НОД
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно-исследовательской работе
в средней группе
Удивительный Воздух
Цель: Знакомство с понятием воздух.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи: 1) Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
2) Познакомить со свойствами воздуха.
3) Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
4) Развивать любознательность , наблюдательность , мыслительную деятельность детей.
5) Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.
6) Расширять и активизировать словарный запас детей.
Интеграция областей: коммуникация, художественная литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный.
Предварительная работа: Наблюдения за ветром, изготовление корабликов и вееров.
Оборудование: Полиэтиленовые мешочки( по кол-ву детей), стаканчики с водой, коктельные трубочки ( по кол-ву детей) , мыльный состав для проведения фокуса с мыльными пузырями, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска, сундук, кассета с музыкой, два таза с водой, кораблики, веера, тарелка и ложка, чеснок, воздушные шары ( по кол-ву детей) ,угощение.
Ход занятия: Организационный момент.
Воспитатель Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются
В.:Я по секрету узнала, что наши гости любят чудеса, фокусы и волшебство .А вы любите фокусы?
Д.: Да.
В.: Тогда говорим волшебные слова и превращаемся в фокусников . «Фокус, крокус, покус»
Воспитатель показывает волшебную палочку и магический сундук.
Ф.: Сейчас мы откроем сундук и посмотрим , что там есть. Ребята, как вы думаете, что там лежит?
Ответы детей
Ф.: Говорим волшебные слова и открываем быстрей.
Открывают сундучок , но ничего не находят
Д.: Он пустой, там ничего нет!
Ф.: Ребята мы с вами фокусники, значит мы сможем с помощью волшебства отгадать, что в нем спрятано. Отгадайте загадку и получите ответ.
Через нос проходит в грудь и обратно держит путь . Он невидимый, но всё же без него мы жить не сможем. Он нам нужен чтоб дышать , чтобы шарик надувать, с нами рядом каждый час , но невидим он для нас.
Д.: Это воздух!
Ф.: Где же воздух? Вы его видите вокруг нас?
Д.: Нет, не видим.
Ф.: А раз мы его не видим, значит какой он?
Д.: Воздух невидимый.
Ф.: Ребята, но я знаю ,что воздух есть вокруг нас. И нам нужно доказать, что он есть всегда и везде. У меня кое-что для вас есть, говорим волшебные слова.
Фокусник достает полиэтиленовые мешочки и раздает их детям.
Опыт 1.
Ф.: Возьмите мешочки. Что в нем?
Д.: Он пуст.
Ф.: Пакет можно сложить несколько раз, посмотрите какой он тоненький.
Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, затем развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д.: В нем нет воздуха.
Ф.: Молодцы ребята, мы с вами доказали, что воздух существует, но он невидимый, прозрачный. Чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы это сделали. Пойдемте со мной, здесь у нас на столе лежат волшебные картинки, нужно выбрать правильную картинку, которая показывает, что воздух невидимый.
Ф.: Подумайте, а у воздуха есть цвет?
Д.: Нет.
Ф.: Значит он какой? – бесцветный. Ребята, какая картинка лучше подойдет к этому слову?
Дети подходят к столу и выбирают нужную картинку.
Опыт 2
Ф.: Фокусники за мной. Подходят к столу, произносят волшебные слова и открывают салфетку.
Ф.: Я хочу угостить вас воздухом, открывайте рот вкусно?
Ответы детей
Ф.: Что-то я не понял, не вкусно.
Дети и фокусник приходят к выводу, что не вкусный.
Ф.: если он не вкусный, найдите картинку!
Ф: Здорово вот сколько мы сделали открытий!
Ф.: Фокусники подумайте ,а в нас воздух есть?
Ответы детей.
Ф.: Сейчас проверим!
Подходят к столу ,говорят волшебные слова, на столе стоят стаканы с водой и в них опущена трубочка.
Опыт 3
Ф.: как узнать, есть в нас воздух или нет?
Ответы детей.
Ф.: Подуйте в трубочку, что происходит?
Д.: Выходят пузырьки.
Ф.: Правильно, мы дуем в трубочку и воздух выходит в виде пузырьков. Воздух очень легкий и он поднимается вверх.
Опыт 4
Ф.: Фокусники, а вы любите пускать мыльные пузыри.
Ответы детей.
Ф.: Берем трубочки , идем за мной. А так умеете?
Фокусник пускает мыльные пузыри
Ф.: Что находится внутри мыльных пузырей?
Д.: Воздух.
Ф.: Воздух легкий наполняет мыльный пузырь и он летит вверх.
Ф.: Молодцы предлагаю отдохнуть.
Дует ветер с высоты, гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо клонятся цветы и травы. А сейчас вместе все попрыгаем на месте. Выше веселее вот так, переходим все на шаг.
Фокусник показывает, что ему жарко и машет на себя.
Ф.: У меня для вас есть сюрприз. Раздает детям веера и предлагает помахать ими на себя и друг на друга.Что вы чувствуете?
Д.: В лицо дует ветерок.
Ф.: А что такое ветер?
Д.: Это движение воздуха.
Ф.: А хотите устроить морские соревнования?
ОПЫТ 5
На столе стоят 2тазика с водой, дети пускают кораблики на воду. Дети дуют на кораблики и они плывут. Дети делают вывод, что воздух можно почувствовать приведя его в движение и что воздух может передвигать предметы.
ОПЫТ 6
Ф.: А сейчас закройте глаза. Чем пахнет?
Д.: Ничем.
Ф.: А сейчас? фокусник дает понюхать детям чеснок и спрашивает у них о запахе. Что они чувствуют? Дети с фокусником делают вывод , что сам воздух не пахнет, он только доносит запахи до наших носиков.
Ф.: Ребята а ваши носики умеют правильно дышать. Давайте покажем, как надо правильно дышать.
Дыхательная гимнастика.
Фокусник и дети беседуют о значение водуха.
Ф.: А как вы думаете где легко дышится : в лесу или городе?
Ответы детей.
Вывод: в лесу растет много деревьев , цветов, кустов ,травы и они выделяют чистый воздух. Поэтому мы должны беречь природу и охранять ее.
Ф.: Раз, два, три иди ко мне!
Ну, вот к сожалению пришло время заканчивать нам игру в фокусников.
Далее дети и фокусник вспоминают , что они узнали о воздухе.
Заключительная часть. Сюрпризный момент.