Главные вкладки

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной группы на тему: “Какого цвета весна”.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.  

    познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения; развивать мелкие движения руки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной  группы на тему: “Какого цвета весна”.

    Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”.  

    Оборудование: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели” .

    Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое,  с голубыми  окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.

    Ход занятия: 

    Загадать детям загадку

    Зазвенели ручьи,

     прилетели грачи.

     В улей пчела

     первый мёд принесла.

     Кто скажет, кто знает,

     когда это бывает?

     (Весна)

    Скажите пожалуйста какие приметы весны вы знаете. (Тает снег, солнце греет сильнее, день стал длиннее, а ночи короче, деревья просыпаются ото сна, набухают почки и скоро появятся листья, птицы возвращаются в родные места, вьют гнёзда и выводят птенцов, в лесу у зверей появляются детёныши и т. д.)  

    А теперь ребята давайте пройдём и сядем за столы, и рассмотрим картину

     А. Саврасова «Грачи прилетели»

    Я читаю детям стихотворение Бунина

     Бушует талая вода,

    Шумит и глухо, и протяжно.

    Грачей пролетные стада

    Кричат и весело, и важно.

    Меж круглых рыхлых облаков

    Невинно небо голубеет,

    И солнце ласковее греет

    В затишье гумен и дворов.

    Весна, весна! И все ей радо.

    Как в забытьи, каком стоишь

    И слышишь свежий запах сада

    И теплый запах талых крыш.

    На этой картине художник изобразил серенький весенний день. На переднем плане  он изобразил корявые березки. Они очень старые и кривые внизу черные, а вверху белые.  Берёзки растут около пруда,  на окраине раскинувшегося на холме села. Вестники тепла грачи галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые. За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще виден снег — серый, талый. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков голубое небо.  

    Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

     

      Обратить особое внимание детей на цветовое решение картины.

    - Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зелёный)

    - Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые…)

    Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету.

    - Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? (Закройте глаза и представьте себе, что мы там)

    - Что вы слышите? (Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзда) Представьте, что вы грачи.

    Физминутка: “Грачи”

    Как-то ранней весной

     На опушке лесной

     Появилась стая птиц

     Не скворцов и не синиц,

     А большие грачи

     Цвета черного, как ночь.

     Все расселись по берёзкам:

     Прррыг – скок, крррак-крррак,

     Гнёзда вьют и все поют:

     Крррак – крррак, кррррак-крррак!

     

    - А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем нарисовать, какого цвета ранняя весна.

    Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом мы будем наносить краски на мокрую бумагу.

     Вспомните, как называется техника рисования, в которой мы сейчас будем рисовать? (Монотипия)

     - Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо? (Синий, белый)

    - А какие в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зелёный)

    Дети выполняют задание, соединяют листы разукрашенными сторонами вместе, разглаживают их и смотрят, что получилось.

    - Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок? (Ответы детей)

    Теперь мы нарисуем берёзки.  Вспомнить с детьми как мы будем рисовать берёзки (ствол всей кистью, а веточки концом кисти, и чтобы не было много воды мы отжимаем кисть об край баночки)  Дети выполняют рисунки в обычной технике рисования – кисточками и  акварелевыми  красками.  

    Итог занятия.

    П. У нас с вами получился весенний пейзаж.

    Ребята, вам понравилось наше занятие? Какую картину мы сегодня с вами рассматривали? Как зовут художника который написал эту картину? Каким способом мы выполнили фон рисунка?   Что для вас было легко, а что сложно?  

    Педагог вместе с детьми выбирает наиболее интересные работы.  



    Предварительный просмотр:

    Путешествие по Африке. Комнатные растения.

    Цели: познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения; развивать мелкие движения руки.

    Материалы и оборудование:  физическая карта, персонаж доктор Айболит,   картинки с изображением явлений природы, растительного и животного мира Африки; комнатные растения (аспарагус, традесканция, алоэ)    

    Ход занятия

    1.Вводное слово воспитателя.

    - Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К.И.Чуковского. Отгадайте с кем:

     Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

        Сквозь очки свои глядит

                 Добрый доктор…..(Айболит)

    Выставляется картинка с изображением доктора  Айболита.

    2. Игра – путешествие «Африка».

    Летим с доктором Айболитом и попадаем

                    Весьма раскаленное место.

                  Не надо не печки, ни дров,

            В песок бросил тесто –

    И завтрак готов.

    - Куда мы попали? (Пустыня Сахара)

    -Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского «пустыня». Здесь очень жарко. Вдруг впереди  Айболит увидел зелёный островок – оазис. Рассмотрите фотографии африканских растений. Посмотрите, перед нами дерево, у него отсутствуют ветки, высота 20 метров и более, на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до трёх метров. Это финиковая пальма. Она даёт в год от 100 до 200кг. плодов. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, который можно пить.

    - Какие ещё деревья растут в африканских лесах? (масленичная пальма, банан, кофейное дерево). Отдохнул  Айболит и полетел на орле, дальше на юг к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад.

    А за водопадом лежит Саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники. Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб, зонтичная акация)

       А в Африке, а в Африке

    На чёрной Лимпопо    

           Сидит и плачет в Африке

    Печальный Гиппопо.

    И рыщут по дороге

    Слоны и носороги.

    И говорят сердито:

          «Что ж нету Айболита?»

    -Какие же животные ждут помощи Айболита? Отгадайте загадки и узнаете.

     Она как змейка,

    в траве мелькает,

    Хвостом виляет.

    Хвост оборвёт-

    Другой наживёт.

    (Ящерица)

    Целый день летает,

    Всем надоедает.

    Вред приносит.

    От болезней всех корчит.

    (Муха цеце.)

    Когда он в клетке, то приятен.

    Он хищный зверь, хотя немножко

    Как тигр и лев, похож на кошку.

    (Леопард)

    Зверь я горбатый,

    А нравлюсь ребятам.

    (Верблюд)

    Вьётся верёвка,

    На конце головка.

    (Змея)

    Он ходит, голову задрав.

    Не потому, что важный граф.

    Не потому, что гордый нрав.

    А потому, что он…(жираф).

    По реке плывёт бревно.

    Ох и злющее оно!

    Тем, кто в речку угодил,

    Нос откусит…(крокодил).

    Уж очень вид у них чудной:

    У папы – локоны волной.

    А мама ходит стриженой.

    За что она обижена?

    Недаром часто злится

    На всех мамаша…(львица)

    Что за коняшки,

    На всех тельняшки?

    (Зебры.)

    Физминутка

    Аист в Африку летал,

    Ох, летал, ох, летал (машут руками).

    По болотам там шагал,

    Там шагал, там шагал (шагают, высоко поднимая колени).

    Рыб, лягушек он клевал,

    Он клевал, он клевал (наклоняются и выпрямляются каждый раз, изображая руками, как аист клюет).

    Он объелся, ой-ой-ой,

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой! (Круговые движения руками по животу.)

    Полетел скорей домой,

    Да, домой, да, домой (машут руками).

    Игра «Рассели животных по Африке».

    Детям необходимо взять картинку с изображением животного и  положить на карту Африки.

    Картинки для игры: птица – носорог, горилла, окапи, шимпанзе, муха цеце, леопард, носорог, бегемот, жираф, антилопа гну, слоны, лев, страус, зебра, варан, верблюд, газель, антилопа канна, крокодил, фламинго.

    -Послушайте стихотворения о животных Африки. Покажите картинку каждого животного.

    Самый быстрый зверь- гепард.

    Он становится на старт,

    По саванне мчится ловко,-

    Неплохая тренировка.

    Подальше от дороги

    Гуляют носороги,

    Чтобы кого- нибудь

    Случайно не боднуть.

    Посмотрите, ну и ну!-

    Это антилопа гну.

    Её гнутые рога

    Защищают от врага.

    Посмотрите- ка скорей:

    Это хищник – царь зверей

    До чего же грозный вид,

    Как на троне он сидит!

    Спросите всю саванну-

    Не любят игуану!

    И за шипы на коже,

    И за характер тоже.

    Чуть что – «Я с вами не дружу!»
    Чуть что «Я дедушке скажу!»

    Он игуаны пращур,-

    Огромный древний ящур.

    3. Рисование «Комнатные растения».

    -Многие растения приехали к нам в дом из Африки. Рассмотрите их.

    О Бальзамине.

    Хрустит за окошком морозный денёк.

    Стоим на окошке цветок – огонёк.

     Малиновым цветом цветут лепестки,

    Как будто и вправду зажглись огоньки.

    Его поливаю, его берегу,

    Его подарить никому не могу!

    Уж очень он ярок, уж очень хорош,

    Уж очень на мамину сказку похож!

                                       Е. Благинина.

    -Бальзамин называют «огонёк» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо – ласковое название «Ванька – мокрый» за свои прозрачно – водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Это растение не прихотливое, обильно цветущее, светолюбивое, но не выносит прямых солнечных лучей.

    Об Алоэ.

    Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

    Какое оно алоэ – алоэ, голубое?

    Доброе или злое? Маленькое или большое?

    Хорошее или плохое?

    Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

    А маминой лучшей подруге алоэ не помогло – э.

    И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

    На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ.

    Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

                                                      Б. Заходер

     Показать у доски направления стеблей, форму горшка. Все ли части растения одинаковы по цвету? Где светлее? Где темнее? Как это можно передать в рисунке одним простым карандашом? (Воспитатель показывает приёмы рисования растений.)

    4. Итог занятия.

    -Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Наше путешествие по Африке завершилось.