Проект «Новый год у ворот!» подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Горбушина Наталья Геннадьевна

 

Создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novyy_god.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» г. Горнозаводска

Проект «Новый год у ворот!»

подготовительная группа

Авторы проекта:

   

Ворошилова В.А.-воспитатель первой категории

 

Горбушина Н.Г.- воспитатель первой категории

                         

                                    декабрь – 2013 год

Тип проекта – исследовательско – творческий

Возраст детей -  6-7 лет

Проект краткосрочный – 2 недели

Направление проекта – поисково-творческий

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки;

формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян и  народов мира;

познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;

продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;

научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами», тестопластики, развивать аккуратность и собранность, творческие способности;

развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок, стишков на новогоднюю тематику;

воспитывать бережное отношение к ели.

Предполагаемый результат

У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки, о новогодних традициях  в России и  в разных странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина и соленого теста, выполнять аппликацию, сгибают бумагу в разных направлениях, сочиняют небольшие новогодние истории,   воспитано бережное отношение к ели.

Этапы реализации проекта

    1. Организационный этап – включает в себя изучение научно –  методической литературы по теме

    2. Этап практических действий:

 - разработка проекта для подготовительной  группы,

 - создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей        возникновения нового года в России и разных странах мира.    

- внесение в группу игрушечных Деда мороза и Санта Клауса

- подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.

-  создание коллекции новогодних открыток

- выполнение работ по изодеятельности

-  Конкурс «Новогодняя история»

- Мастер-класс «Звездочка – снежинка» (оригами из разноцветной фольги)

 - разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.

    3. Заключительный этап:

 - диагностика детей,

- презентация проекта.

Условия реализации проекта:

      Мотивационные:  отсутствие у детей достаточных знаний о праздновании Нового года в России и других странах мира.

      Кадровые: исполнители проекта (воспитатели) для эффективного решения задач должны обладать знаниями о истории возникновения праздника –Новый год.

      Материально – технические: имеющиеся в наличии ДОУ.

      Научно – методические: сотрудничество с детской библиотекой г. Горнозаводска

      Финансовые: организация работы воспитателя по должностным обязанностям и штатному расписанию (без дополнительных затрат).

Учитывая принципы дошкольного образования, были разработаны модели ознакомления с праздником «Новый год» во всех блоках педагогического процесса

МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ «НОВЫЙ ГОД»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

                                     

МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ «НОВЫЙ ГОД»

  1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ

«НОВЫЙ ГОД»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с праздником «Новый год»

Перспективный план по ознакомлению детей с праздником «Новый год»

№ п/п

Содержание работы

Цель

1

Составление «календаря ожиданий» и вывешивание его на дерево, стоящее в группе

Учить детей планировать свою деятельность в течение длительного времени

2

Беседа «Русский Новый год»

Легенды о появлении новогодней елки

Продолжать знакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с легендами о появлении новогодней елки, с его героями- Дедом Морозом и Снегурочкой

3

Беседа «Вотчина Деда Мороза». Составление письма Деду Морозу

Дать понятие, что такое-вотчина Деда Мороза, учить детей составлять письмо Деду морозу

4

Беседа «Как встречают Новый год в разных странах мира»

Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в разных странах мира

5

Д/И «Родственники Деда Мороза» (Дед Январь, Дедка-с-плеткой). Нахождение отличий Деда Мороза  Санта Клауса

Расширять знания детей о родственниках  Деда Мороза, продолжать учить находить отличия Деда Мороза и Санта Клауса

6

Беседа «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках»

Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года.

7

Беседа «Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно

Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении

8

Оформление группы. Создание новогодней панорамы на окне, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др.

Учить детей создавать предпраздничную атмосферу в группе

9

П/И «Мороз Красный нос», «Два Мороза»

Совершенствовать двигательные умения и навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции

10

«Зимние забавы»: метание снежков в снежную корзину, катание на санках, с горки на ледянках, спортивная игра «Хоккей»

Развивать координацию речи с движением, общие речевые и двигательные навыки

11

Исследовательская деятельность. Предметный мир «Украсим елку»

Совершенствовать умение детей обследовать елочные игрушки, рассказывать об игрушке

12

Д/И «Какая елочка»

Учить детей подбирать определения к слову «елочка»

13

Цикл наблюдений за елью

Учить находить отличие ели от других деревьев, определять, сколько лет елке, как чувствует себя сломанная елка, чем елка на участке отличается от искусственной.

14

Д/И «Да – нет»(елочные украшения), «Что растет на елке?», «Нарядим елочку»

Развивать внимание, память, логическое мышление

15

Д/И «Дед Мороз» (Агапова «Мир родного языка, стр.81)

Развивать воображение детей

16

Конкурс Бабы Яги (Агапова, стр. 84)

 Развивать внимание, память, логическое мышление

17

Рассматривание иллюстраций, открыток сказочных дворцов, таблиц с изображением старинных окон, крыш, узоров

Предварительная работа по изображению сказочных дворцов

18

Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников

Развивать коммуникативные навыки детей

19

Конкурс «Новогодняя история»

Сочинение сказок. Рассказов детей совместно с родителями. Укрепление детско-родительских отношений

20

Пальчиковые игры «На елке», «Перед нами елочка», «Дед Мороз»

Развивать мелкую моторику и речь детей

21

Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года»

Развивать новые игровые сюжеты: украшение елочки в кукольном уголке, нарядить кукол в карнавальные костюмы

22

Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек, подарков»

Развивать новые игровые сюжеты: продажа елочных украшений, подарков друзьям, родным.

23

Совершенствовать двигательные умения и навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию

24

Гимнастика для глаз «Елочка»

Профилактика близорукости

25

Массаж биологически активных зон «Ели на опушке»

Укрепление здоровья детей

26

Утренняя гимнастика «Зверюшки на елке»

Укрепление здоровья детей

27

Экспериментирование.Опыт «Что быстрее растает снег или лед», «Цветные льдинки», «Превращение воды в лед»

Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи

28

Сделаем сюрприз для малышей, покажем им сказку

«Коза и семеро козлят»

Развивать детское театрально-художественное творчество, используя различные средства выразительности

29

Раскрашивание и вырезывание лошадок, изготовление из них гирлянды

Развитие творческих способностей детей

30

Рисование «Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки»

(Т.М.Бондаренко, стр.55)

Учить детей изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодной гаммы красок, использовать вспомогательный рисунок, выполняя его простым карандашом. Развивать творчество, замысел.

31

Лепка «Лошадка» (тестопластика)

Учить детей лепить лошадку из соленого теста, вырезать стекой по контуру шаблона

32

Лепка «Елочка» (Т.М.Бондаренко, стр 119)

Учить детей лепить елочку модульным способом, шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.

33

Лепка «Дед Мороз спешит на елку» (Т.М.Бондаренко, стр.122)

Учить детей лепить из целого куска, украшать детали одежды. Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.

34

Аппликация «В лесу родилась елочка» методом «оригами» (Т.М.Бондаренко, стр.166)

Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных методом «оригами», развивать мелкую моторику рук.

35

Изготовление пригласительных билетов на  новогодний утренник «Дед Мороз» (Т.М.Бондаренко, стр.175)

Развивать у детей воображение, умение передавать разными средствами сказочность действия (метод «оригами»)

36

Конструирование «Подарки к Новому году пернатым друзьям»

Учить детей изготовлять кормушки из различного бросового материала: коробок от конфет, сока, бутылок от минеральной воды. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

37

Конструирование «Новогодние игрушки»

Учить детей изготовлять четырехгранный фонарик из блестящего картона, украшать его мелкими деталями

38

Украшение елочки на участке детского сада

Получать удовольствие, радость от коллективного труда

39

Создание мини-книг о Новом годе (стихи, загадки)

Укрепление детско-родительских отношений

40

Чтение сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В.Даль «Девочка-снегурочка»

Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев

41

Чтение стихов о Новом годе, елке : С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г.Х. Андерсен «Ель», С.Маршак «песня о елке», К.Чуковский «Елка», С.Маршак «12 месяцев»,Е.Трутнева «С Новым годом!», Е.Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», З.Александрова «Дед Мороз», р.н.сказка «Дети Деда Мороза».Н.А.Некрасов«Мороз-воевода», И.Черницкая «Кто такой ДедМороз»,

Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения,

42

Слушание музыкальных произведений «Новогодняя полька» А.Александрова, П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Во сыром бору елочка»

Учить воспринимать и различать смену темпов музыки

43

Работа с родителями:Оформление выставки книг на новогоднюю тематику, сбор стихов о елке, Деде Морозе, изготовление кормушек из дерева, мастер-класс «Звездочка-снежинка» (мама-Горбушина С.И),

Укрепление детско-родительских отношений

Историческая справка:

Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-е января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.

 Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается.

Актуальность:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе, и рассматривания картинок  выяснилось, что дети  с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли  что-либо за столько лет.  По общему мнению, Новый год – это счастье.

Ход исследования.

В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках и зимы и о зимних праздниках.  В результате  выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый Год и каникулы  они назвали самой счастливой порой.

 Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.

 Поэтому  была проведена исследовательская работа:

 Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе, сравнивали и оценивали принесенные открытки. С интересом были восприняты презентации на мультимедиа-экране «Новый Год в России» и «Родственники Деда Мороза».

Вывод:  в итоге дети научились находить 12 различий между Санта-Клаусом и Дедом Морозом, узнали о новогодних традициях в разных странах мира и даже поучаствовали в одной из них: согласно французской традиции перед уходом домой воспитанники поставили свой башмачок около кровати. И на следующее утро все с нетерпением шли смотреть – что же там: сладости от доброго деда Января или ремешок от Дедки-с-плеткой, были слеплены олени Санты и кони Деда Мороза.

 Дети  выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели. Выяснилось, что им ближе вторая легенда, в которой говорится, что зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали  разными украшениями, чтобы год был хороший.

 Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и узнав его адрес, написали письма в Великий Устюг.

 Выводы: таким образом, в результате проведенной поисковой работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали огромную радость, веселясь на новогоднем утреннике.  Мы оказались правы, гипотеза подтвердилась: Новый год дарит счастье всем людям.

Дети нашей группы испытывают затруднение в составлении творческих рассказов, поэтому в ходе проекта был объявлен конкурс «Новогодняя история»

Задачи:

 -Придумывание различных рассказов, сказок, стишков дает возможность развивать творческое воображение и связную речь-необходимое условие коррекции речевого нарушения.

 -Сказка выполняет не только развлекательную функцию, но и способствует расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи.

 -Участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, что очень важно для преодоления речевого нарушения.

 -Чувствуя поддержку и понимание близких, малыш тем самым приобретает уверенность в себе, что необходимо в любом возрасте, особенно для детей с речевой патологией.

 -Принимая участие в различных конкурсах взрослые стимулируют творческую активность ребенка, целеустремленность, желание быть первым, помогают быть успешным и не бояться трудностей.

 -Чем раньше ребенок, имеющий речевые нарушения, включается в процесс творчества, тем легче при обучении в общеобразовательной школе развивать в нем умение мыслить нестандартно.

 -Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддержать эмоциональный контакт между родителем и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции.

 -История, в которой ребенок узнает себя, позволяет ему ощутить себя сильным, уверенным в себе человеком.

Требования и условия конкурса"Новогодняя история"

 1. Содержание сказки должно быть каким-либо образом связано с новогодними праздниками. Сказка может быть, как очень короткой так и очень длинной (более10предложений) жанр сказки-любой.

 2. Разрешается"переделывать"уже известные сказки( "Старая сказка на новый лад")

 

 3. Текст сказки может быть написан как от руки, так и набран на компьютере.

 

 4. Разрешается сочинять сказку в стихотворной форме.

 5. Работы сдавать в строго указанный срок. (23 декабря 2013 г.)

Конкурс был объявлен за месяц до Новогоднего праздника. Работы были обезличены и пронумерованы. Победителей определяли преподаватель по изо-деятельности, заместитель заведующей по учебно-методической работе, заведующая детским садом. Награждение проводилось в четырех номинациях: 1. «Если добрый ты – это хорошо!», «Новогодние истории из жизни взрослых и детей»,  «Новогодняя сказка», «Новогодние стихи» и художники оформители по номинациям: 1. «За лучшее новогоднее оформление своей работы», «За современный дизайн своей работы», «Приз зрительских симпатий». А главным призом для всех участников проекта стала книжка-малышка, в которую вошли все детские истории и иллюстрации. Вот что у нас получилось:

Итоговый протокол конкурса «Новогодняя история»

От 24.12.2013 г.

Организаторы конкурса: воспитатели 2 подготовительной группы «Ромашка»

Горбушина Наталья Геннадьевна

Ворошилова Вера Александровна

Сроки проведения конкурса: с 02.12.2013 г. по 23.12.2013 г.

Состав жюри:

Молокова Е.А. – заведующая МАДОУ «Детский сад №10»

Николаева М.Н. – заместитель заведующей по учебно-методической работе

Кабалина О.В. – преподаватель изодеятельности

15 человек представили свои работы на конкурс:

1. Шардина Аня                                        8. Коркунов Сережа

2. Сивкова Настя                                       9. Матинян Сережа

3.Жуков Арсений                                     10. Жданова Настя

4.Смирнов Никита                                   11. Горбушина Арина

5. Береснева Поля                                     12. Хазбулатов Рома

6. Наумова Юлиана                                  13. Югринов Женя

7. Лычковская Катя                                  14. Демихова Катя

                                                                    15. Лычковская Катя

Места распределились следующим образом:

В номинации «Если добрый ты – это хорошо!» победили:

1. Хазбулатов Рома                              3. Югринов Женя

2.Наумова Юлианна                            4. Вшивков Никита

Дети награждены грамотами.

В номинации «Новогодние истории из жизни взрослых и детей» победили:

1. Шардина Аня                                    3. Смирнов Никита

2. Коркунов Сережа                             4. Сивкова Настя

Дети награждены дипломами.

В номинации «Новогодняя сказка» победили:

1. Жданова Настя

2. Лычковская Катя

3. Береснева Полина

Дети награждены дипломами.

В номинации «Новогодние стихи» победили:

1. Горбушина Арина

2. Жуков Арсений

3. Матинян Сережа

4. Демихова Катя

Дети награждены грамотами.                  

Среди художников-оформителей получили благодарность за лучшее новогоднее оформление дети:

1. Жданова Настя

2. Горбушина Арина

3. Коркунов Сережа

4. Наумова Юлиана

5. Вшивков Никита

6. Хазбулатов Рома

7. Матинян Сережа

8. Лычковская Катя

9. Береснева Поля

Среди художников-оформителей получили сертификаты за современный дизайн своей работы дети:

1. Смирнов Никита

2. Сивкова Настя

3. Шардина Аня

4. Демихова Катя

5. Югринов Женя

Приз зрительских симпатий за оригинальное оформление своей работы завоевал:

1. Жуков Арсений

Председатель жюри:  заместитель заведующей по учебно-методической работе М.Н.Николаева

Секретарь:  преподаватель по изодеятельности О.В. Кабалина