Дидактическая игра «Кто быстрее найдет березу, елку, дуб?»

Цель. Нахождение предмета по названию.

С о д е р ж а н и е игры. Игра проводится на участке, в сквере. Воспитатель называет знакомое детям дерево с яркими отличительными признаками. «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти названное дерево. Разрешается (и поощряется) подбежать к любой березе, дубу, ели, растущей на участке или в сквере.

Правила игры. «К дереву можно бежать только после слова «Беги!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Учебно-методическое пособие по ознакомлению дошкольников с нотной грамотой, развитию звуковысотного слуха, музыкальной памяти и восприятия, цветного видения звуков....

Дидактические игры «Окружающий мир. Природа вокруг нас»

Дать представление о связях и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, развитие образного мышления....

Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».

Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». образовательная область «Познавательное развитие» для воспитанников младшей группы...

Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».

Дидактические игры на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». образовательная область «Познавательное развитие» для воспитанников младшей группы...

дидактическая игра "Живая неживая природа"

Закреплять знания детей об объектах живой и неживой природы...

дидактическая игра "Городские объекты"

Материал, который расскажет детям о том какие учреждения предприятия и другие объекты социальной и культурной сферы находятся в районе проживания или в городе. Картинки с изображением городских учрежд...