Конспект совместной деятельности по теме"Такие разные камни" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Андреева Оксана Александровна

Здесь представлен материал по теме "Камни" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_deyatelnost.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности  

по теме «Камни»

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье.

Технологии: Здоровьесберегающие, Исследовательские методы, Игровые методы, Обучение в сотрудничестве, мнемотаблица.

Цель: Создать условия для формирования целостного мировоззрения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Образовательные задачи:

Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

Формировать понятие о поверхности Земли.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы.

.Активизировать словарь детей

Развивать умения работать с мнемотаблицей.

 Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Предварительная работа: Сбор коллекции камней и изделий из камня; чтение сказок

П. Бажова  «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»;

беседы о камнях, рассматривание иллюстрации с горными ландшафтами.

Материал: Посылка с коробочками разного цвета, а в них разнообразные камни;  глобус,

фотографии с видами моря, пустыни, леса, гор; подносы, лупы, стаканчики с водой,    монетки,  салфетки, листы для  наблюдений, мнемотаблица, стаканчики с цветными карандашами, мяч, мешочек с камнями, конфеты «Морские камушки».

Ход совместной деятельности:

Вводная часть

Воспитатель: Мне сегодня принесли посылку, а в ней много разных коробочек. Я без вас открывать коробочки не стала, решила, что откроем их все вместе. Берите коробочку, какая вам больше нравится…….

Основная часть

Раздается стук в дверь и входит мальчик Тёпа.

Тёпа: Ой, куда это я попал?

Дети: В детский сад, в 10 группу.

Тёпа здоровается, знакомится с детьми. Смотрит, что у детей коробочки и в них, что-то лежит.

Тёпа: Что это у вас?  Камушки?! Какие разные?

Воспитатель:  Тёпа, а ты знаешь, что-нибудь о камнях?

Тёпа: Да, они такие разные и валяются на дороге. А я об них все время спотыкаюсь.

Воспитатель:  Ничего ты не знаешь. Послушай, что расскажут тебе ребята.

 Рассказы детей о камнях, лежащих в их коробочках.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Много знаете о камнях.

А вы знаете, откуда берутся камни?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на……..

Тёпа: Знаю, знаю. Это какой мячик. Он надувной и в него можно играть в футбол.

Дети: Неправильно, это глобус.

Воспитатель: А разве с глобусом нельзя играть.

Дети: Нет. Это макет земли.

Воспитатель: У нашей земли есть одежда. Показывает на глобусе.

Голубая  - это моря, океаны, реки  (показ слайдов).

Зеленая – это леса, поля, луга (показ слайдов)

Желтая – это пустыня (показ слайдов)

Коричневая – это горы (показ слайдов). Каждый камушек – это кусочек горы. Там, где много камней, возвышаются горы. А вы знаете, что каменным богатством  у нас в стране является Урал и Сибирь (показ слайдов).

Тёпа: Я никогда не был в горах? Вы были в горах?

Дети: отвечают.

Опыты с камнями

Воспитатель: А сейчас мы с вами станем учеными и начнем наши опыты. Давайте, перейдем в нашу лабораторию. Тёпа присоединяйся к нам.  Подвигайте, поближе подносы.  Во время опытов дети делятся своими наблюдениями и зарисовывают в лист  наблюдений.

Опыт № 1 определение формы камня.

Воспитатель: Посмотрите на свои камни, какой они формы?

Дети отвечают.

Вывод: камни бывают разной формы.

Опыт №2  определение цвета.

Воспитатель: У всех камни одного цвета? У тебя Арина, камень, какого цвета? А у тебя Тёпа?  Сделай, Тёпа, вывод о цвете камней.

Вывод: камни бывают разного цвета.

Опыт №3  определение размера

Воспитатель: Все камни одинакового размера? У кого самый большой камень? У кого средний камень? У кого самый маленький?   Кто сделает самый важный вывод о размере камней?

Дети отвечают.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт №4 определение характера поверхности.

Воспитатель: Сейчас мы возьмем лупы и рассмотрим поверхности камней. Что интересного вы увидели ребята?

Дети: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.

Воспитатель: А теперь отложим лупы и погладим  свои камушек. Поверхности одинаковая или разная?  Какая?

Дети отвечают.

Воспитатель просит детей показать у кого самый гладкий камень и самый шероховатый.

Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт №5  определение на прочность.

Воспитатель: Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно камень поцарапать? Чем? Можно поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко это сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается след?

Вывод: камни прочные.

Опыт №6 определение температуры

Воспитатель: Сейчас у нас будет интересный, очень сложный опыт. Нужно найти у кого самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как  и что вы будете делать?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наша кожа может определять температуру. Приложите свой камень к щеке. У кого камень оказался холодным? У кого – теплый?  А если подержать его в кулачке, а затем снова приложите его к щеке  Изменились ли ваши ощущения? Камень стал теплее? Кто может сделать вывод.

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт №7  плавучесть.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему вы так думаете? А что нужно сделать, чтобы узнать правду-истину?

Дети берут стаканчик с водой и осторожно опускают камень

Воспитатель: Ребята, что стало с камнями?  Обратите внимание, что цвет камней стал более яркий. Кто сделает важный вывод?

Вывод: камни в воде тонут, потому что они тяжелые.

Тёпа: А давайте, теперь нарисуем, что можно сделать  из камня.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас свой камень посмотрите на него внимательно, подумайте и нарисуйте, где применяют ваш камень и что из него можно сделать.

Дети рисуют.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожайлуста, на свои листочки. У нас получились необычные письма о камнях. Письма в рисунках и схемах. Теперь мы можем более подробно рассказать о наших камнях.

Тёпа: То опыты, теперь рассказы. Я уже устал!!! А давайте поиграем?

Воспитатель: Устали?  Пойдем играть. Будьте внимательны.

Физкультминутка

С другом мы гулять пойдем

Шагают на месте

Речку-каменку найдем

Повороты вправо, влево

Речка весело журчит

И по камушкам бежит

Руки вперед, движение «волна»

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.

Шагают на месте

Мостик каменный стоит

Пальцы рук соединены перед грудью

Речка весело журчит.

Руки вперед, движение «волна»

Из камней построен дом,

Движение «кулачок об кулачок»

Мы с тобой в него войдем.

Руки над головой в форме «крыши»

Мостик каменный стоит,

Пальцы рук соединены перед грудью

Речка весело журчит

Руки вперед, движение «волна»

Домик прочный из камней,

Руки над головой в форме «крыши»

Для друзей всегда открыт!

Руки в стороны ладонями вперед.

Заключительная часть

Тёпа: Мне так понравилось  у вас в гостях. Понравились ваши камушки, что очень захотелось показать их своим друзьям. Может вы мне, что-нибудь  подарите? А у меня есть мешочек для камушков, но вот беда: я  не знаю, что рассказать о камушках своим друзьям. Расскажите мне о камнях побольше, и поинтереснее.

Игра «Правильно-неправильно».

Воспитатель: Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя - он твёрдый». Я буду играть роль «стрелки» - с закрытыми глазами я буду поворачиваться и показывать, кто будет отвечать, ну что начнем:

 1.Камень тонет в воде.

 Дети: Правильно!

 2.Камень прозрачный как стекло.

 Дети: Неправильно!

 3.Гвоздь нельзя вбить в камень.

 Дети: Правильно!

 4.Камень лёгкий как вата.

 Дети: Неправильно!

 5.Мокрый камень темнее, а сухой светлее.

 Дети: Правильно!

 6.Камень легко разбить как стекло.

 Дети: Неправильно!

 7.Камень можно растянуть как резинку.

 Дети: Неправильно!

 

 8.Из камня можно лепить как из пластилина.

 Дети: Неправильно!

 9.Камень не плавает в воде как дерево.

 Дети: Правильно!

 10Камень можно порвать как бумагу.

 Дети: Неправильно!

 Воспитатель: Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!

 Вот тебе Тёпа мешочек с камушками, смотри не потеряй.

Тепа: Не потеряю и не забуду. Я хочу вам тоже подарить камушки. Они называются морские камушки. Маленькие по размеру, холодные и разноцветные. Только они не настоящие, они съедобные. Это….

Дети: конфеты.

Тёпа прощается и уходит.

Воспитатель: Мы сегодня много нового узнали о камнях.  Мне хотелось бы, чтобы вы обязательно рассмотрели изделия из камня, которые есть дома. Нарисовали и рисунок и придумали небольшой рассказ об этом изделии.  На следующей нашей встрече  рассказали о своей находке.

Я благодарю вас за прекрасную работу!