Фольклор как средство нравственного воспитания детей
консультация по окружающему миру по теме

Шабунова Людмила Александровна

     Малые фольклорные жанры: сказки, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки имеют большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Они обучают детей навыкам поведения, учат добру, воспитывают любовь к матери, близким людям, честность, привязанность к родному дому, к родному краю и Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В последнее время возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

      Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение  многих веков прибаутки, потешки,  приговорки  любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа

     Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

      Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание  к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Воспитают художественный  вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички. приговорки,  дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

«Баюшки-баю… баю. Милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку!

Малыш еще не понимает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные  теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

      Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную песню ребенок получает первые представления об окружающих его предметах, животных, птицах. В некоторых колыбельных содержаться элементы нравоучений, они учат добру.

Но самое  важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющие стихию колыбельных.

        Для полноценного развития ребенку необходимо  чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.

    В колыбельных рассказывается и о коте –воришке, проказнике, плуте, который только и умеет, что «по крыночкам ходить да сметанку лизать».  В крестьянской среде воровство было одним из позорнейших пороков, строго караемых:

Побежали за котом.

Вот те, котенька-коток,

И сметана и творог…

Но не всегда коту доставалось справедливо, бывало и так:

Повар пеночки слизал,

На меня, кота, сказал.

      Так мало-помалу ребенок познает с детства основы нравственности.

Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш воспринимает отношение матери к жизни, ее переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках- любви к родному человеку, доброте, честности.

  Народные потешки  рассчитаны  на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени:

…Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Бореньке (Сашеньке, Олечке, Мишеньке) снесть?

Я и сам укушу

Да и Бореньке снесу.

         Потешка помогает ребенку  «открыть»  себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!), делает его как бы соучастником  действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого – высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум ( Коленька хороший. Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши удальца», «Маша черноброва», «Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд» и т.д.) Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим, независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влияниям.

        Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя ,и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить как больно это будет другому.

            Исследовательская работа с народным поэтическим словом показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов. Формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты «отрывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутье языка». элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к  родному краю, Родине.

      Пословицы часто называют «жемчужинами народной мудрости». Это меткое и справедливое название: много веков прожил наш народ на свете, многое повидал, о  многом передумал и свои глубокие, проверенные веками житейские мысли и взгляды выразил в пословицах. Пословица говорит о самом важном, о самом существенном в человеческой жизни: о мире и дружбе между народами- тружениками, о честном труде, о доброте, благородстве, о мужестве и любви к родной земле. Есть пословицы о долге, дружбе, отношениях между людьми, о семье, о знании и учении.

      Есть и другие - насмешливые, острые пословицы о лени, злобе, воровстве, жадности, лживости. На всех языках земли осуждают и высмеивают народы эти пороки.  Словами пословицы народная мудрость учит, каким должен быть человек, а каким не должен, что хорошо, а что плохо.

Чистая совесть - самая лучшая подушка

Даром брать хорошо, да отдавать худо.

Дисциплину держать – значит побеждать.

От доброго не бегай, а худого не делай.

            Как всякое фольклорное произведение, пословица строится тоже по своим особым художественным законам. Эти маленькие мудрые изречения веками учили, воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже триста лет составляли для себя рукописные сборники пословиц (печатных тогда не было). Перечитывали их, раздумывали над ними. Пословицы хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому народ оттачивал свои пословицы так, что они  нередко становились похожи на стихотворные строчки:

Любишь браниться – люби и мириться.

Кто в небо глядит – тот без хлеба сидит.

Не учи безделью - учи рукоделью.

Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.

       Очень много у русского народа сказок: есть сказки о животных,  есть и волшебные сказки.

        Сказки бытовые, в которых рассказывается о жизни старой деревни, тоже хорошо известны сказочникам и развлекают не только ребятишек, но и взрослых. В бытовой сказке много народных наблюдений над жизнью, много умных народных высказываний и соображений. Бытовые сказки смеются над глупостью, ленью, болтливостью, жадностью и другими людскими недостатками. Помните сказку  о болтливой жене, которую муж уверил, что над лесом прошла блинная туча и что много рыбы вьют гнезда на деревьях? Баба поверила, разболтала об этих «чудесах» и потом была жестоко наказана за свою болтливость и глупость. А сказка о ленивых старике со старухой, которые не хотели мыть горшок после каши? Да много есть и других бытовых сказок, в  которых, как и в пословицах  народ выражает свои мысли и взгляды на то, как надо жить на свете, что в жизни хорошо и правильно, а что надо высмеивать и презирать. «Иванушка – дурачок», «Скряга», «Каша из топора» и т.д.

        Веками жили в устах народа и сказки волшебные. В них издавна отражались народные мечты о могуществе человека- труженика, который мог бы покорить себе природу, овладеть окружающими его морями, лесами, горами и земными недрами, мог бы летать по воздуху и выращивать «молодильные яблоки»

        Очень многое из того, о чем народ, прежде всего только мечтал. Сегодня уже претворено в жизнь. Не добрые волшебники, а творческий труд человека помог  сказочным чудесам осуществиться в действительности. Мы летаем в беспредельные небесные пространства, опускаемся в земные и морские недра;  мы умеем выращивать в пустынях сады и леса, умеем находить источники и травы, возвращающие людям силы и здоровье. И, сравнивая волшебные сказки с нашей жизнью, мы понимаем, как нелегок и велик тот путь, которым человек - труженик прошел от сказки  к были,- благодаря своему труду, мастерству и смекалке. В наши дни многие волшебные сказки уже превратились в явь; и все-таки мы с удовольствием слушаем и читаем их.

       У каждого народа есть героические сказки, которые свято хранились и бережно передавались из поколения в поколение.  Есть они и у русского народа. Сказки эти лучше всяких нравоучений воспитывают у ребенка чувство справедливости. Они удовлетворяют потребность малыша ощущать себя сильным, стойким, смелым; ребенок искренне разделяет судьбу сказочного героя, мыслит себя участником тех давних событий. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

        В героических сказках есть еще один воспитательный пласт. Герои этих сказок – люди добрые, приветливые, совестливые, сметливые. Умом и силушкой не кичатся, советом да помощью не гнушаются, а того, кто в беду попал, выручить стараются. И это сторицей окупается. Доброму человеку услужить  всяк рад: и человек, и зверь, и козявка маленькая.

           В этих сказках добру обязательно противостоят хитрость, жадность да трусливость.

Добытую героем славу другие себе присваивают, и зло ликует - похваляется. Но это ненадолго! Сказочники стояли за правду и справедливость. И каждая сказка подтверждает это. Это  сказки: «Никита Кожемяка», «Заветный меч – кладенец и волшебное кольцо», «Марья краса – долгая коса и Ванюшка» и т.д.

          В настоящее время, когда с телеэкрана на ребенка обрушивается лавина фильмов, восхваляющие совсем другие человеческие качества, русская народная сказка представляет особую  ценность.

          Частушка – коротушка. Как указывает само ее название, придуманное народом, коротушка – песенка короткая, но отражает картины быта, дорогие картины родной природы, которые с любовью вплетает в свою песенную поэзию русский народ, чуткий к красоте: лесок, поле. Роща, цветы на берегу речки; упоминаются светлые зори, солнышко, звезды.

Травка-муравка,

Зеленый лужок!

Пастух выйдет на лужок,

Заиграет во рожок.

Широки у нас поля.

Глубоки у нас моря.

Изобильная, родная,

Славься, русская земля.

Частушка помогает не только воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней:

Поиграй-ка нам на диво,

Наш пенек березовый,

 Расскажи лесную тайну,

Как дружит с природою.

Птицы, звери и леса –

Наши верные друзья.

Вы запомните, ребята,

Обижать их  вам нельзя!

     Частушка может пригодиться и для другого : например – в борьбе с лентяями, неряхами, нарушителями дисциплины:

У неряхи – растеряхи                      

Все не этак и не так.

И рубашка нараспашку,

И без пуговиц пиджак.

Даша личиком красива,

 Но сварлива и ленива,

Она любит наряжаться,

Но не любит умываться.

Саша с Вовой поиграли,

Все игрушки разбросали.

Стали спорить и кричать:

Кому игрушки убирать.

Коля ссориться с друзьями

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

 Не проходят синяки.

      Удачная, меткая частушка хорошо запоминается и до тех пор звучит над лентяем , неряхой или нарушителем трудовой дисциплины, пока он серьезно не задумается над своим поведением.

   Все свободное время дети играют: дома и во дворе, в детском саду и на берегу речки. Среди игр встречаются и хороводы. Хоровод – это жанр, в котором поэтико – музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Его отличает высокая художественность напевов и поэтических текстов. При этом припевы в хороводах исполняются на простые, доступные каждому ребенку мелодии.

      Любовно воспеваются в песнях широкие луга, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка, цветущая калина, цветы лазоревые. Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, ребята будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, селезня, утку, ясного сокола… Хоровод позволяет ребенку почувствовать себя и актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира.

              Хоровод – это развлечение, забава, но нередко и соревнование, в котором каждый участник стремиться выйти победителем. Оптимистичность, энергия, веселье и полнота ощущения жизни  делают хороводы и в наше время нужными и неувядаемо прекрасными:

«Перстень», « Утена», «Лень», «Жучок – паучок» и т.д.

              Русские люди  всегда любили веселые дружные праздники и сходились на них порой целыми деревнями. Весной вокруг свежих березок, летом вокруг зеленых луговинок, зимой на снежной улице или в теплой избе – всюду в такие праздники звучала бойкая песня, мелькали хороводы или пляски  и заводились игры. Игры у нашего народа имелись самые различные; по содержанию они чаще всего связывались с трудовым бытом. А трудился русский крестьянин с утра до ночи: надо было и землю вспахать, и урожай вырастить, и огород развести, и на охоту сходить, и рыбу половить. Женщины пряли, ткали, шили и вышивали, пекли пироги и караваи, ухаживали за домашней птицей и скотом. И, как ни тяжела бывала порою работа, сходясь вместе в часы отдыха, любили русские добродушно пошутить, разыграть в веселых сценках то, чем были наполнены их трудовые будни.

     Немало забот требовал всегда у крестьян поле и огород. И у наших предков появились игры « А мы просо сеяли», «Хрен», «Редька», «Капустка», «Лен», «Маки, маки, маковочки»

      Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства: умение соблюдать правила игры, порадоваться за победителя, посочувствовать проигравшему, соблюдать очередность при выборе ведущего.

Таким образом, детский фольклор может стать ценным средством нравственного воспитания ребенка.

     

     Литература:

М.Милютина «Народные колыбельные», журнал «Дошкольное воспитание» №6 -1995г.

Е.Н.Екимчева «Русский национальный  календарь», Москва, «Мир книги» -2006 год.

Т.И.Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития»-2000г.

«Золотые россыпи» (Русские народные пословицы и поговорки). Красноярский производственно-издательский комбинат, «ОФСЕТ», 1993 год.

С.К. Якуб  «Вспомним забытые игры». Москва «Детская литература», 1988 год.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».   Санкт – Петербург, издательство «Детство – Пресс», 2010 год.