Конспект НОД по разделу программы "Детство" "Познание" (экология) в подготовительной группе на тему: "Вода - источник жизни".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Егорова Ирина Валерьевна

Экспериментально-опытническая деятельность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_-_istochnik_zhizni_na_zemle.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обогащение эколого-познавательных представлений детей, посредством экспериментально-опытнической деятельности в рамках раздела «Краеведение».

Задачи:

  1. Дать представление об экологической ситуации водоёмов, как в родном городе, так и на всей планете.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, посредством проведения опытнической деятельности.
  3. Вызывать интерес детей к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, воспитывать любовь к родному краю, культуре поведения в природе.
  4. Развивать связную речь, умение отстаивать своё мнение, рассуждать, строить гипотезы, делать выводы.
  5. Уточнить словарь детей (слова: газообразное состояние, исследователи, академики, лаборатория, мензурка, колба).
  6. Закреплять умение подбирать антонимы, характеризующие свойства воды (сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – мутная, грязная – чистая).
  7. Развивать умение работать в парах, выслушивать ответы других детей, развивать память, внимание, логическое мышление.

Материал:

       - демонстрационный: глобус; 2 плаката с изображением планеты Земля (в естественных цветах и тёмных тонах); экологические знаки и модели; детская палатка; аудиозаписи со звуками объектов природы; предметы для игры «Рыбная ловля» (обруч, удочки с магнитами, рыбки из оригами с магнитами, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакетики); ваза с веточками; карточки со словами: «вода», «источник», «жизни»; карточки - картинки с ответами к загадкам «Состояния воды»; плакат «Кому нужна вода?»; мяч; мольберт.

       - раздаточный (для опытнической деятельности): сосуды разной формы, мензурки, пробирки, колбы, стеклянные палочки, пипетки, воронки, фильтры, стёклышки, перья, вата, песок, глина, уголь, истолчённый мел, соль, растительное масло, лёд (в термосе), подкрашенная гуашью вода, талая вода с улицы, кипячёная вода, тряпочки, медали «Знатоки воды»; головные уборы и халаты для экспериментирования, бейджи с именами.

Предварительная работа:

- чтение произведений А. П. Листопад «Азбука живой природы», «В гостях у детской сказки»;

- знакомство с экологической ситуацией тундры и родного города (шахты, угольная пыль);

- ведение дневника наблюдений за прорастанием листочков на веточках, поставленных в воду;

- беседы на темы: «Наша планета Земля», «Путешествие капельки», «Вода в природе», «Кому нужна вода?»;

- наблюдения во время прогулок за природными и погодными явлениями, экскурсии.

Вводная часть (организационный момент, мотивировка).

       Дети входят в группу. Воспитатель обращает их внимание на глобус. Дети говорят, что глобус – это модель земного шара, нашей планеты.

       Восп-ль: «Ребята, как называется планета, на которой мы живём?» (Земля).

- Какую форму имеет наша планета? (Форму шара). А где расположен наш город?

- Давайте рассмотрим на глобусе цвета нашей планеты. Как вы думаете, что они обозначают? (Голубой цвет – реки, моря, озёра, океаны; белый цвет – заснеженные и ледяные пространства; жёлтый, коричневый и зелёный – это суша).

- Ещё нашу планету называют «голубой». Как вы думаете, кто мог её мог так назвать? (Космонавты, когда увидели её из космоса, голубой она выглядит из-за водной глади рек, озёр, морей, океанов и атмосферы, окутывающей Землю).

- Ребята, а вы бы хотели заглянуть в будущее, на много лет вперёд? На чём можно отправиться в будущее? (На машине времени). Мы можем построить её сами? (Предложить детскую палатку и другие атрибуты для строительства машины времени).

       Дети занимают места в машине времени. Идёт отсчёт секунд в обратном порядке. Звучит музыка.

- Итак, вперёд, в будущее!

       Восп-ль читает стихи: Земля нам всех планет родней!

                                                     Ведь мы с тобой живём на ней,

                                                     И любим мы её просторы:

                                                     Её леса, моря и горы.

      Музыка приглушается. Дети выходят из машины времени и видят картину с изображением нашей планеты, но с изменёнными цветами (водные просторы окрашены тёмным цветом, рядом сигнал бедствия – SOS).

- Что могло случиться, почему водные просторы стали меньше, они такого цвета? (Ответы детей).

- Это настоящая беда, может случиться экологическая катастрофа, если люди не будут беречь воду. (Рядом помещается другая картина с изображением планеты в первозданном варианте, внизу – пустые прямоугольники для фразы, которую должны будут восстановить дети).

 - Ребята, нужна ваша помощь. Посмотрите здесь зашифрована какая-то надпись, наверно, нам надо её расшифровать, чтобы помочь нашей планете, избежать беды в будущем. Возможно, эта надпись о воде. Она подскажет, как сберечь наш город и нашу планету. А чтобы разгадать это задание, нам надо поближе познакомиться с водой, её свойствами, а для этого стать… (Учёными, знатоками, юными исследователями и т. д.)

       Дети выбирают себе головные уборы, халаты, надевают бейджи с именами.

- А какую роль вы дадите мне? (Учёного, руководителя, профессора).

- Где мы будем работать? (В лаборатории).

Основная часть.

       Дети располагаются вокруг стола, опыты помогают проводить по двое детей.

       Первый исследовательский зал «Свойства и состояния воды» (в самостоятельной и совместной с восп-ем деятельности дети обсуждают свойства воды):

- рассмотреть (вода бесцветна, прозрачна);

- понюхать (не имеет запаха);

- попробовать кипячёную воду (не имеет вкуса);

- попереливать из сосуда в сосуд (не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который её налили).

- А вы помните, что вода в природе встречается в разных состояниях? Какое состояние воды мы сейчас рассмотрели? (Жидкое).

       Восп-ль достаёт из термоса кусочки льда.

- Что это? Как называется такое состояние воды? (Твёрдое).

- Как мы можем узнать, что вода закипела? (Она булькает, поднимается пар).  Пар – это какое состояние воды? (Газообразное). Посмотрите на стёклышки у вас на столе. Как с помощью них можно ещё показать это состояние воды?  (Дети дышат на стекло, оно запотевает). С дыханием в воздух выделяются мельчайшие капельки воды.

- В разные времена года мы видим воду в определённых состояниях. И сейчас загадки напомнят вам об этом. Кто первый догадается, поднимает руку. (На мольберте после каждой отгаданной загадки выкладывается картинка).

1. Всю зиму пролежит,

    Весной в речку убежит. (Снег)

2. Без досок, без топоров

    Через речку мост готов.

    Мост, как синее стекло!

    Скользко, весело, светло! (Лёд)

3. Не колючий,

    Светло-синий

    По кустам развешан… (Иней)

4. Серебряные нити

    Сшивают землю и небо. (Дождь)

5. Без крыльев летят, без ног бегут,

    Без паруса плывут. (Облака)

6. Вырос лес, белый весь,

    Пешком в него не войти,

    На коне не въехать. (Морозный узор на окне)

7. На дворе переполох –

    С неба сыплется горох. (Град)

8. Молоко над речкой плыло,

    Ничего не видно было.

    Растворилось молоко –

    Стало видно далеко. (Туман)

- За первые интересные опыты и отгаданные загадки вам, ребята, достаётся одно из слов зашифрованной надписи – «жизни». Вот так мы с вами начинаем узнавать много нового о тайнах воды, что может помочь нашей планете.

- Давайте теперь пойдём во второй исследовательский зал («Вода – растворитель») и вернёмся к нашим опытам.

       (На столе в мензурках: соль, мел, песок, растительное масло. Дети добавляют эти вещества в колбы с водой, размешивают стеклянными палочками, рассказывают, что в воде растворяется, а что нет, соль и мел растворяются, а песок и масло – нет. После успешно проведённых опытов и сделанных выводов детям достаётся второе слово – «источник»).

- А теперь перейдём в третий исследовательский зал («Загрязнение воды»).

       (Следующий опыт дети проводят одновременно с восп-ем. Долить в одну колбу на поверхность воды растительное масло, взять пёрышко, сначала вспомнить строение перьев, их лёгкость (выпустить из рук), помогают птицам летать. Затем опустить перо в масло на поверхности воды, попробовать ещё раз выпустить из рук. (Перо теряет лёгкость, стремительно падает вниз).

- Ребята, что случится с птицами, если в наши реки, моря будут попадать масляные жидкости – бензин, нефть? (Не смогут летать, спасаться от хищников, питаться, заболеют).

(Обратить внимание на картинки о загрязнении воды).

       Словесная игра (с мячом). – Давайте мы сейчас с вами поиграем  в игру «Какая бывает вода?» (Проводится словесная игра на подбор антонимов: сырая – кипячёная, холодная – горячая, прозрачная – окрашенная, грязная – чистая и т. д.).

- А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, выйти на природу, подышать свежим воздухом, половить рыбу в реке. (Включить музыку со звуками природы).

       Восп-ль и дети подходят к обручу на полу, в котором лежат рыбки из оригами (с прикреплёнными магнитами), пластиковые бутылки, полиэтилен и другой мусор).

- Ой, здесь уже кто-то побывал до нас! Кто мог так замусорить речку? (Люди, туристы).

- Хорошо ли это для речных обитателей? Как мы можем помочь? (Очистить от мусора). (Дети собирают мусор в мешок. Обратить внимание на экологический знак «Нельзя мусорить»).

- Давайте вспомним, как надо правильно вести себя на водоёмах, чтобы не навредить им.

1) Нельзя оставлять мусор на берегу реки и бросать мусор в воду.

- Не засоряй сейчас прекрасный водоём –

И мы ещё не раз с тобой сюда придём!

2) Нельзя ловить обитателей водоёмов.

- У живности – свои заботы,

И каждая – дитя природы,

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

3) Нельзя рвать водные цветы.

- Ребята, не пытайтесь нас срывать –

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды – завянем сей же час…

Не надо, люди, не губите нас!

4) В реку не должны попадать вредные вещества.

- Такая загрязнённая вода –

Всему живому настоящая беда!

       (Проводится игра «Рыбная ловля»).

- Вот мы и отдохнули. Давайте вернёмся в нашу лабораторию.

- Сейчас нам понадобятся воронки. (В первой – песок, во второй – глина, в третьей – поверх воронки лежит фильтр из пергаментной бумаги).

       (Попробовать пропустить воду через воронки с песком и глиной. Глина не пропускает воду).

- В природе вода очищается, проходя через слои песка. (Дети проводят опыты).

       (Показать ведёрко с талой водой, отметить, какая она грязная).

- Почему снег был грязным? (В нашем городе добывают уголь, на землю из воздуха опускается угольная пыль).

- Как можно помочь природе, чтобы вредных веществ попадало в воздух меньше? (Фильтры на трубы).

- Как вы думаете, способны ли фильтры очищать всю воду, которая сбрасывается в реки? Это можно проверить.

       (Первый опыт – предложить процедить талую грязную воду через фильтр, грязь осталась на фильтре. Второй опыт – процедить подкрашенную гуашью воду через фильтр с песком. Цвет воды не изменился).

- Что показал опыт? (Фильтры могут очистить воду не от всех примесей. Воду нужно беречь).

- Ребята, вам достаётся третье слово – «вода» для зашифрованной надписи, которую нам с вами надо разгадать.

- А теперь давайте перейдём с вами в четвёртый исследовательский зал и посмотрим, что произошло с нашими веточками, которые мы подобрали и поставили в воду. (Появились почки, открылись, появляются листочки. Они ожили. Мы дали им продолжение жизни).

- Вот сколько мы узнали о воде. Пришло время разгадать тайну. Она поможет нам беречь нашу планету. Давайте возьмём слова и попробуем составить фразу. (Дети составляют предложение из полученных слов: «Вода – источник жизни»).

       (Восп-ль обращает внимание на плакат с сигналом о помощи).

- Как вы думаете, возможна ли жизнь на такой планете? Хотелось бы вам там жить? Как мы можем в настоящем времени не допустить беды?

Заключительная часть.

- Пора возвращаться. Занимаем места в машине времени, 3, 2, 1 – полетели! (Включить музыку).

- И в заключение нашего путешествия давайте вспомним с вами «Очень серьёзные стихи» (М. Мышковской).

Если природу не оберегать: мусорить всюду, тундру ломать, засорять,

В озеро, в реки отходы сливать, распахивать там, где не стоит пахать.

Небо коптить и моря отравлять, то однажды, проснувшись и глянув в окно,

Удивитесь, как мрачно вокруг и мертво.

Вы увидите, как изменилась Земля, и поймёте, что делали то, что нельзя.

Вместе с каждой травинкой и каждым зверьком

Мы теряем друзей, свою Землю, свой дом.

Так давайте беречь нашу Землю, свой дом,

Чаще думать, что будет потом.

Дети рассаживаются на коврике, вспоминают самые интересные моменты путешествия, экспериментирования, что было сложным.

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, быть вашим научным руководителем в лаборатории. Всех учёных ждут награды. Вот эти медали для вас. (Детям вручаются медали «Знатоки воды»). Предлагаю в следующий раз в нашей лаборатории исследовать свойства воздуха.